Проповедь De tempore в двенадцатое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Et adducunt ei surdum, et mutum, et deprecabantur eum, ut imponat illi manum (Мк 7,32).
Когда кто-либо лишенный зрения, захотел отправиться к святым местам, должен найти поводыря. Подобно тот, кто хочет решить какое-либо дело у короля или иного властителя, но не умеет хорошо говорить и неловок, должен найти кого-то, кто бы говорил от его имени и занялся бы его делом. Точно так поступил этот глухонемой, который сам не мог говорить, поскольку был косноязычен; не мог также слышать, поскольку был глух. Поэтому друзья привели его к Христу, как к лекарю и представили за него его дело.
В этой евангелии есть два вопроса. Во-первых, что может символизировать этот глухонемой. Во-вторых, каковы эти добродетели, которые духовно ведут человека к Богу.
Относительно первого вопроса отметим, что этот глухонемой представляет грешника, которым овладел дьявол. Дьявол закрыл у него все те места, через которые легче можно его изгнать из человека и привести Бога. А именно, замкнул уста и уши. Ибо дьявол делает человека глухим, чтобы он не слышал и не принимал слово Божье. Говорит об этом псалом: как глухой аспид, который затыкает уши свои (Пс 57,5). Аспид – полезная змея для изготовления лекарств, ибо из него извлекают яд. Но когда она слышит, что обращается к ней заклинатель змей, одно ухо сильно прижимает к земле, а второе закрывает хвостом, чтобы не слышать голос заклинателя. Точно так и грешник, скрываясь по наущению дьявола в пещере грехов, одно ухо сильно прижимает к земле и закрывает его по примеру ползущих тварей. Второе же закрывает хвостом, то есть греховными удовольствиями, чтобы не слышать голос заклинателя, то есть проповедника, читающего проповедь. Таким образом он удерживает в себе яд, то есть грехи, которые справедливо называют ядом, ибо они убивают душу.
Подобным образом стал глухим царь Иорам, о котором речь идет во Второй Книге Хроник (2Пар 21,1-20). Когда убил он шестерых своих братьев и привел народ Божий к идолопоклонству, пророк Илия спросил его, зачем он это делает, и предостерег, что, если он не перестанет, Бог накажет его. Тогда Иорам стал глухим и ни во что не ставил слова пророка. Вскоре впал он в длительную болезнь, так что из него выходили внутренности. Страна его была опустошена, детей убили, а жен взяли в неволю. Сам он умер в жестоких страданиях и похоронили его не в царских гробницах, но в могиле черни. Иорам представляет каждого человека, который пока не хочет слушать Илию, то есть проповедника, но как бы глухой далее остается в своих грехах, приводит на себя длительную болезнь. Воистину, наиболее длительную, от которой уже никогда не исцелится в аду. Его земля подвергнется опустошению, то есть тело его сгниет и будет съедено червями. Дети его будут убиты, то есть добрые дела, которые он некогда совершал, будут уничтожены. Умрет он на веки и будет погребен не в царский гробницах, то есть в небе, принадлежащем святым, но в могиле черни, то есть среди тех, кто находится в преисподней.
Далее, дьявол делает человека немым, чтобы в исповеди он не изверг из себя греховный яд. Так дьявол закрывает уста грешника пятью пальцами, которыми являются: стыд перед исповедью, любовь ко греху, надежда на долгую жизнь, опасение выдержит ли он, а также сомнение в прощении. Наиболее же теряет надежду тот, кто совершил много грехов. Такой человек думает: «Даже если бы ты прямо сейчас начал каяться, то даже имея сто лет, если бы ты так долго прожил, не смог бы воздать, особенно потому, что ты – человек изнеженный. Если будешь поститься – ослабнешь, если будешь молится – перенапряжешь голову, если будешь стоять на коленях – будут болеть ноги». И таким образом теряет он надежду. Такой человек должен подумать, что много есть святых, которые вели жизнь отшельника десять, тридцать или сорок лет и ведь никогда не ели хлеба или мяса. Спросишь: «Кто их питал?» Воистину, делала это благодать Божья.
Поэтому читаем, что был большой голод в Самарии (2Цар 6,25), так что две женщины договорились, что съедят своих сыновей. Когда съели сына одной, вторая не хотела отдать своего ребенка и пожаловалась царю. Царь, услышав о таком великом несчастье, приказал убить пророка Елисея. Пророк ответил царю: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю … у ворот Самарии (2Цар 7,1). Услышал это некий сановник, стоявший возле царя, но не поверил и рассмеялся. Ибо думал он, что это невозможно, так как город был окружен врагами. Пророк ответил ему: увидишь …, но есть не будешь (2Цар 7,2). И вот в ту саму ночь Господь переполошил врагов. Тогда израильтяне вышли из города и нашли муку и все, что оставили убегающие враги. И так исполнилось слово пророка, а в городских воротах был удушен тот, который не поверил (ср. 2Цар 7,20). Этот город означает каждого человека, осажденного врагами, то есть такого, кто понял, что не сможет сопротивляться искушениям и творить покаяние. Тогда пророк, то есть проповедник, говорит ему: «Будь благоразумен, ибо легко сможешь снискать Божью милость, только бы ты захотел открыть свои уста в исповедании грехов и творить покаяние».
Так онемел один рыцарь. Совершил он много преступлений и в конце концов заболел. Священник, хоть и убеждал его, чтобы как католик исповедался и принял причастие, не мог его к этому склонить ни просьбами, ни угрозами. Рыцарь, считая все это мелочами, сказал, что никогда не уделял внимание этим вещам и теперь также об этом не заботится. Только постоянно просил попить воды. Священник в тайне от него благословил воду и подал ему. Когда рыцарь ее выпил, тотчас начал громко просить Божьей помощи и потребовал священника, чтобы у него исповедаться. После подробной исповеди он принял причастие и так закончил жизнь как верующий. Этому рыцарю дьявол закрыл уста множеством грехов, а Бог своей благодатью их открыл. И потому, хоть ты и совершил много грехов, не теряй надежды, ибо именно теперь можешь легко снискать Божью милость. И так мы выяснили первый вопрос.
Если речь идет о втором, то можем заметить, что есть много способов, благодаря которым грешник обращается ко Христу. Первый это – слушание проповеди. Имеем тому пример в Деяниях Апостолов (2,4), где читаем, что, когда Дух Святой сошел на апостолов и они начали говорить разными языками, некоторые из язычников и иудеев говорили, что апостолы пьяны (ср. Деян 2,13). Но когда Петр произнес проповедь, сокрушились сердцем (Деян 2,37) и окрестились числом три тысячи (ср. Деян 2,41). Вот те, которые перед этим из-за отсутствия веры были отдалены от Бога, выслушав проповедь, стали христианами. Таким образом проповедь привела их ко Христу. О, сколько же грешников слушание проповеди привело ко Христу.
Приводят также людей к Богу тяжкие испытания, которые падают на нас по причине смерти друзей или утраты имущества. Аллегорически это представлено во Второй Царской Книге (2Сам 14,29-31), где читаем, что сын Давида, Авессалом, имел одного воителя по имени Иоав. Когда послал к нему своих послов, чтобы призвать его к себе, Иоав не хотел прийти. Тогда царь приказал сжечь его посевы. Когда это было сделано, Иоав, оставив все, тотчас прибыл к Авессалому. Иоав представляет каждого грешника, к которому Бог посылает своих послов, то есть проповедников, то есть людей, которые дают ему внутреннее вдохновение или благодеяние благодати. А если грешник не хочет прийти, то Бог быстро поджигает его посевы, то есть посылает какое-то тяжкое жизненное испытание. И тогда грешник приходит к Богу в молитве или исповеди.
Также память о смерти приводит человека к Богу. Аллегорически это представлено во Второй Царской Книге (9,1-7). Читаем там, что, когда Давид стал царем еврейского народа, сказал: есть ли еще кто‐нибудь из дома Саулова? я оказал бы ему милосердие (ср. 2Сам 9,3). Услышав это, Сива сказал царю: «Есть Мериббаал, но он хромой» (ср. 2Сам 9,3). Царь приказал привести его к себе и объявил, что он будет питаться с царского стола. Этот Мериббаал, а имя это переводится «стыдливые уста», означает грешника, который не имел отваги исповедать свои грехи по причине стыда и который хромает на обе ноги, потому что делает то, что запрещено, и отвергает то, что следует выполнять. Сива переводится «память о смерти». Приводит он грешника к Давиду, то есть ко Христу, и оказывает ему милосердие.
И здесь мы можем привести пример одного рыцаря. Читаем о нем, что около своего ложа он поместил на стене два образа. Были они мастерски повешены на двух ремнях по обе стороны его ложа. Когда он поворачивался на правый бок, тогда тянул ремень. В результате этого образ двигался и взывал «смерть». Когда же он поворачивался на левый бок, тогда второй образ говорил «ад». Этот рыцарь сделал это потому, чтобы всегда помнить о смерти и аде.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий