Проповедь De tempore в двадцать третье воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Ostendite mihi numisma census (Мф 22,19).
Следует показать, что над этим высказыванием человек должен задуматься. Так вот, человек должен показывать истину в своих речах, показывать грех на исповеди, доброту в действиях, образ Бога в душе, в смертный час.
О первом говорит Апостол: говорите истину каждый ближнему своему (Эф 4,25). Ибо человек должен блюсти истину в слове, чтобы то, что он имеет в сердце, имел также на устах, должен хранить правду в том, что обещает, должен хранить правду во всей своей жизни. Ибо людям правдивым Бог дает утешение здесь на земле и в будущей жизни. Аллегорически это представлено в особе Товита. Товит, находясь в неволе, как читаем о нем (ср. Тов 1,2), не сошел с пути истины. Тогда Бог утешил его здесь на земле, послав ему ангела, ибо вернул ему зрение, так как был он слеп (Тов 11,15). А теперь радует его в небе. «Глосса»: Товит представляет грешного человека, который духовно был ослеплен пометом (Тов 2,10), то есть грехами или богатством. Бог посылает к нему ангела, то есть проповедника, который просвещает его своим советом и учением, или дает ему свою благодать, которая делает его более мудрым и дает ему истинное сокрушение, а также возможность познания. И таким образом утешает его. В конце же утешит его в небе, именно благодаря истине, которую он хранит в речах и которую являет во всех своих поступках.
Каин не был таким правдивым. Когда он убил брата, Господь сказал ему: где… брат твой? … Он сказал: не знаю, Господи. Разве я сторож брату моему? (Быт 4,9). И что с ним случилось? Верно, был он смертельно поражен стрелой Ламехом. То же постигнет всех обманщиков, которые противятся истине. Поразит их Бог стрелой, то есть смертью вечной, от которой никогда не восстанут. Прежде же всего проповедники должны говорить правду злым и добрым. Злым должны говорить о их вечной погибели. Имеем это представленным в Откровении. Ангел, который означает проповедника, говорит Иоанну: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею (Откр 17,1), то есть над грешной душой.
Должны они также показывать добрым их вознаграждение, которое представлено как плод надежного обещания, как это представлено в Книге Чисел (13,1-33). Читаем там, что Моисей выслал двенадцать разведчиков (Числ 13,26), чтобы высмотрели землю обетованную и принесли с собой немного плодов (ср. Числ 13,21), чтобы люди, увидев изобилие земли, захотели прийти туда. Когда увидели, что земля та была весьма урожайной, двое мужей принесли ночью виноградную ветвь с кистью ягод…, смоквы и гранатовые яблоки (ср. Числ 13,24). «Глосса»: Моисей означает Бога, который посылает своих разведчиков, то есть проповедников, в землю обетованную, то есть в царство небесное, чтобы задумались над описанием: как богата и как прекрасна та земля, и чтобы принесли с собой немного плодов и показали людям на проповеди вино вечной радости, гранатовые яблоки, — это плод, в котором семена уложены как перец, но всегда царит между ними согласие, - и смоквы, которые сладки и означают милость Христа. Милость эта насытит всех блаженным созерцанием.
Это должны проповедники показать людям, чтобы люди жаждали и старались войти в эту землю. Посему об этой истине Божьей читаем в «Экстравагантах»*, в главе «О проповедниках»: «Пусть поучают люд, каково различие между святым и оскверненным, между чистым и запятнанным, что позволено, а что не дозволено, что добродетель, а что преступление».
То, что грешник должен показать грех на исповеди, видим на примере десяти прокаженных у Луки. Господь сказал им: пойдите, покажитесь священникам (Лк 17,14). Правильно говорит: покажитесь, а не «скройтесь» как Адам, который спрятался, когда согрешил, и был изгнан из рая (ср. Быт 3,8-23). Точно так будут изгнаны из рая все, кто скрывает свои грехи, отрицая их или разделяя их на несколько исповедей, или утаивают, или оправдываются. Если же ты сейчас не хочешь показать себя одному священнику, будешь показан всем на суде. Откроют небеса срамоту твою пред обличьем твоим и покажут народом наготу твою (ср. Наум 3,5).
В-третьих, человек должен показать добро в действиях. Поэтому Господь говорит: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф 5,16). Ибо всегда человек должен оказывать доброту по отношению к ближним, чтобы, видя это, поступали точно также. Но тот, кто делает что-либо доброе, чтобы его другие хвалили, воистину, впустую тратит свой поступок вместе с заслугой. Аллегорически имеем это представленным в Четвертой Царской Книге (25) на примере царя Седекии. Когда пришли к нему языческие послы, он ведомый гордыней, желая похвалиться своими богатствами, золотыми и серебряными сосудами, ввел их в храм господний. Потом Бог послал на него несчастье: пришел один царь, забрал все это, а его увел в Вавилон. «Глосса»: Седекия представляет каждого человека, который свои сосуды и серебряные предметы, то есть добрые дела, показывает другим, делая это для того, чтобы его хвалили и говорили: «Вот это добрый муж, а это благочестивая жена». И даже не знает он, когда придет царь вавилонский (ср. 2Цар 25,1), то есть царь смятения, дьявол, и заберет все из храма его сердца, так что никогда не сможет получить какую-либо награду. О таких говорит Господь: истинно говорю вам: они уже получили награду свою (Мф 6,2).
В-четвертых, человек должен показать свою душу как образ Бога, и это именно в час смерти. Блажен тот, кто в момент своей смерти может показать хорошую монету, то есть добрую душу. И напротив, горе тому, кто представит там свою душу как фальшивый медный динарий. Таким скажет Господь: «Сожгите эти фальшивые динарии». Поэтому также говорит им Матфей: идите… проклятые, в огонь вечный! (Мф 25,41). «Идите прочь от моей благодати и от всяческой радости. Идите прочь от Меня и от Моих братьев ангелов, согласно советам которых вы не хотели поступать, а делали в их присутствии дела позорные. Уйдите, чтобы вас уже больше не хранили, а оставили брошенными в руках множественных неприятелей. Отойдите от моих святых, жизни которых вы не хотели подражать, а их учением пренебрегли, праздников которых вы не хотели отмечать. Отойдите от их радостного общества, от их помощи и от их вечной радости. Отойдите также от Моей сладчайшей Матери. Вы не хотели стать членами Её семьи. Никогда не воздавали вы Ей почитание. Отойдите от Меня, чтобы ваши уши никогда не услышали Мой голос, чтобы руки ваши никогда не приняли венец славы, чтобы ваши очи никогда не узрели Мой лик». Тогда они смогут ответить: «О милостивый Боже, Ты отверг нас ныне от Своего милого лика. Куда же мы пойдем, несчастные? Пойдем теперь к себе домой или к нашим имениям, откуда мы пришли». Он же ответит: «Не домой, а в огонь, который человек не угасит, а его пламень никогда не ослабнет». Тогда пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25,46).
* Extravagantes pap Joannis XXII, составленный в 1325 году, сборник папских декретов, не входивших ранее в Корпус Канонического Права (Corpus Juris Canonici), поэтому декреты были названы «экстравагантами» (лат.: ekstra «вне чего-либо» и vagans, vagantis «блуждающий»).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий