Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», «VESPERUS» (Вечерняя звезда) образ св. Доминика в представлении братьев в XIII веке, І. Культ и место возникновения образа св. Доминика. 2.
Все изменилось в тридцатых годах. Орден быстро развивался на Западе, особенно в Ломбардии и Провансе. С другой стороны, восстановление мира в северной Италии (трактат из Сан-Джермано в 1230 году между папой и императором) позволило развиться религиозной деятельности во всех сферах: в проповедничестве, литургии, восстановлению мира, в борьбе с ростовщичеством и ересями. В 1233 году произошло три события, взаимные связи которых не удалось установить. Во многих местах развилось мощное духовное движение, называемое «Аллилуйя» или «богослужение Братьев Проповедников». Одновременно деятельность доминиканских и францисканских «умиротворителей», которая длительное время безрезультатная, начала давать большие успехи в народном порыве. Иоанн Виченский, доминиканский народный трибун, и немого демагог, привел в мае того же года к сенсационным событиям в Болонье. Речь шла ни много ни мало об объединении Церкви, города и университета. В своих предприятиях Иоанн Виченский открыто ссылался на небесное покровительство Доминика. С другой же стороны в то время закончилось строительство храма для верных на месте монастырской часовни, превращенной в 1228 году в строительную площадку. В связи с этим братья рассматривали проект перенесения останков св. Доминика в новую гробницу. Наконец, в это же время, как кажется, Иордан Саксонский, преемник Доминика, редактировал Libellus о началах ордена. Эта книжица не была собственно биографией св. Доминика, однако по-своему подчеркивала его роль.
Знаем, что было дальше. Городские власти обратились к папе с просьбой на позволение перенесения реликвий. Произошло это 24 мая. При вскрытии гроба разошелся необычайно прекрасный интенсивный запах, который до глубины тронул братьев и собравшуюся толпу. Хоть этот факт может показаться нам весьма неожиданным, имел он, однако решающее значение. Его последствием стал процесс, инициированный в августе 1233 года, и канонизация в 1234. Григорий IX, который усиленно поддерживал это предприятие, установил в специально изданной энциклике торжество св. Доминика во всей Церкви и даровал год отпущения каждому, кто в день этого праздника посетит его гробницу в Болонье.
Обстоятельства канонизации повлияли на представления о Святом. Его признали тем, кто неустанно заступается пред Богом, по его молитве братья получают от Бога сверхъестественную эффективность своего служения и благодать для людей, которых они евангелизируют. Провинциал Ломбардии объявил в августе 1233 года: «Я полностью убежден, что благодать дарованная Богом в этот час Братьям Проповедникам в Ломбардии и в других провинциях была им вымолена, а позднее приумножена молитвами и заслугами св. Доминика … Воистину, особенно с того часа, когда брат Иоанн Виченский начал в своих проповедях говорить об откровениях, которыми Бог его одарил, а которые касались личности брата Доминика, и знакомить людей с его публичной и приватной жизнью, а также с его святостью, с того момента, когда я сам и несколько других братьев начали переговоры по вопросу перенесения его реликвий, щедро и с растущим блеском начала являться благодать, будь то в братьях, которые прославляли его жизнь и его святость, будь то среди народа, принимающего их слова».
Отправить комментарий