Из статьи брата Кристиана Несчера ОР, Quid sit musica? Теория музыки Иеронима Моравского, 4.
Иероним начинает отвечать на вопрос, поставленный в титуле первой главы с собственного определения. Пишет, что музыка — это движение звуков (musica est motus vocum), которые созвучны друг с другом в соответствующих пропорциях. Это определение чисто физическое, относящееся к природе звука как акустического явления. Далее следует обширная цитата из трактата Боэция. Это короткое определение с обширным пояснением. Боэций к гармоничному созвучию между низким и высоким голосом прибавляет познавательные механизмы, благодаря которым человек может их распознать: органы восприятия и разум. Орган восприятия в состоянии только неясно принять звуковые волны. Принимает он только приближенное подобие. Только разум оценивает все в целости и достигает до наиболее укрытых тайн. Боэций дает пример восприятия от руки нарисованного круга. Он утверждает, что глаз принял бы, что это без сомнения круг. Однако разум замечает, что это только приближенное и несовершенное подобие. Орган восприятия обобщает, является неточным и несовершенным. Разуму же присущи точность и истина. Это именно разум имеет задание дополнять и исправлять то, что органы чувств воспринимают неточно или вообще ошибочно. Боэций напоминает, что нельзя полагаться на оценку органов восприятия, а следует использовать также разум, который может направлять заблуждающиеся органы восприятия. Это ценное замечание также для нас, современных людей, которые часто воспринимаем произведения искусства совершенно бессознательно, сосредотачиваясь на категориях: красивое или не красивое. Интересным опытом является соприкосновение с современной музыкой, часто авангардной. Когда мы слушаем её без какой-либо подготовки или хотя бы минимального сосредоточения, можно воспринять её как тотальное смятение и хаос. Однако, когда хоть немного познакомимся с современными музыкальными течениями, поищем послание или философию, которая за ними скрывается, можно приятно удивиться. Это конечно не легкая музыка, к которой необходимо подобрать ключ, но это совсем не так трудно. Часто достаточно минутки внимания и – как пишет Боэций – использования разума. Сама же средневековая музыка была даже слишком интеллектуализированной. Передавала совершенство вселенной, была своеобразной математикой на практике. Подобное математическое определение дает Иероним. Это высказывание Иоанна Гарландского, который понимает музыку как знание о числах по отношению к звукам. Мы должны также помнить, что огромный вклад в развитие теории музыки сделали пифагорейцы, которые открыли, что музыка — это сложение пропорций. Иероним Моравский в первой главе своего трактата приводит мнение Аль-Фараби, Ришара Сен-Викторского, Исидора Севильского, Гуго Сен-Викторского, Гвидо из Ареццо и Иоанна Котто. Они подобным образом пишут о гармонии, выступающей между звуками, определяют музыку как способность модуляции и упоминают о пении, с которым, прежде всего, связывают музыку. Иероним заканчивает эту главу заявлением, что не приводит следующие, разнообразные определения, чтобы не растягивать свой трактат. Поэтому первая глава — это лаконичная компиляция средневековых текстов на тему музыки. Он подает общий взгляд на тему, которую представляет, чтобы в дальнейшей части творения сосредоточиться на подробностях.
Отправить комментарий