В заточении

11/05/2021, No Comment

Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава II. Пленение св. Фомы. Преодоление различных искушений в неволе, 10.

И вот, хотя юноша, томясь в таковом заключении, был лишён света и свободного выхода, свет был с ним во тьме (ср. Ин. 1:5), а в узах он обрёл больше свободы. Будучи стеснён телесно, он был раскрепощён умом, и Милостивец Бог настолько просветил его сиянием духовного разумения, что он в неволе прочёл Библию, изучил «Сентенции»* и, говорят, составил комментарии к «Ошибкам»** Аристотеля. Кроме того, он обучал своих сестёр священным наукам как бы в предзнаменование своей будущей наставнической деятельности. Его наставления вскоре начали приносить плоды: одна из сестёр, которую родители подсылали, чтобы сбить его с толку, благодаря его наставлениям и примерам обрела любовь к Богу. Впоследствии её, принявшую иноческий чин по уставу св. Бенедикта, ради высоких достоинств и заслуженной жизни выбрали и утвердили настоятельницей монастыря св. Марии в Капуе.

Между тем благочестивый юноша, дабы посредством благих дел убедиться, что выбрал своё призвание в согласии благодатью Божией, полностью предался молитве, созерцанию и чтению, и никакие убеждения, соблазны, угрозы, которые способны сокрушить сердце даже суровых личностей, не могли сломить его дух. Он точно набирался сил в борьбе, принимая множество ударов в нападках сражения. Ибо братья, вернувшись, обрушились на него с суровыми нападками и попытались смутить его оскорблениями, но им не удалось ни сломить его запугиванием, ни смягчить уговорами. Посему они велели разорвать на нём орденский хабит, чтобы он по стыдливости снял рваное и надел то, что ему понравится. Он с совершенным терпением перенеся это оскорбление, облёкся, словно во Христа, в оный хабит, замотавшись в его обрывки; при этом он чувствовал себя одетым, ибо хоть хабит его был рван, принятый обет он сохранил нерушимо.

* Главное произведение Петра Ломбардского, содержащее систематическое изложение догматики.

** «О софистических опровержениях».

продолжение

No Comment

Отправить комментарий