Пояс целомудрия

11/19/2021, No Comment

Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава II. Пленение св. Фомы. Преодоление различных искушений в неволе, 11.

Когда братьям не удалось обескуражить Фому даже таким оскорблением, они задумали одолеть его натиском иного рода, тем, который потрясает башни, плавит скалы, вырывает бурей кедры ливанские. С ним всем нам приходится вступать в схватку, но мало кто побеждает по великой трудности его.

Итак, когда он находился в комнате один, где ему приходилось и спать в заточении, к нему подослали прелестнейшую девицу, пышно разодетую как проститутка, и она своим обликом, прикосновениями и заигрываниями, и всеми доступными способами попыталась склонить его ко греху. Неодолимый боец сразу прибег к помощи Божией премудрости, к коей пылал любовью, однако, почувствовав при виде блудницы жало во плоти, хотя он всегда держал её в подчинении разуму (сие случилось по попущению предвечного Божия промысла, дабы он достиг тем славнейшей победы в сражении), по вдохновению выхватил из камина головню, с возмущением изгнал девчонку и, пылая духом, отошёл в угол комнаты, где концом головни начертал на стене знак Креста. Затем он простёрся на полу и со слезами молитвенно просил у Бога пояс вечного целомудрия, который бы помог ему сохраниться незапятнанным в сей борьбе. Молясь об этом, он вдруг заснул, и вот: посланы к нему двое ангелов небесных, и заверяют они его, что Богом он услышан и что одержал он победу в столь тяжком сражении. И сжав ему со всех сторон чресла, сказали они: «Вот, от имени Бога мы опоясываем тебя, как ты просил, поясом целомудрия, который отныне никакие нападки расторгнуть не смогут, который человеческими силами заслужить невозможно, но даётся он тебе Богом в дар». По его отчётливым ощущениям этот пояс его никогда не подводил, как он потом поведал своим исповедникам в предсмертном свидетельстве. Ибо девство его, которое он отстоял в столь тяжком сражении, было неодолимо до самой его кончины. Посему с тех пор он всегда гнушался лицезрения женщин и всеми силами избегал рядом с ними находиться, разговаривать, есть. Он не раз весьма удивлялся и пенял людям, занимающимся божественным размышлениями, как могут они тратить время на долгие беседы с женщинами, если только не возникает необходимость обсудить какой-нибудь чрезвычайно важный для духовной пользы вопрос; например, о Боге или Слове Божием.

Когда при том прикосновении ангелов он ощутил чувствительную боль от сжатия и громко закричал, но когда его спросили о причине крика, не пожелал сообщить о данном ему Божием даре, но держал его втайне до самой кончины. И открыл он эту тайну только своему товарищу Райнальду, который потом ради славы Божией и свидетельства о святости Фомы поведал это многим в качестве примера.

О блаженное заточение, в коем просиял такой свет разумения! о спасительные оковы, даровавшие столько свободы созерцателю небесных истин! О блаженная победа, добытая в яростной битве, когда враг уже готовил падение, но был сокрушён с Божией помощью! О всеявственное знамение достоинств жизни святой: неодолимый боец при обоюдной угрозе жизненным чувствам – тут соблазнами, там оскорблениями – не смягчился и не был сломлен! О мужественный боец, новобранец непобедимый, кто, одолев издревле знакомого льстеца, из невиданно тяжкой битвы вышел с победой, достойный отныне носить венец! О блаженный путник, враг века сего, за победу свою удостоившийся по Божией милости гражданства небесного и лицезрения сограждан своих; ради опоясания целомудренного причастником общения ангельского соделанный и достойно именуемый за чистоту свою Ангелическим, ибо в жизни земной принял бой за девство своё.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий