Признание общины иерархией

11/23/2021, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизма и иерархия в основании Ордена Братьев Проповедников, II. Пять факторов основания Ордена, 3.

В начале XIII века иерархия была в большей степени источником инициатив, чем контролирующей силой. Процесс юридической централизации орденов, происходящий вплоть до нашего времени, не уходит к самым началам их существования. В первых десятилетиях XIII века этот процесс только начинался и преследовал цель преодолеть ограничения, которые установил XIII канон Латеранского Собора, запрещающий создавать новые ордена. Ранее, XII век был свидетелем необычайно свободного расцвета разнообразных форм монашеской жизни. Конечно, епископы далее имели право позволять строить монастыри на территориях своих епархий. Более того – часто сами брали на себя инициативу основания или материальной помощи уже основанных центров совершенной жизни. А папы? Если случалось им до 1215 года вмешиваться в эти дела, подтверждать некие блага или уделять привилегии, то только по просьбе самих монахов, в той степени, в которой они сами признавали необходимой, чтобы обеспечить себе «свободу» или облегчить вход в католическую среду. Из всех уделенных таким способом папой привилегий – наиважнейшей была рекомендация. В этот период истории Церкви обеспечила она одно из двух условий гармоничного и плодотворного укоренения новых институций в Церкви, а именно – признание христианской общины. Разве предпринимаемые при этом папой контроль или реформы не преследовали цель именно обеспечить эту гармонию и плодотворность? Свидетельство об аутентичности, которое они в своей рекомендации выдавали, было одним из обоснований общественного признания. Но случалось также, что папы и епископы распознавали в факте всеобщего признания vox Dei, который благодаря одобрению факта существования ордена подтверждал его аутентичность. Таким является, например, смысл свидетельства II Лионского Собора 1274 года, который отверг недавно провозглашенное решение против «необузданного размножения» нищенствующих монастырей, Проповедников и Миноритов, «поскольку очевидная польза, которую приносят эти два ордена Церкви, являются их подтверждением». Quos eidens ex eis utilitas Ecclesiae universali proveniens perhibet approbatos.

Разве, смотря с этой перспективы, мы не найдем в отношениях основателя с иерархией следов какого-либо спора, какого-то даже небольшого противоречия, которая иногда становится источником усовершенствования, а иногда ограничений? И таки найдем, но ограниченные во времени и в последствиях. Следует тут обратить внимание на три момента, отделенные датами: 1215 и 1217, что означает, что относятся к периоду до 1215 года, между 1215 и 1217 и после 1217. В каждом из этих периодов ситуация была совершенно различной.

Начиная с момента утверждения ордена, в начале 1217 года, признание папы без ограничений поддерживает инициативы основателя. Свидетельством поддержки являются тридцать пять разного рода папских булл, выданных Доминику в течение четырех лет с момента утверждения до его смерти. Папа не дискутирует с этими инициативами и не исправляет их. В других аспектах Доминик был, как мы это уже видели, полностью независим.

Отсутствие видимой инициативы со стороны Доминика до 1215 года и его неизменная и однозначная позиция по отношению к Церкви привели к тому, что не произошло ни малейшего противоречия между Святым и иерархией. В конце концов, как мы уже сказали, основные инициативы, которые подготовили основание Ордена Проповедников, были предприняты самой иерархией, папой и епископами. Еще в 1215 году епископ Фулько одним решением устанавливает Доминика и его братьев проповедниками епархии и одновременно объявляет об орденском характере этой общины и её служении в евангельской бедности. Если между Домиником и епископом происходили какие-то недоразумения, если можно подозревать какое-либо различие в суждениях между ними, то не существует никаких свидетельств, которые бы открывали такие разноречия.

Только несколькими месяцами позднее между требованиями папы и замыслами основателя открылся определенный диссонанс на тему устава. Продолжался он до 1217 года. Папа потребовал принять уже подтвержденный устав. Доминик не предвидел этого в своих планах. Различие было конечно существенным, но не принципиальным. Главные события: вдохновение 1206 года, основание ордена 1215, его универсализация в 1217 – не были поводом для какого-либо противоречия. Разноречия 1215 года были частично преодолены, как мы это показали, в 1217 году, и полностью в 1220. Но уже в 1215 году, и даже намного ранее, в действиях Доминика открылся фактор, который сыграл главную роль в разрешении этих трудностей и позволил Святому сделать этот трудный шаг, как и множество других, без видимой драмы. Я говорю о его сверхъестественном послушании.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий