Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизма и иерархия в основании Ордена Братьев Проповедников, II. Пять факторов основания Ордена, 2.
Кажется, что независимо от этих сверхъестественных интервенций, действенной, если не главной причиной инициатив приведших к созданию Проповедников, было чувство ответственности.
Ответственность, в узком значении этого слова, предполагает существование общества, перед которым эта ответственность несется, власти, силою которой действует, и институции, в которой это действие находит свое выражение. В нашем наброске мы встретились с деяниями многих ответственных людей: папы Иннокентия III, легатов из страны альбигойцев, прелатов из долины Роны, заседающих в Авиньоне, некоторых епископов Юга, как Фулько из Тулузы, наконец, всех католических епископов, собравшихся на Латеранском Соборе, созванном Иннокентием III. В 1203-1215 годах эти ответственные члены церковной иерархии бросили апостольский клич и возбудили людские умы, благодаря чему мог родиться Орден. Если бы не решение папы и епископов, кризис в стране альбигойцев, Доминик не мог бы предложить Церкви или даже представить себе свой орден.
Но и он сам, особенно в 1215-1221 годах, когда получил полную независимость, глубоко осознавал свою ответственность, миссию и власть. «Не противьтесь мне, я прекрасно знаю, что делаю!»
Основы этого осознания, однако, не имеют природу чисто общественную или правовую, как если бы это было в случае с должностного лица, лишенного обычно творческой инициативы. В основе её мы находим рвение чисто религиозное, которое в среде духовенства разожгли григорианские реформы. В среде, в которой разыгрывается все предыстория и история Проповедников, живо было сознание апостольской ответственности духовенства. До 1215 года, а особенно в 1206-1208 годах, Диего из Осмы и Доминик в своих действиях руководствовались сознанием, что по причине своего духовного призвания они должны в меру своих сил и обязанностей нести бремя «заботы всех Церквей». Строго говоря, должны заботиться о спасении всех людей.
Идем дальше. Достаточно вспомнить молитву Доминика в монастыре в Осме в начале всего этого приключения, чтобы открыть первичное действие еще более элементарного чувства, пред которым чувство ответственности духовного является только своеобразной формой выражения. Это было убеждение, что нельзя быть настоящим христианином, истинным членом Тела Христа, если полностью не отдаться, как Учитель, делу спасения всех людей. В 1206 году, когда Доминик и Диего бросились в водоворот евангелизации «по примеру апостолов», не помышляя о возвращении на родину, это чувство возобновилось в них под влиянием незабываемой встречи с вальденскими отступниками, истинными людьми Евангелия, основным вдохновением которых было именно проницательное осознание ответственности каждого христианина, даже мирянина, за спасение ближнего. «Если ты не отзовешься, чтобы предостеречь негодного человека от его негодного поведения, чтобы он жив был, этот негодник умрет по причине своего греха, но от тебя потребуют счет за его кровь» (ср. Иез 3, 18-19).
Здесь мы переходим из сферы ответственности в узком значении этого слова, чтобы войти в сферу веры и любви, общую для всех христиан, о которой речь пойдет в конце этой главы.
Таким образом, во время создания доминиканского ордена совершенно не произошел диалектический конфликт харизмы и авторитета ответственных иерархов; совсем наоборот – они сотрудничали в этой инициативе. Это произошло наверняка благодаря царившей в то время ситуации и благодаря гению св. Доминика. В отличие от св. Франциска, который в жесте смирения не просил для себя буллы Святого Престола, и по этой причине встречал множество трудностей, св. Доминик, чувствуя себя совершенно свободно в обществе духовных и имея опыт в поведении и стремлении, присущих Церкви, в соответствие с которыми он сразу же привел свою инициативу, с самого начала пользовался мощной поддержкой епископов и папы, и свободно нею пользовался.
Это следовало из характера и позиции иерархической и орденской власти в начале XIII века, роль которой в истории основания ордена мы сейчас исследуем.
Отправить комментарий