Возвеличил его пред обличьем царей и дал ему венец славы

11/10/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святого Мартина, епископа и исповедника Перегрина Опольского.

Magnificavit eum in conspectu regum et dedit illi coronam gloriae (ср. Сир 45,3).

В этих словах мы можем заметить три правды: во-первых, кто возвеличивает; во-вторых, кого возвеличивают; в-третьих, каким образом его прославляет. Если хочешь знать, кто возвеличил, то воистину, не какой-то там князь этого мира, не король Франции, не король Чехии, но сам Господь – Господь и Царь неба и земли (Мф 11,25), Судия живых и мертвых (Деян 10,42). Этот Господь возвеличил сегодня святого Мартина, даже дважды: во-первых, на этом свете, во-вторых – в небе. На этом свете возвеличил его святостью жизни, в небе – увенчанием во веки.

Когда речь идет о первом, заметь, что святость его жизни заключалась в четырех добродетелях, то есть: в смирении, целомудрии, благочестии и в умерщвлении. Это та четверная риза, в которую должна быть облечена душа, желающая войти к царю Артаксерксу. Читаем, что к этому царю никто не смел войти в отвратном или разодранном одеянии, или будучи одетым во вретище (ср. Эсф 4,2). Поэтому царица Эсфирь, когда хотела туда войти, облеклась в царские одеяния (Эсф 5,1), прошитые золотом. Точно так к Царю небесному не войдет никто, если духовно не будет облачен в эту четверную ризу.

Воистину тот, кто не имеет смирения, не войдет в царство небесное. Примером тому служит Люцифер. Ибо когда возрос он в гордыне, не мог оставаться в небе. Также тот, кто не скромен в нравах или не любит целомудрия – каждый согласно своему положению, туда не войдет. Примером тому служат жители Содома (ср. Быт 19). То же самое также относится к супружескому положению. Также тот, кто не проявляет благочестие там, где должен и где оно требуется, и где оно необходимо, не войдет в царство. Примером тому служат глупые девы, которые не имели масла для своих светильников, то есть благочестия в сердцах. Затворены были двери (Мф 25,10) пред ними, то есть двери небес (ср. Мф 25,1-13).

Также те, кто суровостью жизни никак не умерщвляют свои тела, но хотят жить в утехах и пьянстве, точно так не войдут. Пример тому – пирующий богач, который… каждый день пиршествовал… и погребен в аду (Лк 16,19.22).

В эту четверную ризу был облачен святой Мартин. Ясно видна его великая святость, из-за которой Бог возвысил его на этом свете. Сперва был он возвышен ради его смирения. Так читаем о нем, что, хотя был он сыном весьма могущественного и прославленного мужа, ибо отец его был трибуном и командующим тысячью солдат, Мартин же отличался огромной скромностью. Хотя был он рыцарем и мог иметь десять, двадцать или даже сто слуг, довольствовался одним, которому сам больше служил, чем слуга ему. Ибо часто снимал ему обувь, а потом ее чистил. Встретил он также однажды в Париже прокаженного, который у всех вызывал отвращение. Поцеловал его и тот сразу был исцелен. Мало сегодня таких Мартинов.

Во-вторых, прославил его Господь ради его целомудрия. Ибо к рукам его не пристало ни одно пятно смертного преступления, ибо полученную в крещении невинность он сберег до самой смерти. Во свидетельство этого, читаем, что отличался он весьма огромной непорочностью жизни и тело его было девственным. Читаем о нем, что, когда он умер, его тело стало белым как снег или молоко, а лицо его сияло как солнце, как будто бы его тело уже было прославленным.

В-третьих, был он возвеличен ради своей доброты. Читаем о нем, что отличался он огромной милостью к убогим. Так читаем в Диалоге*, что, когда Мартин в день некого торжества спешил в церковь, шел за ним без одеяния какой-то убогий. Мартин приказал своему архидиакону, чтобы его одел. Но когда тот отложил это на позже, святой Мартин отошел в отстраненное место, дал ему свою тунику и приказал тотчас уйти. Когда же архидиакон сказал ему, чтобы шел служить торжественное богослужение, Мартин – думая о себе – сказал, что не может идти, пока убогий не получит одежду. Архидиакон же, не понимая этого, ибо Мартин был накрыт плащом и не было видно, что был он под ним наг, сказал, что убогого нет. А Мартин сказал ему: «Принеси мне рубаху, и будет убогий, которого следует одеть». Тот, вынужденный, пошел на рынок и купил за шесть серебряных монеток убогую и короткую рубаху, и с гневом бросил ему под ноги. Когда никто не видел, Мартин одел ее. Ее рукава были ему до локтей, а длина была до колен. Так, когда он служил мессу и в руках возносил, как обычно, Тело Христово, льняные рукава опустились вниз и открылись его голые плечи. И сразу, на очах у всех, ангелы достойно покрыли его плечи пурпуром с небес.

Читаем также о нем, что отличался он огромным милосердием, ибо доброжелательно принимал всех, кто хотел каяться в грехах. Ибо когда дьявол обвинял его в том, что он с такой милостью принимает грешников в таинстве покаяния, ответил ему наконец: «Даже если бы ты сам, о несчастный, перестал беспокоить людей и каялся бы в своих грехах, я бы, уповая на Господа, обещал бы тебе милосердие». Отличался он также столь огромной добротой, что куда бы только не шел, когда уже был епископом, и сбегались к нему убогие, говорил своему клирику Брикцию: «Дай убогим, не отказывая им ни в чем».

В-четвертых, был он возвышен ради умерщвления. Посему читаем о нем, что умерщвлял он свою плоть постами, бдениями и молитвами. Также в его монастыре ни он сам, ни его собратья не пили никакого вина, разве что принужденные болезнью. Мягкие одеяния также считались там преступлением. Рассказывает и его ученик Северин, что, когда святой Мартин прибыл в свою епархию и клирики приготовили ему ложе, он выбросил все и лег на голой земле. Когда однажды он страдал от лихорадки, приказал положить его на голой земле. Когда же его клирики просили его, чтобы позволили подложить хотя бы солому, он ответил: «Недостойно, дорогие мои, - говорит – христианину умирать иначе, чем в пепле и вретище. Если я оставлю вам иной пример, сам согрешу». И таким образом открылась святость его жизни, ради которой был он возвышен Богом на этом свете.

То же, что святой Мартин был весьма мил Богу, являет это сам Бог Отец, Мария и святые ангелы, его смерть и различные хвори. И, во-первых, Отец возлюбил его, ибо Мартин соблюдал Его заповеди. Иоанн говорит: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое и т.д. (Ин 14,23).

Во-вторых, о святости его свидетельствует сам Сын, благодаря его пред ангелами. Так читаем о нем, что, когда однажды встретил он зимой во вратах города Амьен, какого-то убогого без одежды, который ни от кого не получил милостыню, святой Мартин, схватив меч, разрезал плащ, который был на нем, и половину отдал убогому, а оставшейся частью укрылся сам. На следующую ночь увидел он небо отверстым (ср. Откр 19,11) и Христа, одетого тою частью плаща, которой он укрыл убогого. Христос поблагодарил его пред всем небесным двором, говоря: «Мартин, будучи еще оглашенным, укрыл меня этой ризой».

Также Дух Святой показал, что Мартин свят. Так читаем о нем, что, когда однажды он служил мессу, над его головой явился огненный шар. Этот шар символизирует Святого Духа, который сошёл на него, как на апостолов.

Его святость явила также Матерь Христова – Мария. Так читаем в Диалоге, что, когда однажды он сидел сам в келье, а его ученики ожидали у ворот, многие слышали какой-то разговор в келье. Когда его потом об этом спросили, он сказал: «Скажу вам, но прошу, чтобы вы никому этого не говорили. Так вот, знайте, что была у меня Мария, Матерь Христова, Агнесса и Фёкла, и разговаривали со мною. Часто они меня посещают. Подобно Петр и Павел навещают меня часто».

Святость его явили также ангелы в час его смерти. Посему читаем, что, когда епископ Кёльна – Северин в воскресенье после утренних молитв обходил, как обычно, святые места, в тот час, когда умер святой муж, слышал пение ангелов с небес. Позвал он архидиакона и спросил, слышит ли он что-нибудь. Тот сказал, что ничего не слышит. Когда епископ прочитал молитву в его намерении, тот сказал, что также слышит голоса с небес. А святой епископ сказал ему: «Это святой Мартин, который ушел из этого мира. Теперь ангелы несут его в небо». Умер же он, прожив восемьдесят один год.

Его святость подтверждают также умершие, ибо вернул он к жизни трех умерших. Среди них читаем об одном, который пребывал в его монастыре. Он еще не был крещен, но был оглашенным. Однажды Мартин уехал далеко от монастыря и когда вернулся, нашел его уже мертвым, не крещенным. Перенес он его в келью, лег на него и своей молитвой вернул его к жизни. Также об ином читаем, что произнесен был уже приговор, чтобы ввергнуть его в темницу. Два ангела подсказали судье, что это тот, за которого молится Мартин. Так постановили, чтобы его отвести назад и живым он был возвращен Мартину.

Его святость подтверждают также исцеления различных хворей, как недуги слепых и хромых. Рассказывают, что было два товарища, один слепой, а второй паралитик. Слепой носил паралитика, который указывал дорогу слепому, и таким способом, прося милостыню, они получали много денег. Так услышали они, что тело святого Мартина исцелило многих больных. Когда несли его тело во время перенесения реликвий, начали они опасаться, чтобы святое тело не несли около дома, в котором они находились, чтобы ненароком они не исцелились. Ибо не хотели вернуть здоровье, чтобы не потерять деньги от милостыни. Перешли они под другие ворота, через которые, как надеялись, не будут нести тело святого Мартина. Так, когда они поднялись, сразу же встретили процессию, несущую тело Мартина и против своей воли тотчас были исцелены, хотя по этому поводу весьма печалились. И таким образом видна стала его святость, подтвержденная многими свидетельствами.

Следующие слова: И дал ему венец славы. Означают они тройное вознаграждение, которое он получил от Господа. А именно: венец дев, ибо был девственным, венец вещающих слово Божье, ибо был проповедником, и венец мучеников, хотя не за кровь, но все-же за саму жажду и т.д.

* «В Диалоге Севера и Галла, учеников святого Мартина, собраны многие известия, опущенные Севером в Житии Мартина» – согласно «Золотой легенде», из которой Перегрин заимствует эту историю.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий