Проповедь De tempore в шестнадцатое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Deinceps ibat in civitatem quae vocatur Naim (Лк 7,11).
В этой евангелии можно выделить три вопроса. Во-первых, что означает этот умерший, которого выносили из города. Во-вторых, что означают те, которые его несли. И в-третьих, каким образом он возвращается к жизни.
Когда речь идет о первом вопросе, то обрати внимание, что этот умерший юноша представляет грешника, который беззаконием убил свою душу. Ибо смертный грех приравнивается к смерти, поскольку физическая смерть является ни чем иным, как отделением души от тела, так и смерть в духовном значении, которая происходит в результате греха, является ни чем иным, как отделением Бога от души, согласно словам Исаии: беззакония ваши произвели разделение между нами и Богом нашим (ср. Ис 59,2). И так как человека умершего выносят в могилу, то есть на похороны, точно так и душа, отделенная от Бога через грех, выносится на похороны в аду.
Что касается второго вопроса, заметь, что есть четыре причины, по которым грешника выносят в ад. А именно: любовь ко греху, страх перед покаянием, удачи в жизни и имущественных делах, а также глупое злоупотребление Божьего милосердия.
Первое, что несет человека на вечное осуждение – это любовь ко греху. Ибо некоторые люди так любят грех, что никоим образом не хотят его отвергнуть. Ибо думают, что, если не совершат этот грех, не смогут жить. Когда исповедник говорит им на исповеди, чтобы оставили грех, они отвечают, что не могут этого сделать; как будто бы родились с этим грехом. Жители Содома так сильно возлюбили грех против природы, что Господь низвел на них огонь с неба (ср. Быт 19,24). Таким образом они были вынесены этим перевозчиком на похороны в ад.
Второе, что ведет человека к осуждению – это страх перед покаянием. Ибо некоторые столь сильно изнежены, что им кажется, что если бы они один день постились за свои грехи на хлебе и воде, то повредили бы свой разум. А если бы преклонили колени, то разболелись бы их ноги. И так, боясь тяжкого покаяния, не идут на исповедь.
Именно так боялся один князь. Когда его жена уговаривала его пойти на исповедь, говорил: «Не могу исповедоваться, ибо опасаюсь, что получу тяжелую эпитимию». А жена ему: «А каким же образом ты выдержись адские наказания, которые тяжелее, чем какие бы то ни было кары этого мира?» Князь отвечал: «Ты думаешь, что ад существует? Ведь его придумали проповедники, чтобы пробуждать в нас страх». Жена, видя, что ничто не приносит результат, оставила его в покое. Однажды ночью, когда он лежал на своей постели, злые духи придя взяли его и унесли в ад. Его жена, видя это – а была она благочестивой женщиной – молилась Господу, чтобы открыл ей, в каком состоянии находится сейчас ее муж. И вот, встав утром, она обнаружила тело мужа полностью черным, как будто обожженное горящим поленом. В руке его нашла письмо. Было в нем написано: «Я уже убедился в том, что ад существует. Вверг меня в него страх, который удерживал меня от исповеди».
Третье, что ведет человека на вечное осуждение, это глупое злоупотребление Божьего милосердия. Ибо есть таковые, кто говорит: «Бог милосерден и поэтому спокойно можем грешить. Разве случилось с нами что-либо плохое, хотя десять или двадцать лет мы пребывали в грехах?» И так они прибавляют грех ко греху, злоупотребляя милосердием Божьим. Прежде чем таковые поймут это, умрут и будут вынесены в ад. Имеем это аллегорически представленным в Первой Царской Книге (15,1-23) в особе Саула. Саул оскорбил Бога тем, что, когда Господь приказал погубить Амалекитян и всех, кто был в городе, он, поймав царя, не хотел его убивать. Поубивал только обычных людей. Тучных овец и волов оставил, а убил тех, что были исхудавшими. Когда он это сделал, Бог разгневался на него и послал к нему Пророка, который изрек: «Бог отобрал у тебя царство, ибо ты не послушал гласа Господня (1Сам 28,18). «Глосса»: Саул, злоупотребляя Божьим милосердием, прибавил к этому греху другой грех. Пошел к вещунье и спросил у нее совет. Ведьма вызвала ему Самуила (ср. 1Сам 28,7-14). Поскольку Господь запретил такое делать, Саул снова оскорбил Бога. Потом начал он последнюю битву, в которой сам себя убил (ср. 1Сам 31,4). Саул представляет каждого человека, который злоупотребляя Божьим милосердием, грешит, прибавляя один грех ко второму. Тогда пророк, то есть проповедник, говорит ему: «Поскольку ты беззаботно грешишь, вот Бог лишает тебя царства небесного». Такой человек, пренебрегая словами проповедника, дальше грешит. Воистину, будет он вынужден вступить в последнюю битву. То есть убьет он сам себя, когда душа отделится от тела, ибо сам будет вынужден подтвердить приговор, вынесенный ему Богом. Тем самым лишиться он царства и жизни вечной, и вынесут его на похороны в ад.
Четвертое, благодаря чему грешный человек выносится на осуждение – это успехи в жизни и имущественных делах. Ибо когда у человека прекрасно идут имущественные дела, его тело никогда не беспокоят хвори, поскольку со всех сторон стекаются к нему богатства. Такой человек без опасения грешит и думает: «О, если бы Бог не был бы тобой доволен, никогда бы не дат тебе таких огромных благ. А твой сосед каждый день ходит в церковь, постится и умерщвляет себя, и все равно дела идут у него плохо». Бедный грешник не знает, что благополучие в жизни для многих людей было причиной падения.
Случилось это с одним весьма богатым человеком, о котором пишет святой Амвросий. Однажды пришел к этому человеку Амвросий со своими клириками и воспользовался его гостеприимством. И видя его огромные богатства: волов, овец и лошадей, работников и слуг, спросил его, кому все это принадлежит. Богач ответил ему: «Это все – мое. Бог мне это дал». Амвросий сказал: «А посещают ли тебя болезни?» Тот ответил ему: «Никогда. Также никогда не было со мной никаких неудач». Тогда святой Амвросий позвал своих товарищей: «Быстро седлайте коней, чтобы мы вместе с ним не погибли!» Когда они отдалились от поместья на расстояния броска камнем, весь дом с людьми и животными неожиданно рухнул. Так вот чрезмерные успехи в жизни привели этого человека, как опасаюсь, в ад. И потому сказано в Книге Притч: беспечность глупцов в имущественных делах погубит их (Притч 1,32). И таким образом, ясно видно, что эти четыре причины ведут грешника к вечной смерти.
В-третьих, посмотрим, каким образом этот юноша был возвращен к жизни. Воистину, голосом Господа, который сказал ему: юноша! тебе говорю, встань! (Лк 7,14). Именно то, что тогда Господь сказал этому физически умершему, ныне говорит каждому грешнику, мертвому в духовном смысле. И говорит это двум видам людей. Во-первых, тем, кто пребывает в смертных грехах. Во-вторых, тем, кто хоть уже и начали каяться, но делают это медлительно.
Первый вид людей аллегорически представлен в особе Петра, который был скован двумя цепями (ср. Деян 12,6). Прибыл к нему ангел и сказал ему: встань скорее! Он тотчас встал и цепи упали с рук его (Деян 12,7). Петр символизирует каждого человека – грешника, который скован цепями, то есть грехами, который даже спит в темнице (ср. Деян 12,6), то есть в этом своем положении. К такому грешнику обращается Бог через внутреннее вдохновение, то есть через своего ангела, то есть через проповедника: встань скорее! Когда он встает, под влиянием доброго поведения, тотчас опадают с рук его цепи грехов и таким образом бежит он от Ирода, то есть от дьявола, который его заключил в темницу. То же самое представляет нам особа Иосифа, которому в Египте явился ангел, говоря: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Иудейскую, ибо умерли искавшие души Младенца (ср. Мф 2,20). «Глосса»: Иосиф – это грешник, который живет в Египте, то есть во мраке грехов. Тогда является ангел и говорит ему: «Встань и возьми младенца Иисуса, которого ты оставил, и Матерь Его, которую ты обидел и иди в землю Иудейскую, то есть на исповедь».
Говорит также: Встань! Тем, кто медлительно исполняют покаяние. Имеем это аллегорически представлено в Третьей Царской Книге, где читаем, что Илия отошел в пустыню на день пути… и просил смерти себе… И лег и заснул … И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь…, ибо дальняя дорога пред тобою (1Цар 19,4-7). «Глосса»: Илия, уходящий в пустыню, это человек совершающий покаяние. Часто случается, что, когда он прошел уже один день пути, то есть совершил часть покаяния, начинает пребывать в бездеятельности и становится медлительным. Просит себе смерти и перенесения на отдых. Начинает как бы в унынии засыпать, как гласит псалом: Душа моя дремлет от тоски (ср. Пс 118,28). Тогда ангел Господний, конечно, по вдохновению Божьему, например проповедника, касается его, говоря: встань, ешь, ибо дальняя дорога пред тобою. Как бы говорил: «Ты еще не совершил покаяние, но едва ее начал. Ты должен съесть печеную лепёшкуу и пить из кувшина воды» (ср. 1Цар 19,6). Эта лепешка – память о грехах. Ибо если бы мы памятовали, как сильно мы нагрешили, нам бы показалось мелочью все то, что переносим, совершая покаяние. Вода нам также необходима, ибо иначе не сможем съесть эту лепешку. Очевидно, что это – вода слез. Тогда кающийся бодрствующий и неутомимый идет, подкрепившись той пищею, шел сорок дней и сорок ночей, то есть среди радостей и невзгод, пока не дойдет до горы Божией Хорива (ср. 1Цар 19,8), то есть к столу, за которым созерцаем Бога. Пусть же нас приведет к нему Иисус Христос. Аминь.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий