Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое

6/19/2022, No Comment

Проповедь De tempore в первое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.

Fili, recordare quia recepisti bona in vita tua, et Lazarus similiter mala (Лк 16,25).

Святой Августин говорит: «Многие люди страшатся злой и унизительной смерти, и не замечают, что именно такой бывает смерть святых, и не задумываются над жизнью богача в пурпуре, которая казалась доброй. Не видят также злой смерти гнетеного жаждой измученного человека, жаждущего хотя бы капли воды, и не думают также о том, какой страшной была жизнь бедняка, лежавшего под дверью богача. Взгляните – говорит Августин – на их конец». И добавляет: «Не может плохо умереть тот, кто жил хорошо», естественно, до самого конца.

Приведенные выше слова поучают нас о четырех вещах. Во-первых, слова ты получил уже доброе говорят о радостях злых людей в этом мире. Во-вторых, слова: ты страдаешь говорят о их мучениях в будущей жизни. В-третьих, слова а Лазарь — злое говорят страданиях праведников в этой жизни. В-четвертых, слова ныне же он здесь утешается говорят о их утешении.

Что касается первого, следует заметить, что радость злых в этом мире заключается в трех вещах, которые имел этот богач, а именно: во временных богатствах, о которых сказано словами: Некоторый человек был богат (Лк 16,19), также мирских почестях, что было выражено словами: одевался в порфиру, также в телесных удовольствиях, когда говорилось: каждый день пиршествовал блистательно, также в преходящих праздностях, ибо сказано: псы приходили (Лк 16,21). Ибо псов имели те, кто забавлялся охотой. Но поскольку богач не использовал эти блага для славы Божьей, а только для земных удовольствий, поэтому все это поставлено ему в обвинение. Мог бы кто-нибудь сказать: «Господи, если временные блага являются причиной осуждения человека, зачем Бог их сотворил, тем более что Он – наш отец? Какой же отец дал бы нож своему сыну, чтобы тот убил себя?».

Следует знать, что богатства, которыми владеют справедливо, не являются причиной осуждения человека, ибо и Авраам был состоятельным, Иов - зажиточным, Давид – богатым, и все-таки были спасены. Губят же человека богатства, которые человек грешно вожделеет, грешно приобретает, грешно удерживает, грешно расточает и грешно наследует.

О грешном вожделении сказано: Не пожелай имения ближнего твоего! И хоть ты не крадешь и не отнимаешь, а только желаешь, будешь осужден, если умрешь с этой жаждой.

Второе – грешное обогащение, которое происходит девятью способами, а именно через: кражу, грабительство, обман, ростовщичество, лжесвидетельство, обман при измерении и взвешивании, сбор налогов и выплату. Это – девять ступеней ведущих в преисподнюю.

О первом повествует Книга Второзакония: Не кради! (Втор 5,19). Вором называю не только того, кто крадет чужие вещи, но и тех, кто на исповеди утаивает грехи. Таковые, несомненно, никогда не будут спасены, если через исповедь не вернут души Богу.

Также грабительство – злой способ приобретения имущества. Видно это на примере разбойника, который вдове, убегающей от пожара и уносящей с собою плащ, сказал: «Если я его не заберу, другой его отнимет». Таковые подобны бесам. Те мучают души в аду, а грабители – на этом свете. Разбойники хуже волка, ибо один разбойник беспокоит целую провинцию, а волк иногда за целый год не сожрет ни одной овцы. Разбойники не только будут осуждены в будущем, но их наказывают и сейчас, ибо иных вешают, а других приговаривают к отрубанию головы. Посему, когда кто-то, обвиняя одного разбойника, спрашивал, зачем он совершает ограбления, тот ответил: «Этой рукой беру, этим ртом ем, а этим горлом расплачиваюсь». А ведь охотно они едят сытные куски, поэтому своими же устами должны испробовать и горькие травы.

Разбойниками являются также и те, кто неустанно покушаются на чье-либо доброе имя. Более терпимы даже воры и убийцы. Святой Августин говорит: «Легче стерпеть тех, кто грабит одеяния и другие блага, чем тех, кто треплет наше доброе имя». Соломон говорит, что доброе имя лучше дорогой масти (Экк 7,1). Посему тот, кто лишает кого-либо доброго имени, вредит ему больше, чем если бы отнял у него огромные богатства. И поэтому каждый должен стеречься бесчестить кого бы то ни было, а особенно духовного отца. Книга Исход гласит: не злословь (Исх 22,28).

Пример о человеке, друзья и близкие которого склоняли, чтобы на смертном одре он исповедал свои грехи. Он ответил им: «Поскольку я злословил священников, посему ныне Господь отнял у меня возможность исповедаться». По этой причине тот богач жалуется прежде всего на язык, поскольку во время пирушек не боялся злословить других.

Третий способ — это обман, как это делают купцы. Торговля – хорошее занятие и людям нужное. Ибо по Божьему соизволению ни одна страна не является самодостаточной во всем, и одна страна помогает другой и именно при посредничестве торговли, но человеческая злость от Бога происходящие торговые сделки наполняет обманом до такой степени, что многие купцы стало столь преступными, как и разбойники. Однажды друг купца прибыл к нему в поисках какой-то ткани. Тот приветствовал его словами: «О дорогой друг, на этот раз прислал тебя Бог, ибо у меня есть как раз прекрасный материал, который только что я чуть было не продал, но Бог сохранил его для тебя! Мы не согласились из-за двух солидов. Будет хорошо, если я потеряю их ради тебя. Дражайший друг, бери быстрее, чтобы тот случайно не вернулся». Так, обманывая, солгал своему другу и один локоть ткани, который охотно отдал бы за скоец*, продает своему куму вдвое дороже, а после всего этого ищет тьмы и избегает света. Посему весьма трудно, чтобы между покупающим и продающим не вкрался грех! Один клянется, что не продаст иначе, как за столько-то, второй, что не даст больше, чем столько-то. Посему, много обманщиков среди купцов.

Четвертым способом является ростовщичество. Ибо в преисподней ростовщик еще более ниже, чем тот, кто не вернул чужое имущество. Ибо ростовщик даже обола не оставит. Таковые в преисподней проклинают друг друга.

Имеем мы тут пример об отшельнике, который не желая наследовать имущество, нечестно добытое отцом и братом, убежал в пустыню и молился Господу, чтобы соблаговолил открыть ему их положение. Приведенный в ад, он не нашел их там. В конце же, однако они появились из какой-то пещеры в огненном пламени, ругаясь друг с другом. Отец говорил сыну: «Будь проклят, ибо я ради тебя занимался ростовщичеством». Сын отвечал: «Ты будь проклят, ибо если бы ты не добыл имущество бесчестно, я бы его не унаследовал».

Следующим, пятым способом является лжесвидетельство. Когда приходит необходимость платить кому-то и когда этого от них требуют, лжесвидетели готовы ложно клясться и говорят: «Да поможет мне Бог и вес Его святые». О, какой же это страшный грех!

Далее о сборе налогов бесчестными рыцарями. Бог рыцарям и сильным мира сего вверил своих убогих. И святой Иоанн Креститель точно указал рыцарям, что они должны делать, когда сказал: никого не обижайте (Лк 3,14). Об этом они уже не беспокоятся, но без конца придумывают новые способы взымать деньги, как волк, который твердил, что овца мутит его воду.

Далее о ложной мере, как это делают купцы, которые наполняют кружку пеной и сверх меры разводят пиво водой, а шерсть хранят во влажном месте, чтобы была тяжелее.

Но этого богача, о котором речь в Евангелии, обвиняют не в том, что он бесчестно нажил свои богатства, но осуждение встречает его за то, что от своего не жертвовал убогим. Ибо не читаем, что он захватил чужую собственность, но что ничего не дал из своего имущества. И не читаем, что он кого-либо притеснял, но что не хотел выкупить себя из своих грехов, хотя купался в роскоши.

Что касается второго вопроса, следует заметить, что после временной радости, проистекающей из использования богатств, наступает мучение, что было выражено словами: ты страдаешь (Лк 16,25). О, каковы и сколь тяжки муки, которые он испытывает! Боль ему причиняет забвение его имени, ибо имя его неизвестно. Страдает по причине утраты всего имущества. Ибо был богат, и уже не богат после смерти. Его богатства стали только добычей злых духов, и он не был погребен ангелами, но злыми духами на кладбище, где нет никакого спасения. Мучает его также вид святых. Ибо издалека видит Авраама: увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь (2Цар 7,2). Мучает его также крайняя нужда, которая проявляется в том, что не получил он даже капли воды, чтобы охладить язык. «Где грех, там и наказание» - говорит Златоуст. Поскольку более грешил языком, поэтому большее наказание коснулось его языка. Этот язык будет вскоре вырван и дан птицам, образ которых приняли злые духи. Было это представлено во Второй Маккавейской Книге. Иуда Маккавей, убив Никанора, приказал вырвать ему язык, которым говорил полные гордыни слова и бросить его птицам на съедение (2Макк 15,33). Иуда символизирует Бога, который через смерть схватив Никанора, то есть грешника, приказывает вырвать его язык, которым излагал зло и дать его птицам, то есть злым духам на съедение. О, как же трудно будет выносить муки тому, кто привычен был к роскоши. Ибо они кусали языки свои от страдания (Откр 16,10). Черви будут одеянием богача, который облачался в порфиру и виссон. Из-за псов и птиц, которые служили ему для охоты, было представлено наказание в песни Моисея, где сказано: сожрут их птицы клеванием невыносимым; зубы зверей, то есть злых духов, вонжу в них (ср. Втор 32,24). То, чем кто грешит, будет терпеть страдания.

Читаем, что некий святой увидел в аду какого-то горящего в огне рыцаря, который сидел на огненном коне и держал на руке сокола. Спросил же, что это значит. Узнал, что это конь – дьявол, который несет его в огонь по причине славы в верховой езде, которой он гордился. А поскольку некогда предавался охоте с соколом, то эта птица, которую держал на руке, была вторым дьяволом, который раздирал его руку и причинял ему такую боль, как будто бы вырывал ему сердце из груди. Святой видел также и других, которые должны были играть со злыми духами в кости или шахматы.

Если речь идет о третьем вопросе, обрати внимание на то, что добрые люди претерпевают в этой жизни всевозможные невзгоды. Видим это на примере того самого Лазаря, как сказано: был некоторый нищий (Лк 16,20). Действительно был некоторый, это значит один, и потому большее вызывал отвращение, что вынужден был просить хлеб. Носил имя Лазарь, что еще более осмеивало его в глазах родственников и знакомых**. Лежал же Лазарь под дверями богача – ибо не мог просить милостыню ходя от двери к двери, и даже не мог стоять или сидеть – видя множество блюд, которые вносили и выносили и тем самым терпел еще больший голод. Покрытый гноящимися ранами, которые вызывали отвращение у слуг и всех других здоровых людей, жаждал, чтобы насытили его крохами, ибо почти никогда не ел хорошего хлеба, но никто не давал ему, ибо никто не заботился о нем. Но приходили псы, лай которых заглушал просьбы Лазаря и лизали его струпья, ибо не было у него другого лекаря, а также потому, что не мог защититься от собак. В конце концов он умер и боль смерти прибавилась к столь огромным страданиям. Вот какие и сколь огромные невзгоды были его уделом! Но его утешение открылось тогда, когда он был наиболее унижен. Теперь же он был утешен, то есть пришел конец его страданиям, и был он унесен ангелами. Вот наилучшее общество! Был унесен, ибо после стольких несчастий не имел сил, унесен на лоно Авраама, то есть на вечное отдохновение.

И недостаточно Богу, что ангелы служат избранным. Более того, сам Христос являет заботу о своих избранных. Было это представлено в Книге Бытия: и так Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля двойной (Быт 23,19; Вульгата: …in spelunca agri duplici). Имя Авраам переводится «достойный отец» и символизирует Христа. Имя Сарра переводится «княгиня» и означает верную душу. Христос хоронит ее среди ангелов и святых в двойной пещере, в которую пусть приведет нас Иисус Христос. Аминь.

* Скоец: в XI—XII веках, польская денежная единица. Она равнялась 4 квартникам, или 1/24 серебряной гривны (гривна - восьмая часть каролингского фунта (51 грамм серебра)).

** имя Лазарь (Элиазар) буквально «Бог помог», здесь понимается как «нищий».

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий