Проповедь De sanctis в праздник Внебовзятия Пресвятой Девы Марии Перегрина Опольского.
Quae est ista quae ascendit de deserto, deliciis affluens, innixa super dilectum suum? (Песнь 8,5).
Сын Божий в сегодняшний день почтил свою Матерь согласно с принятым в мире порядком. Ибо когда в чужой стране какого-либо незнакомого странника принимают в каком-либо доме и по-дружески к нему относятся, он никогда не может забыть об этом благодеянии. И тогда, такую же самое благодеяние оказывает тому, кто его принял, когда тот придет под его кров, как паломник. Точно так, когда – согласно вероучению – Сын Божий оставил свое величие и захотел стать паломником в этом мире, попросил через Гавриила Блаженную Деву Марию принять его в гости. Гавриил, вошел к ней (ср. Лк 1,28) и прося Ее милости принять паломника из небесной отчизны, сказал: радуйся, благодати полная, Господь с тобой (Лк 1,28), как бы говоря: «Будь полной благодати, ибо Господь с тобой, и хочет стать гостем в твоем доме». Мария, услышав эти слова, что паломник из столь дальних сторон просит Ее гостеприимства, простерла руки и, вознеся очи к небу, ответила: се, раба Господня; да будет мне по слову твоему (Лк 1,38), как бы говорила: «Охотно приму этого великого и достойного паломника». И тотчас в Ее лоне был зачат от Духа Святого Сын Божий, истинный Бог и человек. И Она не только приняла Его доброжелательно в свой дом, но, когда Его родила, желанно воспитала, как матерь своего возлюбленного сына.
Разве мог Христос забыть о таком благодеянии и о любви своей Матери? Никоим образом не мог! Ибо, если Он сам заповедает любить врагов и благо с ними поступать, насколько же более следует любить друзей и благодетелей. Посему, поскольку Благословенная Дева Мария, Богородица, решила принять Его, желая оказать Ему благодеяние, Он в сегодняшний день принял Ее в свой дом в небесной отчизне. Сперва душу, а потом на третий день тело, так как Он сам на третий день воскрес.
Посему царь Соломон, узрев в духе славу, которой Она удостоилась в сегодняшний день, произнес приведенные выше слова. Он выражает в них восхищение относительно трех правд. Во-первых, восхищается Ее святой жизнью, во-вторых, восхищается ее необычной смертью, в-третьих, изумляется Ее несказанной славой, которую сегодня воздал Ей Сын. Говорю же, что жизнь Ее была премного достойна восхищения. А достойно восхищения она была по трем признакам, а именно: святостью, милостью и красотою. В Ее святости необычно было то, что была Она освящена, прежде чем родилась, а после зачатия Сына столь сильно была укреплена, что не совершила даже наименьшего греха. Ибо Она – тот храм Соломона, святейший на всей земле, как гласит Царская Книга. Посему была более святой, чем ангелы благодаря смирению и более святой, чем апостолы, благодаря вере. Ибо в день страстей, когда угасла в сердцах вера апостолов и все убежали от Христа, Она одна осталась. Поэтому символически Она представлена одной свечей, которую оставляют горящей в ранней темноте. Была Она более святой, чем евангелисты, ибо по разным вопросам уделяла им знания. Когда евангелисты писали «Евангелия», Она точно рассказала им, что видела и слышала. Была Она более святой, чем мученики, ибо они страдали физически, Она же – сердцем и душой. И потому, согласно Бернарду, была более достойна всех мучеников. Была более святой, чем исповедники, ибо хотя исповедники были милосердными, Она была Матерью милосердия. Была более святой, чем девы, ибо первой принесла обет девства.
Так вот, поскольку заслуженно имела Она всяческие добродетели и превышала достоинством всех святых, Соломон, восхищаясь прежде всего Ее святостью, говорит: Кто же это столь святая и столь достойная? Это представлено было под видом лилий, которые были помещены в храме Соломона над капителями всех колонн (ср. 1Цар 7,19). Лилия означает Блаженную Деву. Капители колонн в храме Соломона – это положение святых и ангелов, пребывающих в небе, которых Она превышает своей святостью.
Во-вторых, Соломон восхищается Ее милосердием, которое она оказывала в своей жизни и которое еще и ныне оказывает тем, которые ищут и нуждаются в Ее милости. Поэтому сравнивают Ее с ветвью, ибо ветвь легко можно склонить. Читаем об одном человеке, который, где бы только не увидел Ее образ, тотчас приветствовал Ее одним «Радуйся Мария». Когда он заболел и уже отчаялся в своем выздоровлении, Она явилась ему с двумя девами. Увидев Ее, он спросил: «Кто ты?» Мария же ответила: «Я – матерь милосердия и та ветвь, которую легко можно склонить. Воистину, когда в добрых делах ты трудился ради меня, приветствуя меня одним «Радуйся Мария», это было мне любо. А посему, хочешь ли ты исцелиться?» Он ответил: «Хочу». Она, поднимая его за руку, только сказала: «Иди и служи мне, и таким образом выслужишь у меня царство небесное». Так говорит Ансельм, взывая: «О Матерь Бога живого! Ты излила свое милосердие, которое столь высоко, что касается неба; столь глубоко, что достигает даже до ада; столь длительно, что продолжается даже до судного дня; столь широко, что простирается от одного края мира, аж до другого!»
В-третьих, Соломон восхищается Ее красою. Ибо была Она так прекрасна, что никогда не было более прекрасного человека как Она, и никогда не рождалось более милое, чем Она, творение. Это были три черты Ее жизни.
Во-вторых, была Она достойна восхищения в момент смерти. Это выражено в словах Соломона, когда он говорит: восходящая от пустыни, то есть от этого мира, что понимаем как смерть. Как же Она умерла, показывает нам Святое Писание. Посему читаем, что после вознесения Господа апостолы разошлись по всему миру, чтобы учить вере. Блаженная же Дева Мария осталась – как говорят – в своем доме неподалеку от горы Сион и пока жила, посещала все места, связанные с Ее Сыном, а именно: место Его крещения, поста, страстей, погребения, воскресения и вознесения.
И так, после вознесения своего Сына прожила Она, как пишет Епифаний, двадцать четыре года. А однажды, когда охватила Ее тоска о Сыне и Она начала плакать, явился Ей ангел, говоря: «Радуйся, благословенная! Прими благословение от Твоего Сына Иисуса Христа! Вот эту пальмовую ветвь я приношу Тебе из рая. Прикажи, чтобы ее несли перед ношами, когда третьего дня Ты будешь взята от мира, ибо Сын Твой ожидает Тебя». А Мария ответила: «Если Я обрела благодать (ср. Лк 1,30) у тебя, то имею три просьбы. Во-первых, чтобы собрались братья мои, апостолы, чтобы Я могла увидеть их перед смертью. Чтобы Я не видела злых духов в момент смерти. А также, чтобы Сын мой пришел по мою душу». Ангел сказал Ей: «Исполнится все, о чем просишь». Далее сталось так, что, когда Иоанн проповедовал слово Божье в Эфесе, небо неожиданно загремело, подхватило его облако и поставило перед Марией. Мария, увидев его, произнесла: «Иоанн, сын мой, помни о словах Христа, который сделал меня твоей матерью, и тебя дал мне как сына (Ин 19,26-27). Вот Я вверяю себя тебе, ибо третьего дня должна перенестись в небо». Иоанн ответил: «Вот бы тут были все мои братья апостолы!» Когда он это говорил, все появились возле дома и дивились, видя, что собрались вместе. Иоанн же вышел к ним и объявил им, что их Госпожа должна отойти. Когда же Пресвятая Дева Мария увидела всех их, благословила Господа и села посреди них при свете зажженных свечей. А около третьего часа ночи появился Христос с воинством ангелов и когда они с пением взяли Ее душу на руки, Он вознесся в небо. И сказал Христос апостолам: «Отнесите тело моей Матери в долину Иосафата и положите в новой гробнице, которую там найдете. Ждите там Меня три дня, пока Я не приду к вам». Тогда апостолы взяли тело, Иоанн же нес перед ношами пальмовую ветвь и так они вышли, с песнопениями. Господь же укрыл облаком ноши и апостолов, чтобы их не было видно, а только слышно было их голоса. К апостолам присоединились ангелы, которые вместе с ними пели. Все жители города вышли тронутые столь сладостным пением и спрашивали, что происходит. Тогда кто-то сказал: «Это ученики несут Марию в гробницу». Тогда они начали кричать: «Идемте! Убьем всех учеников, а тело Марии да будет сожжено!» Когда еврейский первосвященник протянул руки к ношам, желая их опрокинуть, тогда руки его усохли и пристали к ношам. Остальные же люди были поражены слепотой ангелами, которые были в облаках. Тогда первосвященник воскликнул: «Святой Петр, помоги мне!» Петр ответил ему: «Мы теперь в свите Госпожи нашей Марии и не можем заниматься твоим исцелением, но, если бы ты уверовал во Христа и Ту, которая Его носила, надеюсь, что исцелишься». Он ответил: «Верую, что Христос – истинный Сын Божий и верую в ту Пресвятую Марию, Матерь Его». И тотчас руки его оторвались от нош, и целуя ноши он исцелился. И сказал Петр: «Возьми пальму из руки Иоанна и подними над ослепленным людом. Кто уверует, вернет зрение». И так, отнеся Марию, они положили Ее – согласно словам Господа – в гробнице.
А на третий день Христос, прибыв с воинством ангелов, приветствовал их, говоря: «Мир вам». Они ответили: «Слава Тебе, Боже!» А Он сказал им: «Каким образом Я должен, по-вашему, воздать честь моей возлюбленной Матери?» А они ответили: «Будет справедливо, чтобы Ты – так как Ты царствуешь на небесах, поправ смерть – вернул к жизни тело Матери, и чтобы пометил Ее на веки одесную Себя». Тогда сказал Христос: «Восстань моя возлюбленная Матерь, чтобы царствовать со мною на небесах». И Она встала, и опираясь на Него, как на возлюбленного, вознеслась в небо.
В-третьих, ангелы восхищаются великой славой, которую Она обрела. Воистину, огромным был бы такой почет для какого-нибудь пастуха, если бы его пригласил король Франции и, если бы за ним выслали отряд солдат. Воистину, большую славу обрела Мария, за которой Христос послал пятнадцать воинств ангельских и наконец сам прибыл. Существует девять хоров ангелов, десятый – хор патриархов, одиннадцатый – пророков, двенадцатый – апостолов, тринадцатый – мучеников, четырнадцатый – исповедников и пятнадцатый – дев. Аллегорически это представлено в Царской Книге. Читаем там, что, когда Давид ввозил ковчег… в стан сынов Израилевых, народ поднял крик,* и таким образом с радостью ввели ковчег в Иерусалим. Ковчег, в котором находилось столь огромное для евреев утешение, символизирует Блаженную Деву, которая является всем утешением христиан. Сегодня Давид, то есть Христос, вводит Ее среди огромной радости в Иерусалим, а народ, то есть святые, громко взывая, говорит: Кто это восходит от пустыни, переполненная наслаждениями, опираясь на своего возлюбленного? Престол Ее поставлен возле Сына, чтобы Она заступалась за нас.
О том же, что Она была взята с телом и душой, читаем в Откровениях святой Елизаветы**, которая во время молитвы, впала в экстаз и узрела некую гробницу. Стояла на ней какая-то прекрасная молодая женщина, а вокруг нее множество ангелов. Наконец, узрела она, что подошел какой-то сияющий муж, имеющий изображения креста. Взял он эту женщину и вознесся в небо. Святая Елизавета, обратившись к ангелу, спросила его, свободно с ним разговаривая, что означает это видение. Ангел ответил ей, что Дева Мария в этот день с телом и душой была взята в небо. Елизавета обрадовалась этому. Начала рассказывать всем то, что увидела и таким образом многие уверовали.
Более того, Господь облачил Блаженную Деву троякой ризой, то есть белой из-за Ее девства, позолоченной из-за страдания, которое Она испытала во время Его страстей, и – сотканную из света, которую получила благодаря своей святости. Книге Откровения гласит: Жена, облеченная в солнце (Откр 12,1), то есть в прославленное тело и т.д.
* Весь Израиль поднял такой сильный крик – когда сыновья Илия Офни и Финеес привезли ковчег в стан израильтян (1Сам 4,5). Когда же Давид вносил ковчег в Иерусалим была устроена торжественная процессия с восклицаниями и трубными звуками (2Сам 6,15).
** Речь идет о видениях бенедиктинской монахини Елизаветы из Шенау (ок. 1129-1164). Перегрин позаимствовал эту историю, как и сам рассказ о Взятии Марии на Небеса из «Золотой легенды».
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий