Проповедь De tempore на Вознесение Господне Перегрина Опольского.
Ascendit Deus in jubilo (Пс 46,6)
Сегодня святая Матерь Церковь произносит эти слова, возвещая верным Вознесение Христово. Сегодня исполнилось все, от чего зависело спасение людей и поэтому этот праздник называют застежкой, замыкающей все торжества и свершением нашего спасения. Воплощенный для того трудился все эти тридцать три года, а потом страдал, чтобы нам отворить небо. И произошло это сегодня. В этих словах были выражены две вещи: во-первых, что Христос воистину вознесся на небеса, во-вторых, каким образом это совершил.
Следует заметить, что Христос воистину вознесся на небеса с телом и душой после того, как победил врага и захватил его добычу. Короли после победы над врагами обычно удаляются в свои замки, чтобы отдохнуть. Подобно поступил сегодня Христос. После того, как победил сатану и захватил его добычу, то есть души, пребывающие в преисподней, которые сатана удерживал множество лет, Христос вступил с ними в небесный дворец, чтобы отдохнуть. Ибо весьма утрудился и нуждался в отдыхе. Но для чего Христос вознесся на небо? Верно, для того чтобы снова вступить в то царство, которое оставил, когда сошел к нам. Лука говорит: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, то есть в царство небесное, чтобы получить себе царство и возвратиться (Лк 19,12). (Добавь: на суд, чтобы судить живых и мертвых и рассчитаться со своими слугами). И так выяснилось, для чего Христос вознесся на небо.
Во-вторых, приглядимся как Христос вознесся на небо. Вознесся Он четырьмя способами. Во-первых, в силе, то есть благодаря собственной силе и поэтому ангелы, дивясь Его силе, вопрошают: Кто это идет от Едома, то есть от кровавого мира, в червленых ризах от Восора (Ис 63,1), то есть окропленный кровью своего тела? Он ответил: Я сей царь славы (ср. Пс 23,10). Посему, поскольку Он царь, значит могущественный.
В Ветхом Завете читаем о некоем человека по имени Енох, который так сильно нравился Богу, что Он захотел его с телом и душой уместить в земном раю. Но когда Енох должен был туда прийти, не смог найти путь, пока Бог не послал за ним ангелов, чтобы отнесли его туда.
Илия подобным образом нравился Богу, но все же собственными силами не смог войти в рай и тогда Бог выслал за ним огненных коней и огненную колесницу, на котором его туда привезли (2Цар 2,11). Христос же взошел на небеса не благодаря ангелам и не на огненной колеснице, но благодаря собственным силам. Посему ангелы, дивясь, восклицали: Кто сей царь славы (Пс 23,10), который с такою силой вступает в нашу страну. Ангелы, я вам отвечу! Верно, Он – тот, кто должен восстановить ваши хоры. Он – тот, кто должен превысить всех вас. Он – тот, кто должен быть возвышен превыше вашей природы.
Григорий говорит, что после судного дня небо должно разделиться на две части. В одной будут пребывать святые, в другой – ангелы. И будет столько ангелов, сколько святых. Согласно с этими словами: поставил пределы народов по числу сынов Израилевых (Втор 32,8). И так все святые попеременно с ангелами будут неустанно славить Бога. Григорий говорит, что те места, с которых были свергнуты ангелы (ныне злые духи), должны занять девы.
А ты, добрая матерь и добрый отец, сколь же ревностно должны вы убеждать ваше дитя хранить целомудрие, благодаря которому достигнет оно такого достоинства, что обретет место между ангелами!
О, какую же радость ты почувствуешь, когда узришь, что (Христос) пройдет через все ангельские хоры и воссядет одесную Отца! Ибо это тот орел, который взлетел выше всех святых.
Во-вторых, Христос собственными силами взошел на небо для того, чтобы нам показать путь, по которому можем туда взойти. И потому говорит пророк Михей: перед ними пойдет стенорушитель (Мих 2,13) и правильно говорит перед ними, ибо если вошла голова, тогда войдут и остальные члены тела. Поэтому дети, когда хотят протиснуться через какую-то расщелину, говорят: «если голова пройдет, то и остальное тело пройдет». Но каков тот путь, по которому мы взойдем на небо? Воистину, это путь покаяния, то есть умерщвления.
Во Второй Царской Книге читаем, что сыны Израиля, когда должны были войти в землю обетованную, сказали Господу: какою дорогою идти нам? Он сказал: дорогою пустыни Едомской (2Цар 3,8). Эта пустыня означает покаяние, в которой оставляют грехи и собственные предпочтения. Этим путем вошли в небо Мария Магдалина и другие грешники. Посему, человече, если хочешь туда войти, должен отвергнуть грехи и злые склонности.
В-третьих, Христос вознесся в небо в радости, как гласит псалом: Восшел Бог при восклицаниях (Пс 46,6). И это радость четырех видов: собственная, ангелов, пленных и апостолов. Во-первых, говорю, что вознесся на небо в радости, поскольку оставил тяготы этого мира. Поэтому сам Исаия говорит: Радостью буду радоваться о Господе, ибо Он облек меня в ризы спасения (Ис 61,10). Во-вторых, вознесся на небо среди радости ангелов, которые возрадовались возрождению после своего падения. Ибо сегодня начинается возрождение после падения, из которого полностью будут поднесены в судный день. Посему, если ангелы радовались рождению Христа, то намного более радовались Его Вознесению. В-третьих, вознесся на небо среди радости пленников, которых вывел из преисподней и которые радовались своему освобождению. Настало оно согласно обещанию, данному устами Исаии: последуют за мною, избавленные, а искупленные Господом возвратятся и придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их (ср. Ис 35,10). Так и мы, когда туда взойдем, будем петь как жаворонок, возносящийся над землей. Посему святой Григорий пишет, что, когда двоих монахов казнили через повешенье, их души чистыми голосами пели во славу Господа, что палачи слышали эти голоса.
В-четвертых, Христос вознесся на небо среди радости апостолов, которые радовались возвышению Его природы. Лука говорит: стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк 24,51-52).
В-пятых, Христос вознесся на небо быстро: быстро воссел на херувимов и полетел (ср. Пс 17,11). Воистину быстро, если столь огромное пространство преодолел в одно мгновенье. Ибо говорит равви Моисей, что между небом и землей такое огромное расстояние, которое человек, двигаясь по ровной дороге, может пройти в течение пятисот лет, если бы шел постоянно сорок миль в день. А существует целых семь небес. Взгляни же, сколь огромно это расстояние, которое Он преодолел в мгновенье ока. Подобно и мы войдем в небо, даже быстрее молнии.
Читаем о некоем умершем монахе, который явившись своему аббату, сказал, что с ним сейчас происходит, а когда его спросили о душе умершего приора этого же монастыря, ответил: «душа его быстрее молнии взлетела в небо».
Посему, по примеру Христа, как можно быстрее отправимся в эту страну, к чему склоняют нас три повода: во-первых, невзгоды этого мира, многочисленные, от которых там мы будем освобождены. Говорит Михей: Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя (Мих 2,10). Во-вторых – блаженство места, которое мы обретем. В Книге Чисел читаем: нужно выходить, сказал Халев, чтобы завладеть той землею, т.е. землею живых, которой легко можем овладеть (ср. Числ 13,31). В-третьих – плодородие того места. Посему говорили святые мужи, которые исследовали ту землю: встанем, в благочестивых размышлениях, и пойдем на них; мы видели землю, она весьма богата и изобильна; не упускайте, не медлите пойти и взять в наследие ту землю (ср. Суд 18,9). Эта земля означает царство небесное, где не будет никакого труда или недостатка. Пусть же нас в это царство небесное соблаговолит привести Иисус Христос. Аминь.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий