Дух Божий в харизмах

10/26/2021, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизма и иерархия в основании Ордена Братьев Проповедников, II. Пять факторов основания Ордена, 1.

Действие Святого Духа не проявлялось как один из факторов, но проникало их всех благодаря Провидению и благодати. Поэтому нельзя размышлять о нем отдельно. Тем не менее, я выделяю и включаю в число вышеупомянутых пяти факторов харизматические импульсы, понимаемые в узком значении, как ощутимые и непредвиденные воздействия Духа, влияющие на знание, суждения или действия вдохновленного.

Существуют определенные связи между импульсами Духа и благодатью присущей положению или ситуации. Разве в обоих случаях речь не идет о благодати gratis datae, целью которых является более благо других, чем благо ними одаренного? Поэтому довольно часто в наше время путают эти понятия, говоря о харизме основателя или теолога. Пример таких формулировок дал последний Собор. Однако же, в исторической плоскости необходимо точное разделение отличных проявлений действия Святого Духа. Харизматические импульсы ощутимы и действительно открывают, что за ними стоит сам Бог, и призывают к сотрудничеству. Они являются самостоятельной, непосредственной и оригинальной причиной событий, о чем свидетельствуют исторические данные. В то же время благодати положения и ситуации являются невидимыми и могут быть нивелированы ошибками того, кто их получает. Их настоящее действие открывает только размышление. Открывается оно только спустя относительно долгое время, и то неоднозначно. Никогда, а особенно не в покрытых мраком началах какого-либо предприятия, не замечаем постоянного действия тех благодатей, подобных действию Духа. Современники событий, передавая свой опыт и описывая эту историю, определяют только некие ситуации и состояния, о которых мы будем говорить в другом месте.

Наше историческое свидетельство указывает на интервенцию харизматических импульсов в строго определенных моментах: в 1206 году в действиях Диего из Осмы, в 1217-1221 годах – Доминика. В случае с Диего, речь идет о сильных импульсах, которые мобилизовали его к творческой деятельности, вовлеченности. На легатов произвело впечатление не только его вдохновение, но и то, что был он личностью имеющей соответствующие полномочия, епископом из соседней страны, ответственным вместе со всеми епископами за проповедование веры. Ода эти факторы в конечном итоге стремились в одном направлении, а их эффекты суммировались.

В Доминике харизматическое действие Святого Духа открылось, согласно свидетельствам современников, только в 1217 году. С этого часа такие интервенции становятся все более многочисленными. Ему приписывали пророческое озарение, «как бы Дух Божий ему явился», озарение, открывающее будущие события, болезни, отступничества, успехи ордена и проповедническую деятельность, тайны сердец, обращений, призваний. Такие случаи утверждали значимость св. Доминика в тот период, когда он имел полную автономию как в управлении орденом, как и в назначении заданий для конкретных братьев.

Запомним, что в жизни Доминика нет диалога, а тем более противоречия харизмы и власти, существует же власть, поддерживаемая интервенциями Святого Духа. Подобно дело обстоит с действием святости Доминика, некоторые свидетельства которой явно соединяются с духовными харизмами, оба же эти факторы неслыханно укрепляют его авторитет.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий