Проповедь De tempore в семнадцатое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Et factum est cum intraret Jesus in domum cujusdam principis pharisaeorum sabbato manducare panem (Лк 14,1).
В этой евангелии можно выделить три вопроса: во-первых, что Иисус вошел в дом; во-вторых, что исцелил больного; в-третьих, что учил смирению. Вошел как лекарь, исцелил как Бог, научил как учитель. Посему, если ты болен и хочешь исцелиться, приготовь дом своего сердца.
Во-первых, когда евангелия говорит, что Господь вошел в дом, подчеркивает три вопроса: в чей дом – а был это дом известного человека; когда – а происходило это в субботу; и с какой целью – чтобы вкусить хлеба. Посему, если ты хочешь, чтобы Господь вошел в дом твоего сердца, будь владетелем не Кракова или Бреслау, но господствуй над землей твоего тела, запрещая ему поступать по своим прихотям. Будь господином очей, чтобы они не смотрели на то, что ранит твою душу. Не так как Давид, который увидел купающуюся женщину и сразу воспылал к ней любовью. Позвав её, совершил прелюбодеяние, а потом убийство (2Сам 11,2-17).
Будь также господином своих уст, чтобы не лгал. Ибо уста лживые убивают душу. Господствую также над руками и ногами, чтобы не делал ничего презренного; господствуй над сердцем, чтобы не думал о плохом. Если будешь таким властителем, который господствует над всеми своими членами и грехами, тогда Иисус войдет в дом твоего сердца. Если же грехи будут иметь власть над тобой, не войдет, ибо в душу лукавую не войдет премудрость (Прем 1,4), то есть Христос.
Во-вторых, обрати внимание, когда Иисус вошел. Сделал Он это в субботу. Суббота означает отдых, то есть день, в который никто не работает. Посему сделай в своем сердце субботу, чтобы отдохнуть от блуда и других грехов.
Третий вопрос: почему вошел. Воистину, чтобы вкусить хлеба. Но какова та пища, которую вкушает Христос? Он сам говорит: Моя пища есть творить волю Отца моего (ср. Ин 4,34). Посему, если хочешь, чтобы Христос ел с тобой, творю Его волю. Его же воля в том, чтобы монах, каноник, женатый и каждый иной в своем положении хранил целомудрие. Ибо воля Божия есть освящение ваше, как говорит Апостол (1Фес 4,3). Во-вторых, говорит нам Лука (14,1-6), что Христос исцелил страждущего водяной болезнью. Больной этой болезнью представляет три вида* грешников.
Ибо больной водяной болезнью – вздутый. Это означает гордыню, которая надмевает тщеславного, так что он презирает духовных, мирян и монахов. Должен же этот несчастный грешник задуматься, почему он так гордится, если из очей, из ноздрей, из ушей и из всего его тела сыпется труха. Почему он такой надменный, когда скорее должен стыдиться и проявлять смирение? Если случайно носит он пурпурный плащ или иную красивую одежду, то мог бы гордиться как прикрытая пурпуром кадь полная навоза или трухи. Так возгордился Антиох (2Макк 9,1-29), о котором читаем, что его так распирала гордыня, что казалось ему, что может он на весах взвесить горы (ср. 2Макк 9,8) и рукой прикоснуться к небесам (ср. 2Макк 9,10); который высказывал с высокомерием (2Макк 9,4), что хочет разрушить Иерусалим и сравнять с землей храм Бога, а люд Божий поубивать и поработить. Неожиданно Бог… поразил его ударом (2Макк 9,5). Выходили из него внутренности и весь смердел так сильно, что его войско не могло его выносить по причине этого зловония. В конце концов, он умер достойным жалости образом. Это случится с каждым гордецом, которому кажется, что никто с ним не сравнится. Бог поразит его таким адским ударом, который ни один лекарь не сможет вылечить. Будет он так сильно смердеть, что воинство небесное, то есть ангелы и святые, не смогут его выносить рядом с собой, но ввергнут в вечный смрад, откуда уже никогда до того часа не выйдет. Посему, не гордись, человече, ибо к то во временной жизни возносится в гордыни, будет унижен с Люцифером. Тот же, кто сейчас унижается, будет возвышен (Лк 14,11) с Блаженной Девой.
Во-вторых, человек страдающий водяной болезнью день и ночь чувствует жажду. Представляет он алчного, который пылает ненасытностью. Ибо ездит он по разным странам, городам и селам, добывая золото, серебро и другие вещи, никогда не чувствуя удовлетворения. Поэтому алчный приравнивается к аду, который никогда не наполняется до конца. Даже если бы в уста такого жадного влилась река Иордан, даже тогда он бы не насытился деньгами. Ибо кто придумал споры, лжесвидетельства, клевету, грабежи и кражи? Кто нарушает закон, если не алчность? Представляет это аллегория, заключенная в Первой Царской Книге (1Сам 8,1-5), где читаем, что, когда Самуил, который исполнял судебную власть над Израилем, состарился, вверил суды своим сыновьям, которые уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно (1Сам 8,3). Так утратили они по этой причине свою власть. Подобная судьба постигнет всех алчных. Ибо алчный, когда должен идти в церковь, идет в это время проверять свои фермы. Когда же должен идти на проповедь и послушать там учение о своем спасении, тогда размышляет, каким способом увеличить свои несметные богатства. И поскольку он более привязан к своим имениям, чем к Богу, поэтому быстро побеждает его враг, то есть злые духи.
Аллегорически это представлено в особе Александра (1Макк 1,1-4), о котором читаем, что его войско после победы над Дарием сверх меры обогатилось добычей. Вскоре после этого, при следующим вооруженном столкновении, потерпело поражение. Видя это, царь Александр приказал сжечь всю добычу, которую через алчность забрали его люди. Сказал он: «Пока вы не были жадны, не было никого, кто бы мог устоять. Но отягощенные золотом и серебром стали ленивы и медлительны». Когда же утратили они богатства, снова сражались как ранее. «Глосса»: Это воинство означает христиан, царем которых является Александр, то есть Бог. Сражаются они с Дарием, то есть с дьяволом, и с его воинством, то есть с грехами. Пока христиане не отягощены добытыми в алчности богатствами, они способны оказывать сопротивление дьяволу и грехам. Но как только займутся богатствами, тогда они заковывают жадных в цепи. Посему должны они живо помнить наказанием, которое в старом законе выносили алчным. И должны такового остерегаться.
В Книге Иисуса Навина (6,1-25; 7,16-26) читаем, что после захвата Иерихона, который Господь приказал поджечь, а всех в городе, кроме блудницы Раав, убить, Нахор** же, ведомый алчностью, тайно забрал пурпурный плащ и одну корону. Когда узнал об этом Иисус и его товарищи, Нахор был побит камнями по приказу Господа. «Глосса»: Нахор представляет алчного грешника, который никогда не насыщается деньгами. А Господь приказывает тому, кого алчность склоняет, чтобы беззаконно завладеть полями, посевами или деньгами, чтобы не прикасался к тому, что является чужой собственностью. Но Иисус Навин, то есть Христос или Бог, который дает это распоряжение, в судный день прикажет злым духам побить его камнями. В конце концов будет он этими духами погребен в аду и там впервые насытится огнем тот, кто здесь на земле не мог насытится имуществом. Богатства подобны неверным друзьям, которые оставляют любящих их в самой большой нужде.
Поэтому некто когда-то своих друзей, то есть богатства, просил о помощи и не мог получить от них даже ответ. Тогда сказал: «О ложные богатства! Я от всего сердца вас любил, а когда оказался в столь тяжкой нужде, не могу получить никакого совета ни помощи. Вы готовы меня оставить и не хотите идти за мной. Скорее я вас отошлю». После этих слов тотчас разделил их среди убогих.
Поэтому также некий князь, когда был язычником, когда увидел, что грозит ему смерть, поднял вверх льняное полотно, в которое должен был быть завернут, и приказал герольду носить его по городу, говоря: «Так говорит ваш князь. Хоть я и был властителем десяти царств, из всей своей славы и богатства возьму с собой только это». Подобным примером является также тот богач, которому втайне было сказано: этой же ночью бесы потребуют у тебя душу твою, а что ты заготовил, станет их собственностью (ср. Лк 12,20).
* Перегрин представляет только два вида. По всей видимости, проповедь не завершена.
** Согласно тексту Библии – Ахан, сын Хармия (ИсНав 7,1).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий