Проповедь De tempore в воскресение Пятидесятницы* Перегрина Опольского.
Ecce ascenimus Hierosolyma et consummabuntur omnia… (Лк 18, 31).
В этой евангелии было представлено два вопроса. Во-первых, провозвестие страстей Господних, во-вторых, возвращение зрения слепому. Но задумаемся, почему в это время напоминают нам о страстях Господних, которые побуждают нас скорее к скорби, чем к радости, в то время как сейчас как раз мы должны скорее радоваться, чем скорбеть. Однако так поступает Церковь. Во-первых, для того, чтобы мы воздержались от земных утех, которые в эти дни мы привыкли устраивать, и соединили их с печалью. Ибо подлым был бы тот сын, который услышав, что с его отцом столь недостойно будут поступать, не воздержался бы от всяческих утех.
Был некий король, имевший такую слабость: каждый раз, когда он напивался крепким вином без добавления воды, становился как бы мертвым. При его дворе было двое рыцарей. Один был его врагом, второй – другом. Враг всегда подавал королю крепкое вино, чтобы его умертвить. Но тотчас появлялся друг короля, который смешивал вино с водой и таким образом спасал короля. Дражайшие, именно так происходит с нами. Этим королем является каждый человек, которого Господь поставил над его благами. А слабость многообразна, ибо много таких, которые не исповедовались и не сожалели о своих грехах от последнего сорокадневного поста; а сколько грехов – столько слабостей. Врагом человека является дьявол, подающий крепкое вино, то есть преходящие утехи, которым именно в это время люди особенно предаются. Но нашим другом является Святой Дух, который смешивает вино с водой, и делает так, что в это время мы воспоминаем страсти Христовы, размышляя над которыми, оплакиваем их. И таким образом слезы пусть смешаются с вином, то есть с радостью, чтобы мы могли сказать следом за Давидом: питье мое растворяю слезами (Пс 101, 10).
Во-вторых, Церковь припоминает нам в это время страсти Господни, чтобы мы наново поразмышляли о том, что один кусок, съеденный Евой так сильно не понравился Богу, что на протяжении многих лет ни ангел, ни человек, не могли Его умилостивить. Нужно было, чтобы сам Сын Божий принял тело и претерпел столь страшные муки, чтобы Бог умилостивился. И поэтому ты должен следить за собой и сохранять умеренность в еде и питье, чтобы в это время не прогневить Бога.
В-третьих, Церковь напоминает нам в это время страсти Господни, чтобы мы стали сильнее в сопротивлении искушениям, которые особенно в эти дни подсовывает дьявол. В Книге Исхода читаем: Когда увидит кровь агнца на косяках дверей…, не попустит губителю… поражать (ср. Исх 12, 23). Если мы не хотим быть пораженными губителем, мы должны на дверях своего сердца запечатлеть кровь агнца, то есть Христа. И так поясняется первый вопрос.
Второй вопрос – это возвращение зрения слепому. Слепой символизирует род людской, который был слеп на протяжении пяти тысяч лет и которому Бог вернул зрение своею мукою. В описании же страстей Христовых мы читаем о солдате, который копьем пронзил Его бок. Когда кровь стекла по копью и коснулась руки солдата, он, будучи слепым, помазал нею свои очи и прозрел. Этот слепец символизирует каждого грешного человека, душа которого ослеплена грехами, как это было сказано в Книге Премудрости: злоба их ослепила их (2, 21). Слепому же всегда грозит какая-либо опасность, то ли ему самому, то ли его имуществу. Ибо если у него есть деньги, с легкостью можно их у него украсть. А его самого каждый маленький мальчик может привести в дом его врага, как в его собственный дом. Подобно и с грешным человеком, у которого сатана крадет его благие поступки, когда ослепляет его смертным грехом.
Точно так сатана ведет грешного человека в дом его врагов, то есть злых духов, то есть в преисподнюю. Это было аллегорически представлено в Четвертой Царской Книге (2Цар 6, 8-23) на примере тех, которые были посланы царем Сирии, чтобы схватить Елисея. Были они поражены слепотой, а Елисей привел их в Самарию, и они оказались среди своих врагов.
Душа же грешного человека ослепляется четырежды, то есть четырьмя грехами: развратом, гордыней, жадностью и неверием. Эту четырехкратную слепоту представляют четыре особы, о которых читаем, что они были ослеплены, а именно: Самсон, Седекия, Товит и чернокнижник Елима. Ослепление развратом представляет Самсон, который был предан развратной женщиной и ослеплен, как читаем это в Книге Судей (16, 4-21). Самсон представляет нечистого грешника, которого ослепила блудница, то есть разврат. Никак он не реагирует на друзей, которые его поносят, ни на проповедников, которые его порицают. Не чувствует он стыда и перед ангелами. А поскольку лицо его стало как обличье блудницы и не хочет краснеть от стыда, в конце концов выдают его филистимлянам, то есть бесам на вечный обман в преисподней.
(Расскажи пример о человека, который оставил свою жену. Когда же однажды шел, чтобы предаться разврату, стал на его пути ангел, который сказал: «Куда идешь, несчастный? Если ты не стыдишься грешить при нас, то перестань хотя бы для того, чтобы меньше страдать в аду»).
Ослепление гордыней представляет царь Седекия. Ибо он, лишенный царского достоинства, не хотел никому поддаться и потому, когда убегал из Иерусалима, был пойман царем вавилонским. Тот же вырвал Седекии очи и вверг его в темницу в Вавилоне. Находился же там Седекия до дня своей смерти (2Цар 25, 1-8). Седекия представляет каждого надмевающегося гордыней, который не желает смириться перед исповедником. Такого хватает царь вавилонский, то есть дьявол – царь всех сыновей гордыни, который вырывает ему правое и левое око. Правое, чтобы не видел благ небесных, а левое – чтобы не размышлял о вечном наказании. Поэтому тот, кто не смотрит очами сердца, будет тяжко с иссохшим языком терпеть вечную жажду, должен идти во время огромной жары весь день без воды, и тогда хорошо бы познал, какое это страдание.
Также тот, кто не видит, как трудно было бы перейти из воды к слишком большой жаре, должен опустить стопы в холодную воду, когда очень холодно. Подобно тот, кто не видит, как тяжко будет пребывать в вечном огне, должен вложить палец на час в огонь. Исаия говорит: кто из нас может жить при огне пожирающем? (33, 14).
Ослепление жадности аллегорически представлено на примере Товита, который ослеп от помета ласточек (Тов 2, 10-11). Пометом же являются преходящие блага, как говорит Апостол: Все… - говорит – почитаю пометом (тщетою), только бы приобрести Христа (ср. Флп 3, 8).
Ослепление неверием аллегорически представлено на примере чернокнижника (волхва) Елимы, который противился проповедуемому апостолом слову Божьему, о чем говориться в Деяниях Апостолов (13, 6-12). Когда Павел проповедовал слово Божье перед разумным мужем Сергием Павлом и другими, тогда некий Симон** воспротивился ему. Тогда Павел сказал: «Ты, враг Бога и правды, сын дьявола, как долго хочешь ты разрушать истину? Вот… рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца» (ср. Деян 13, 11). И так сталось. И так станется со всеми неверующими, ибо будут ослеплены в преисподней, так что с того часа никогда не смогут узреть истинного солнца, то есть Христа. Но что должен сделать человек, который был ослеплен? Воистину, должен он поступить как этот слепой. Должен просить помощи в исповеди и молитве. И тогда услышит: «Задумайся, чем является небо, твое наследие, и жажди его. Подумай о преисподней, чтобы остерегаться ее! Задумайся, где ты сейчас, и сожалей о грехах!».
Посему просите Господа Бога, чтобы нам отверз очи нашего сердца, чтобы мы заслужили вечного созерцания истинного солнца, к которому да приведет нас…
* Quinquagesima, последнее воскресенье перед Великим Постом. Не путать с Пятидесятницей (Pentecoste) – Сошествием Святого Духа.
** В Деяниях это «волхв, лжепророк, Иудеянин, именем Вариисус», он же «Елима волхв (ибо то значит имя его)». Возможно, Перегрин путает его с Симоном волхвом (Деян 8, 9).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий