Фома Аквинский и ислам

3/01/2022, No Comment

Из статьи брата Григория Мойковского ОР, Rationalis fidei defensio. Концепция миссии среди мусульман Фомы Аквинского*, Вступление.

„Non ut fidem probet, sed ut fidem defenda”. Это короткое предложение из трактата De rationibus fidei в большей степени отражает концепцию миссии среди язычников авторства Фомы Аквинского. Был он значительной фигурой, имеющей несомненно огромное влияние на отношение Ордена Проповедников к миссионерской деятельности. Ныне он известен нам главным образом по своим философским и теологическим творениям, однако следует напомнить, что был он также упорным экзегетом. Отличное знания Святого Писания было основой его деятельности как теолога, так и комментатора. Хотя в своих библейских комментариях он часто ссылался на Отцов Церкви, однако не сторонился также выражать собственное мнение. Прекрасным примером синтеза премудрости Святого Писания, Отцов Церкви и рационального мышления Аквината является как раз его концепция миссии среди мусульман. Хотя Ангельский Доктор не написал отдельного, полностью посвященного ей, трактата, однако как кажется, анализ отдельных фрагментов его творений выявляет последовательную позицию касательно этого вопроса. Литература, касающаяся темы св. Фомы и ислама концентрируется главным образом на влиянии арабской философии на мысль Аквината. Публикации же, посвященные исключительно концепции обращения мусульман в христианство, или шире – христианско-мусульманскому диалогу – являются скорее редкостью. Среди авторов, занимающихся этой тематикой следует со всей уверенностью упомянуть Жозефа Эллюля, Джеймса Вальтса, а также Ахмета Гюча, вместе с Мухаммедом Таракчи**.

Нижеизложенное представление взглядов св. Фомы Аквинского касающихся миссий среди мусульман состоит из трех частей. Первая: общие соображения на тему знаний, какие доминиканец имел об исламе и мусульманах; содержит также выводы, извлекаемые из комментариев к ключевыми для евангелизации фрагментов Святого Писания. Вторая часть статьи посвящается Summa contra gentiles и импликациям заключенного в ней содержания. В последнем фрагменте публикация трактует о Сумме теологии и De rationibus fidei, а особенное внимание уделяется непосредственным указаниям, какие Аквинат дает адресату этого трактата.

* Из сборника «Dominikanie w czasch krucjat, katedr i herezji», W drodze (Poznań), Teofil (Kraków), 2016.

** J. Ellul, Thomas Aquinas and Muslim-Christian Dialogue. An Appraisal of “De rationibus fidei”, Angelicum 2003. J. Waltz, Muhammad and the Muslims in St Thomas Aquinas, “The Muslim World” 1976. A. Güç, M. Tarakçi, Defending Christianity against the Challenges of Islam: A Critical Evaluation of Aquinas’ Apologetics, “Islamic Quarterly” 2009.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий