30 мая

5/30/2010, No Comment

Вспоминаем блаженного Иакова Саломони, пресвитера

Мама... Как много значит это слово для каждого человека на Земле. Мать у всех ассоциируется с любовью, нежностью, пониманием, поддержкой и утешением. Назначение каждой матери заключается в заботе о своем ребенке, его обучении и воспитании. Однако роль матери-христианки требует ещё большего внимания к своему детяти, ведь она должна вложить в душу ребёнка огонь веры в Бога. Без условно, юный человек, когда выходит в общество, отягощенное многочисленными пороками, зачастую теряет этот яркий огонь искренней детской любви. Но, если родители воспитывали детя в христианском духе, искорка веры навсегда останется в душе этого человека и в благоприятный момент разгорится в яркое пламя.

Можно привести много примеров людей, у истоков святости которых стояли их матери. В этой статье мы поговорим о блаженном Джакомо Саломони. Для него жизнь мамы стала примером благочестия, которому последовал бл. Иаков, посвятив себя служению Господу.

29 мая

5/29/2010, No Comment

Вспоминаем блаженных Вильгельма Арнауда и соратников, мучеников

Тулуза и доминиканцы

Тулузу можно бы было назвать колыбелью Доминиканского Ордена. Здесь, присоединившись к папским легатам, св. Доминик сначала в качестве спутника епископа Диего, а после его смерти, как руководитель миссии, пытался словом проповеди обратить заблужших катаров. Сначала территорией его проповеднической миссии является регион с центром Пруйль-Фанжо, а позднее епископ Фулько (Фолькет или Фульк Марсельский) приглашает его в Тулузу в качестве епархиального проповедника. Победа крестоносцев во главе с Симоном де Монфором в первой фазе Альбигойского крестового похода, сделала это возможным. Казалось, что ересь уже побеждена и теперь остается лишь просвещать местное население проповедью здравого учения и утверждать в истинной вере. В Тулузе Доминик основывает свой первый монастырь – св. Романа, который должен был стать, прежде всего, школой, как ортодоксальной теологии, так и братской апостольской жизни. Отсюда Доминик вместе с епископом Фулько отправляются в Рим, чтобы просить папу утвердить новый орден. Отсюда, в 1217 году Доминик, как Иисус своих учеников, рассылает своих братьев во все пределы Европы. Они обосновываются в Париже, Болонье, Риме, в Испании и дальше – Германии, Венгрии, намереваясь распростанить свою проповедь также и за границы христианского мира. Сам Доминик также покидает Тулузу. Но монастырь св. Романа не прекращает своего существования. Какова же далее была судьба первого доминиканского монастыря, в котором после ухода св. Доминика осталось только несколько братьев?

28 мая

5/28/2010, No Comment

Вспоминаем блаженную Марию Варфоломею Баньези, деву

Флоренция, 1532 год. Жизнь в огромном городе идёт своим чередом: пышные праздники, повседневные заботы горожан, крупные перемены в политической жизни, которые повлияли на дальнейшее течение истории региона. В кругах высшего общества в это время многие молодые люди говорят о некой прекрасной девушке из дворянской семьи. Она умна, начитанна, образованна и глубоко порядочна. Многие юноши хотели взять красавицу в жёны, но девушка всем отказывала. Её душа с детства была отдана лишь одному Небесному Жениху – Христу. Для флорентийцев поведение дворянки было странным, ведь каждая девушка мечтает о замужестве и рождении детей. Тем более отношение к религии у некоторых жителей региона в великую Эпоху Возрождения было неоднозначным: искренность сердечной веры сменилась сухим соблюдением обрядов. Однако девушка сохранила любовь к Богу и, несмотря на все недопонимания и насмешки, не желала мирской распутной жизни, которая была присуща флорентийцам. Прекрасная дворянка твёрдо решила уйти в монастырь ещё в юности, но планы девушки разрушила череда страшных событий, изменивших её судьбу...

27 мая

5/27/2010, No Comment

Вспоминаем бл. Андрея Франки, епископа

Немногим известно, что на севере Италии существует древний город под названием Пистойя. История его восходит ещё ко временам Римской Империи. Покровителем Пистойи считается Сан-Якобо (святой апостол Иаков). Старинное предание гласит, что в далёком IX веке апостол Иаков спас Пистойю от завоевания по молитвам горожан. С тех пор все итальянцы знали, что жители Пистойи очень религиозны. Великой данью Богу горожан было строительство монастыря Сан-Доминико, существующего по сей день. История, которую мы сегодня расскажем, началась именно в этом монастыре.

1400 год... Пистойя живёт своим чередом: процветает торговля, заключаются сделки между купцами, меняется политическая ситуация, строятся новые здания. Однако среди мирской суеты жители города не забывают Бога: посещают церкви и помогают монастырям. В обители Сан-Доминико к началу XV века жило достаточно много насельников, но один из них имел большую популярность среди прихожан и благодетелей. Этот монах был тихим, скромным и смиренным. Тяжело больной, еле передвигающийся по территории монастыря старичок в грубой рясе вряд ли мог привлечь внимание окружающих. Однако люди к нему стремились за советом, благословением, утешением и с просьбами помолиться. Монах никого не прогонял, всех с любовью выслушивал и поддерживал, как только мог, хотя сам уже был очень немощным.

Некоторые думали, что фра Андреа всю свою жизнь провёл в стенах обители Сан-Доминико, тихо молясь Господу. На самом деле за хрупкими плечами пожилого монаха стояла яркая судьба: богатая семья, сан епископа, путешествия с проповедью и многие другие приключения...

24 мая

5/24/2010, No Comment

Вспоминаем день перенесения реликвий Святого Отца Доминика

Согласно завещанию св. Доминик был погребен «под стопами братьев» в церкви св. Николая в Болонье. Не смотря на то, что многие больные утверждали, что исцелились на его могиле, братья не хотели этому верить, и даже уничтожали знаки благодарности, оставляемые у могилы святого. Наконец, 24 мая 1233 года папа Григорий IX повелел перенести прах святого Доминика в мраморный саркофаг в присутствии своего легата, архиепископа Равенны, Теодорика, Иордана Саксонского и многочисленных братьев, собравшихся в Болонье на свой генеральный капитул. Именно тогда, согласно свидетельству, «святое тело стало источать чудесное благоухание, дав всем присутствующим убедительный довод того, что человек сей был приятным благоуханием Христовым. Это событие стало началом процесса канонизации закончившегося 3 июля 1234 года, когда папа Григорий IX провозгласил Доминика святым. Бл. Иоанн Верцельский, шестой генерал Ордена, возвел новую гробницу, в которую, 5 июня 1267 года, были перенесены мощи святого Доминика.

Молитва

Господи, да поддерживает Церковь Твою своими заслугами и наставлениями святой Доминик, который был ревностным проповедником явленной Тобою истины; и для нас да будет он заботливым покровителем. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Пребудем вместе!

5/21/2010, No Comment

Из послания блаженного Гиацинта Марии Кормье к Ордену Братьев Проповедников, от 29 июня 1904 года, когда он был избран на должность Генерального Магистра (Acta Cap. Gen. O.P., 1904, pp. IX-XV).

Призванные и укрепленные, как веруем, неким внутренним велением веры мы приняли голосование отцов участвующих в избирательном капитуле и представляющих весь Орден, как откровение воли самого основателя, святого Доминика. Смолоду считали мы сыновнее служение ему священной и приятнейшей обязанностью. Поэтому мы приняли задание, которое было нам поручено, и во имя Господа возложили бремя на наши плечи в надежде, что сия жертва нашего послушания испросит нам у Господа такое же повиновение со стороны собратьев, дабы мы могли вести их по пути нашего призвания «с радостью и не ропща».

Пусть Святой Дух, а особенно Дух совета, мужества и благочестия, постоянно призываемый в молитве, укрепляет нашу слабость в блаженном исполнении столь прекрасного, и вместе с тем столь трудного дела.

С этим намерением и по тому же самому поводу, по коему папа Пий Х с начала своего понтификата постановил «обновить все во Христе», мы тоже положили себе на сердце «обновить все наши дела в Доминике» таким образом, чтобы тот же самый дух молитвы, покаяния, смирения, бедности и милосердия к ближним, а также пламенного ревнования о защите веры, которым отличался святой основатель, не ослабевал в нас, но все больше развивался.

21 мая

5/21/2010, No Comment

Вспоминаем бл. Гиацинта Кормье, пресвитера

Представьте себе Европу конца XIX века. Да, это то самое время, когда люди потеряли Бога... Вера в промысел Всевышнего стала чем-то вроде сказки, и, если пожилые люди ещё относились к религии с почтением, то молодёжь не стыдилась в открытую осмеивать всё, что связано с Богом. Впрочем, не только молодёжь. Вспомним хотя бы Маркса, Энгельса, Дарвина и его знаменитую теорию эволюции, но ведь они пришли к своим атеистическим идеям уже в зрелом возрасте. Население Европы, да что говорить, даже России, которую до тех пор считали самой религиозной страной в Евразии, посчитало, что сможет жить без поддержки Господа, без его всеобъемлющей любви. Научные открытия, развитие медицины, физики, микробиологии, которые казалось бы должны только подтвердить существование Небесного Творца, всё дальше отталкивали людей от Бога, занося их в холодную тьму неверия. Однако нельзя утверждать, что не осталось в Европе праведников, в сердцах которых теплилась любовь к Господу. Им было непросто: этих подвижников эпохи считали безумцами, застрявшими в средневековье, манипуляторами народного сознания. Например, ввиду презрительного отношения к священнослужителям, научные сообщества XIX века отказались признавать знаменитые законы генетики Менделя, которыми сегодня пользуются все учёные и врачи мира, только лишь потому, что Мендель был монахом.

Однако того, кто желает служить Богу, не остановят всеобщие ненависть, клевета и насмешки. Поистине, эти люди настоящие герои, являющие пример мужества, смирения, терпения и любви.

Сегодня мы поговорим о фра Гиацинте Кормье – человеке, которому пришлось жить и трудиться ради Христа непростое для Церкви время на рубеже XIX-XX веков.

20 мая

5/20/2010, No Comment

Вспоминаем бл. Коломбу Риетскую, деву

Первые дни жизни ребенка самые важные и трепетные для его родителей. На свет появился новый человек – великое чудо природы. Что предстоит совершить этому крохотному созданию, через какие испытания пройти, чего достигнуть в нелёгком жизненном пути? Первая улыбка, первые слова, первые шаги умиляют родных маленького человечка. Возможно, многие взрослые с любовью и вниманием относятся к детям из-за желания соприкоснуться детской чистоте, необременённой корыстью и жестокостью мира.

Безусловно, момент рождения очень важен для отца и матери ребенка. Но в давние времена, когда религия стояла на первом месте, самым торжественным событием в жизни только появившегося на свет человека являлось крещение. Во время Таинства ребёнок обретает имя, а, главное, становится христианином, сопричастником божественной любви. Любовь нельзя визуализировать, её лишь можно ощутить душой. Однако Бог творит чудеса, помогая не только почувствовать Его любовь, но и увидеть божественное присутствие нашими тленными очами. Подобные явления называют чудом. Сейчас в чудеса мало кто верит, а вот в Средневековье к ним относились с большим вниманием и благоговением.

Чудо произошло и во время крещения маленькой девочки Анджелеллы. Родители крошки были небогатыми людьми, однако пригласили на крестины дочери всех своих родных. Под сводами старинного собора разливалось молитвенное пение, солнечные лучи озаряли мраморные статуи святых, а на бронзовых подсвечниках мерцали свечи. Таинство проходило как обычно, но, когда священник стал окунать малышку в крещальную купель, в озарённых солнцем сводах церкви появился белый голубь. Птица покружилась над удивлёнными прихожанами, а потом опустилась на голову новорожденной девочки. Пока родственники с восторгом обсуждали необычное явление, голубь исчез, будто бы растворился в воздухе над купелью. Прихожане затихли: свершилось настоящее чудо! А родители малышки были уверены, что их дочь избрана Богом для великих дел. С тех пор девочку стали называть Коломба, что означает Голубка ...

19 мая

5/19/2010, No Comment

Вспоминаем св. Франциска Колл Гитарта, пресвитера

Призвание – это самое важное понятие, которое может повлиять на судьбу человека. Сегодня призвание считают чем-то устаревшим, немодным. Скорее экономическая выгода руководит выбором жизненного пути и профессии. В стародавние времена зов сердца часто был важнее, нежели голос ума. Потому люди зачастую выбирали профессию по любви, хотя и такое случалось не всегда. Однако легко говорить о призвании, когда живёшь в достатке и довольствии, когда есть пища и крыша над головой. Но куда сложнее оставаться верным своему жизненному выбору в трудные моменты: в нищете и лишениях, изгнаниях и презрении общества, в холоде и голоде. Примеры таких великих личностей, оставшихся преданными своему служению, существуют! Ещё совсем недавно, в XIX веке, молодому доминиканскому монаху Франсиско пришлось испытать все возможные трудности: ему приходилось просить подаяние, жить в старых хижинах, а иногда и под открытым небом, он пережил изгнание из обители, однако остался верным монашескому призванию. Все оскорбления и насмешки он покрывал христианской любовью; лишения и болезни переносил без ропота и гнева. Да, это не красивая легенда, а полная правдивости история жизни одного человека, который через трудности и лишения снискал благодать у Господа!

Первые годы жизни

Будущий святой родился 18 мая 1812 года в городе Гомбрене (Каталония, Испания). Франсиско стал десятым ребёнком в глубоко религиозной семье Педро и Мадлены Гитарт. Семья была очень бедная: супруги занимались выделкой и продажей шерсти. Однако отец семейства, который управлял производством, не отличался деятельным нравом, твёрдым характером и логикой экономиста. Его больше тянуло к спокойной работе, не требующей постоянного внимания и энергичности. Но ухудшение положения в бизнесе отца сказалось на благополучии семьи: десятеро детей непросто прокормить. Всё же супруги Гитарт не отчаивались и верили в лучшее будущее своих чад. В 1816 году вышеупомянутому семейству пришлось пережить ужасное горе: от скоротечной болезни умер Педро. Безусловно, несчастной Мадлене пришлось непросто после потери любимого супруга. Однако женщина смогла достойно воспитать своих детей: трое её дочерей стали монахинями, сын Франсиско – монахом-доминиканцем, а остальные дети удачно устроили судьбу в семейной жизни. Каждое воскресенье и божественный праздник семья Гитарт в сопровождении матери направлялась в церковь, находившуюся неподалеку от дома. Все дети проявляли благоговение перед святынями, любили читать священные книги, однако больше всех тяготел к религиозной жизни Франсиско. Ещё будучи ребёнком, услышав от матери или старших домочадцев истории из Библии, он пересказывал их своим сверстникам, которые с большим интересом слушали маленького проповедника. Так, ещё в детском возрасте, окружающим стало понятно, что мальчик станет великим проповедником, который своим пламенным словом многих обратит ко Христу.

15 мая

5/15/2010, No Comment

Вспоминаем Блаженного Эгидия из Возелы, пресвитера

(В этот же день вспоминаем бл. Андрея Абеллона)

А верите ли вы в перемещение во времени? С конца XVIII века учёные предполагали о существовании машины времени. Эту идею с интересом поддержали писатели-фантасты. А в середине XX века о переносе во времени уже говорили многие. «И что? - скажете вы, — их идеи не оправдались, во всяком случае на сегодняшний день». Однако я смею вам возразить. Перемещаться через временные рамки в физическом теле – увлекательное занятие, но пересекать границы времени с помощью фантазии, чтения статей о далёком прошлом не менее интересно. В нашем прогрессивном веке, когда практически каждому доступен Интернет и без труда можно прочитать любую литературу, подобные путешествия стали возможны! А мы не будем медлить и отправимся в одно из них. Итак, наше путешествие начнется в Париже 1215 года...

Студенческий праздник

Однажды весенним вечером молодой студент Эгидий собирался на посиделку с друзьями. Юноша очень любил подобные мероприятия. Среди своих друзей-студентов он был самым харизматичным, остроумным и любознательным – в общем "душой компании". Поэтому Эгидий никогда не пропускал студенческие праздники и пиршества. Тем более отец юноши, богатый португальский дворянин Родриго де Вальятоса, материально поддерживал сына, чтоб тот ни в чём не нуждался. Как же португалец Эгидий из маленького городка Возелы оказался во Франции? Всему виной стала медицина. Да, та самая сокровенная и таинственная наука, которую издревле пытаются познать многие. Хотя Эгидий вырос в богатстве и роскоши, любил увеселения и пиршества, это не затмило его любовь к науке. Проучившись в Португалии несколько лет, юноша счёл образование там недостаточно хорошим и упросил отца обеспечить материально его учёбу в Париже. Синьор Родриго не мог отказать любимому сыну и позволил ему поступить в Парижский университет, чтобы изучать медицину. Несмотря на весёлый нрав и тягу к студенческой разгульной жизни, Эгидий учился хорошо и, можно сказать, считал себя богом в медицине. И вот, наконец, долгие годы учебы минули, юноша закончил университет, благополучно сдал экзамены и мог называться полноценным врачом... С такими позитивными мыслями Эгидий покидал свои покои в центре города и направлялся на долгожданную встречу с друзьями. Шумные улицы Парижа постепенно погружались в тишину: усталые торговцы возвращались домой с непроданным товаром, ремесленники положили свои инструменты, на богатых каретах возвращались в свои усадьбы дворянские особы. В маленьких окошках каменных домов зажигались огоньки, а лёгкий ветерок разносил запах вкусной еды. Всё это, казалось бы обыденное и простое, радовало юношу. Сердце Эгидия от осознания грядущего успеха билось всё чаще и чаще, а его улыбка сливалась с золотыми лучами заходящего солнца. Но мечтательность молодого врача прервали истошные крики: женский голос в ужасе взывал "помогите!". Юноша не мог пройти мимо чужой беды, так он уж был воспитан, и бросился на помощь. В узком переулке на каменной дорожке лежала прекрасная девушка: бледность её кожи можно было сравнить со снегом, она лежала неподвижно, словно столб, и ничего не говорила. А над несчастной склонилась пожилая женщина, которая в ужасе звала на помощь.

О блаженной Имельде

5/13/2010, No Comment

Из «Acta Sanctorum».

На десятом году жизни (сколь же дивен Бог во святых Своих) начала Имельда непрестанный, напряженный духовный труд. Очень ранними, но сколь правдивыми и сладостными были эти плоды добродетели. Девочка едва заметила прелесть мира и пышность родительского дома и уже решила отказаться от них. Все чем она могла выделиться среди других, зрелым и твердым решением она отвергла как бренное, ничтожное и дешевое. Сочла это все только мирским и потому избрала добровольную бедность, целомудрие и послушание и постановила войти в монашескую семью.

Она была вынуждена много просить об этом и плакать, молила настоятелей, также и другие ходатайствовали о ней, пока, в конце концов, не было получено согласие на принятие ее в семью святого Доминика. Вступила Имельда в монастырь поблизости от Болоньи. Это было славное место, посвященное когда-то Отцами Сервитами, святому Иосифу. Принятая в эту армию она стала усердно упражняться в орденской дисциплине, практиковать умерщвление плоти, старалась ограничивать внутренние порывы, предавалась молитве, а трудные обязанности и те к которым была непривычна, исполняла с полной отдачей. Другие монахини, которые были старше ее годами и опытнее, свидетельствовали, что она всегда превосходила их в усердии.

13 мая

5/13/2010, No Comment

Вспоминаем блаженную Имельду Ламбертини, деву

Мерцали блики на стенах церкви,

Горели свечи у алтаря,

Молилась девочка смиренно,

С любовью глядя на Христа.

Она бежала от тленной славы,

Великих почестей, богатств,

Её душа стремилась к Раю,

К незримой сладости Небес.

И от любви горело сердце,

Как солнца луч в весенний день.

От сей любви душа взлетела

В далёкий край святых детей...

12 мая

5/12/2010, No Comment

Вспоминаем блаженную Иоанну Португальскую

Она выбрала Царство Небесное…

При слове «принцесса» воображение многих из нас рисует образы либо прекрасной невесты сказочного принца, либо избалованной и капризной особы, получающей от жизни всё, что она пожелает. Таковы стереотипы, созданные сказками и фильмами. Но даже если мы далеки от этих стереотипных взглядов, жизненный путь королей, принцев и принцесс представляется нам усеянным розами, при этом мы едва ли задумываемся о том, как больно бывает ходить по их шипам. В действительности же, с самого рождения наследники короны обычно оказывались, в какой-то мере, «заложниками» своего государства, не имеющими права свободно распорядиться своей жизнью и свободно следовать Божьему призванию. Ярким примером такой непростой судьбы является жизнь принцессы Блаженной Иоанны Португальской, которой были уготованы блага королевства земного, но которая предпочла Царство Небесное.

11 мая

5/11/2010, No Comment

Отмечаем воспоминание Страстей Господа Нашего Иисуса Христа

 

Культ Господних Страстей, который предивным образом дошел до наших дней, своими корнями уходит в XI век и связан со становлением нового движения благочестия, обращенного к человеческой природе Христа.

Множество прекрасных следов такого благочестия оставили, прежде всего, монахи, особенно в XIII веке, а впоследствии францисканцы и доминиканцы. От самого начала нашего Ордена имеем свидетельства особенного почитания Страстям Спасителя и Матери Милосердия. Первым литургическим свидетельством является празднование «Венца Господнего» (4 мая, а позднее 24 апреля), введенный с оказии обретения шипа из Тернового Венца Господа Иисуса, который в 1239 году пожертвовал нашим братьям король Франции, св. Людовик.

В течение веков в книгах нашего Ордена нашлись также иные литургические воспоминания Господних Страстей: «Молитвы на Елеонской Горе» (вторник после Семидесятницы), «Страстей Господих» (вторник после Шестидесятницы), «Копья и Гвоздей» (пятница после 1-го воскресенья Великого Поста), «Святой Плащаницы» (пятница после 2-го воскресенья Великого Поста), «Пяти Святых Ран» (пятница после 3-го воскресенья Великого Поста), «Драгоценной Крови» (пятница после 4-го воскресенья Великого Поста), к которым присоеденили также «Матери Божьей Сострадающей» (пятница после Воскресенья Страстей Господних). Все эти дни праздновались до литургической реформы Пия Х.

 

А что ж нужно бы было сказать об особенной форме этого благочестия в традиции Ордена, особенно наших святых и блаженных, которые, хотя и разным образом, горели достойной восхищения любовью к страждущему Иисусу? Как же не вспомнить, прежде всего, св. Доминика, который, как это часто показывал на своих образах Фра Анджелико, лежа у стоп распятого Христа, полный чувств, взирает на Него? С уверенностью можно сказать, что разумное и неустанное созерцание страдающего спасителя является характерной чертой нашей духовности. В этом, полном любви взгляде, становятся понятными для Проповедников все наиважнейшие дела, касающиеся провозглашения Евангелии спасения, а на самого человека взирают в свете веры. Здесь воистину есть источник нашего соединения со Христом и довод братской любви.

Жажда быть свидетелями воскресшего Иисуса помещает в себе требования участия в Его Страстях: ибо не знаем, куда мы следуем, и что нас ждет. Понимаем, однако, что разум и сердце слуг Евангелия должны неустанно обращаться к страдающему Христу, пребывая в неустанной любви и созерцании.

Плоды спасения

5/10/2010, No Comment

Проповедь святого Антонина, епископа (Cod. Ms. 308, 126-128, Biblioteca Riccardiana, Firenze).

Св. Иоанн говорит в Откровении, что Господь «показал мне по ту и по другую сторону реки, древо жизни, приносящее плоды». Это древо жизни – распятый Христос, о котором можно сказать, что Он находится по обоим берегам реки, поскольку через Него обрели спасение прародители и Ветхого и Нового Завета. И Сам Бог на кресте подает роду человеческому всеобъемлющие плоды спасения, которые принесло древо креста, согласно тому, что выражает это подобие. Рассмотрим же четыре из них, которые касаются рода человеческого.

Первый плод – это цена нашего искупления, ибо, как говорит святой Амвросий: столь велик был наш грех, что мы не могли бы быть искуплены, если бы Единородный Сын Божий не умер за нас как должников. Причина же этого в том, что вина рода человеческого была неизмерима по отношению к Тому, Кому она нанесла оскорбление, по отношению к благу, которого лишила, и по отношению к природе, которую запятнала. Поэтому было необходимо очистить ее Страстями Господа. Именно об этом говорит святой Петр: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца».

Источник премудрости

5/10/2010, No Comment

Из вступления к Summa moralis святого Антонина, епископа (Summa Theologiae, Pars I, t. I, Veronae 1740 (Graz 1959), coll. 1-3).

«Как величественны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро; земля полна собственности Твоей». Пророк в душевном порыве созерцая Божественное величие, изумляется множеству Его благости, которую Бог проявляет в делах Своих и взывает к Нему. Здесь нам открывается тайна Пресвятой Троицы, Коей помощи мы должны всегда призывать и ожидать, чтобы наши добрые дела, которые являются делами Бога, Он привёл к завершению. Ибо Платон говорит, что без Него, наивысшего Бытия, не может существовать никакая природа, никакой разум не в силах ничего понимать, никакое дело не достигнет результата и никакой порядок не будет зиждиться на прочном основании.

Во-первых, он указует на достойную восхищения мощь, которую приписывает Отцу, когда говорит: «Как величественны дела Твои, Господи!» Во-вторых, восхваляет безмерную мудрость, каковую признаёт за Сыном, когда речёт: «Все соделал Ты премудро». В-третьих, Святому Духу приписывает он великое благоволение к нам, говоря: «Земля полна собственности Твоей».

К первой, то есть мощи, относится то, что Мардохей говорит Богу о Его предивной силе, кою проявил Он в творении: «Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти. Ты сотворил небо и землю и все дивное в поднебесной». Он указует здесь Его величайшую силу, признавая её Отцу, Который всё творит из ничего, а не как мастер из прежде существующего материала.

О святом Антонине Флорентийском

5/10/2010, No Comment

Из жития святого Антонина, написанного Франческо ди Кастильоне (Positio pro Doctoratu, Romae 1975, col. VII-VIII).

Антонин исполнял пастырское служение тринадцать лет, вызывая всеобщее изумление. Прежде всего он желал, чтобы домашняя прислуга была очень скромной и немногочисленной, достаточной для выполнения лишь необходимых дел. Он исключил всякое избыток и роскошь в питании и одежде у себя и у своих слуг. У него не было никаких дорогих украшений или богатств, ни золотой, ни серебряной посуды, ни собак, ни коней, как бывает это у многих епископов. На случай крайней необходимости он держал у себя только одного маленького мула, и то полученного в подарок. Он говорил, что прелату не подобает тратить деньги бедняков на содержание животных или на что-то другое сверх необходимого.

Управление всем имуществом и хозяйством, а также всеми другими делами он поручил одному единственному управляющему, себе же оставил заботу о пастырских делах. Всех своих слуг, которых часто призвал жить в страхе Божием, он велел кормить как можно лучше, исключив, однако всякое излишество.

Сам он удовлетворялся общей для всех пищей, в общем-то не обращая на неё особого внимания. Всегда вставал по ночам, причём в усердии своём, старался встать прежде чем в кафедральном соборе ударят в колокол, взывая к Утрене. Когда с большой сосредоточенностью и воодушевлением он вместе со своим духовенством совершал Божественное Служение, остаток времени до терции отводил чтению священных текстов или сочинению книг.

10 Мая

5/10/2010, No Comment

Вспоминаем святого Антонина Флорентийского (Антонио Пьероцци), епископа

Стояла осень... Этот день выдался холоднее других: свинцовое небо хмуро взирало на пожелтевшие долины Тосканы. Леденящий ветер дерзко срывал листья с мокрых деревьев, а дождь беспощадно хлестал стёртые камни на старых дорожках города. На улицах не было ни души. В окнах городских домов мерцали огоньки, видимо, хозяева в уюте грелись у теплого очага, тихо беседуя о прекрасных моментах ушедшего лета. И лишь у стены одного из домов, свернувшись в клубок, замерзал несчастный бродяга. Никто не захотел впустить погреться в свой дом грязного, больного и голодного человека, ведь это всего лишь нищий, таких много можно найти на улицах города. Бродяга был ещё совсем молодым, мог бы обучиться какому-нибудь ремеслу и зарабатывать себе на хлеб. Однако безысходностью для юноши стала неизлечимая болезнь: слепота от рождения. Калека рано остался без родителей, а ближайшие родственники не пожелали заботиться о нём. Так юноша и оказался на улице без крова и пропитания... В голове несчастного проносилась вся его жизнь. Ему казалось: смерть уже так близко, ведь холод безжалостно пронизывал исхудавшее тело несчастного, который был одет в лохмотья, насквозь промокшие под дождем... Вдруг нищий услышал чьи-то шаги. Бродяга даже не надеялся получить помощи от приближающегося незнакомца – столько боли и непонимания ему пришлось пережить. Но незнакомец подошёл ближе, присел рядом с нищим, а потом взял его за руку. Таинственный прохожий стал расспрашивать бродягу о его жизни, а юноша в этот момент почувствовал себя нужным и значимым для этого мира, ведь тихий голос незнакомца вселял уверенность, в нем было столько сострадания и участия в чужом горе! Наконец, ободрив нищего, прохожий накинул на плечи замерзающего шерстяной плащ, и, сказав на прощание несколько слов, удалился за стеной осеннего дождя. "Кто же ты?"– крикнул вслед незнакомцу нищий? И с этими словами бродяга с ужасом и удивлением осознал, что может видеть! Мир осенних красок сначала был тусклым, но с каждым мгновением очертания вокруг становились всё более отчётливыми. Нищий поднялся на ноги и побежал вслед за необычным прохожим. Вдали бродяга заметил силуэт монаха в белом одеянии. Плащ на плечах нищего был чёрного цвета. Как вы уже догадались, монах принадлежал доминиканскому ордену. Спустя время юноша узнал, что имя милосердного незнакомца фра Антонио Пьероцци...

О культе Девы Марии в Доминиканском Ордене

5/08/2010, No Comment

Из комментария бл. Гумберта Романского, священника, к Конституциям Ордена (Opera de vita regulari, ed. J.-J. Berthier, vol. II, Roma 1889, pp. 134-136).

У нас есть много доказательств, почерпнутых из событий случившихся при начале нашего ордена, на основании которых мы можем утверждать, что Пресвятая Богородица – особенная покровительница нашего Ордена вместе с Отцом и Наставником того же Ордена – блаженным Домиником. На основании того, что я слышал своими ушами и многих других фактов описанных в Vitae Fratrum, видно, что она Матерь этого Ордена, который существует для того, чтобы славить, благословлять и проповедовать Ее Сына, ордена который Она создала, взращивает и хранит.

Поэтому блаженный Доминик в своих молитвах поручил Ей, как особой Покровительнице и Защитнице свой Орден, как о том написано в Новой Легенде. По этой причине мы во время ежедневных процессий, препоручаем себя Ей как нашей Матери, так же как вспоминаем и святого Доминика.

И существует много доводов, которые говорят в пользу того, чтобы прибегать к Её покровительству.

Прежде всего, при дворе более полезна протекция тех, кто более влиятелен, а именно такова Пресвятая Богородица, ибо – как говорит святой Бернар – не может у нее быть мало власти, потому что она Царица Небесная. Поэтому о ней сказано: «И в Иерусалиме власть моя».

8 мая

5/08/2010, No Comment

Вспоминаем Пресвятую Деву Марию, Покровительницу нашего Ордена

В Церкви существует традиция призывать Пресвятую Деву Марию как Покровительницу, Заступницу, Помощницу, Споспешницу и Посредницу ради Её неустанной материнской заботы. Участвуя в спасительном домостроительстве благодати, Мария Своим многообразным заступничеством продолжает содействовать нам в обретении даров вечного спасения (Конституция о Церкви №62).

Поскольку, по свидетельству бл. Гумберта Романского «Пресвятая Дева очень поддерживала орден во время его возникновения, то мы надеемся, что Она также приведет его к благому завершению (Труды II, стр. 70-71). Поэтому наш орден изначально считает Пресвятую Деву своей Покровительницей, непрестанно это покровительство ощущает и от всего сердца велит всем братьям и сестрам, опираясь на это материнское покровительство, еще теснее соединиться со Спасителем (ср. КЦ № 62), чтобы быть способными исполнять в мире благородную миссию спасения. Почитание Марии как нашей заступницы тесно связано с легендой о том, как Пресвятая Дева явилась св. Доминику и приняла Орден под свое покровительство.

Вплоть до последней календарной реформы наш орден отмечал сегодняшнее воспоминание 22 декабря, в годовщину утверждения ордена папой Гонорием III (22 декабря 1216 г.). Сейчас ради первенства последних дней Адвента, которые превосходят все другие воспоминания, рекомендуется отмечать Воспоминание Пресвятой Девы Марии Покровительницы Ордена Проповедников в мае, месяце сугубого Её почитания.

Молитва

Всемогущий Боже, Ты восхотел, чтобы Орден Проповедников, которому Ты поручил заботу о спасении душ, пользовался особым покровительством Пресвятой Девы Марии, и через Нее Ты неустанно подаешь нам многие дары. Просим Тебя: дай нам, чтящим Её память ныне, под Ее же покровом достичь небесной славы. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

7 мая

5/07/2010, No Comment

Вспоминаем бл. Альберта Бергамского

В маленькой итальянской деревушке наступало весеннее утро... Солнце медленно поднималось над горными вершинами, озаряя окрестные поля, сады и неказистые деревенские домики. Когда цветы распускали свои нежные лепестки, звонко пели птицы, а хрустальные росинки сияли в золотых лучах солнца, многие жители деревеньки ещё крепко спали. Однако не всех смог побороть сон в это весеннее утро. На пороге небольшой церквушки молился на коленях юноша. Слёзы, как прозрачные росинки, катились по его алым щекам, а мольба юноши была настолько искренней, что казалось небо содрагнётся от его молитв. Судьба молодого человека была непростой: много горя, ужаса и несчастья пришлось пережить ему всего за несколько лет. А, главное, счастье не пришло в его судьбу. Однако Альберто, так звали юношу, никогда не отчаивался, возлагая надежду лишь на Господа, Которого он возлюбил всем своим сердцем...

Детство и юность

Альберто появился на свет в бедной крестьянской семье в селении Вилла д'Огна, в провинции Бергамо в Ломбардии в 1214 году. Ещё с раннего детства мальчик был приучен к тяжёлому труду земледельцев, ведь именно этим его отец зарабатывал семье на жизнь. Несмотря на то, что трудиться нужно было с утра до позднего вечера не только взрослым, но и детям, родители Альберта всегда находили время для религиозного просвещения своего маленького сына. Когда мальчик узнал Евангельскую историю, сердце Альберто возгорелось пламенной любовью ко Всевышнему, которая не угасла на протяжении всей его жизни. Часто родители и близкие Альберто удивлялись тому, что мальчик мог непрестанно молиться часами и держать строгий пост в течение половины недели. Вообще Альберто был необычным ребёнком и окружающие это часто замечали: мальчик отличался разумом не по годам, а, главное, осмысленным, серьёзным отношением к религии, молитве и посту. Многие односельчане были уверены: Альберто с юности посвятит себя служению Богу, оставив мирскую суету. Однако будущему блаженному суждено было иное...

«Господь мне сопутствовал и усиливал проповедь»

5/05/2010, No Comment

Послание св. Викентия Ферреро, священника Иоанну де Пюнуа, Магистру Ордена Проповедников (Ed. P. Fages, Notes et documents de L'historie de saint Vincent Ferrier, Louvain-Paris 1905, pp. 109-111).

Достопочтеннейший Магистр и Отче, из-за многочисленных занятий я не мог написать вам должным образом. Ибо, по правде говоря, с тех пор как я покинул Романс вплоть до сей минуты мне было нужно проповедывать приходящим отовсюду в изобилии людям, чаще всего дважды в день, а то и трижды, а также совершать торжественную Мессу с пением, так что мне едва хватает времени на дорогу, еду, сон и другие необходимые вещи. Более того, свои проповеди я вынужден готовить по дороге. Однако, чтобы меня не обвинили в пренебрежении к письму или в презрении, я много дней, недель и месяцев заставлял себя, не смотря на множество дел, находить немного времени чтобы описать вам, по крайней мере, путь, который я проделал.

Да будет Вам, достопочтеннейший Отче, ведомо, что после того как я покинул Романские земли, куда Вы меня последний раз направили, я беспрерывно в течение трёх месяцев был в Дельфинате, кругом проповедуя слово Божие по городам, селениям и поместьям, в которых еще не бывал. Но особенно я посетил те три знаменитейшие еретические долины в епархии Ембрум, из коих одна именуется Луцерна, вторая Аргентея, а третья Валлиспута. Раньше я бывал там дважды или трижды, и местные жители, по благодати Божьей, приняли истину католического учения набожно и с большим благоговением, однако я желал снова навестить их, чтобы укрепить и утешить. Потом, отвечая на многочисленные настояния и просьбы, как словесные, так и письменные, я отправился в Ломбардию, где непрерывно год и месяц проповедовал во всех городах, селениях и поместьях Вам подвластных и далее, а именно во владениях маркграфа Монферрато, ради многих просьб его и его подданных. В местах же расположенных по ту сторону гор я нашёл великое множество долин населённых еретиками, как вальденсами, так и извращёнными катарами, особенно в епархии Турина. Я посетил их все по очереди, проповедуя в каждой из них веру и учение католической истины и опровергая их заблуждения. И по милосердию Божьему, они с огромным воодушевлением и с величайшим благоговением и набожностью приняли истину веры, ибо Господь мне сопутствовал и усиливал проповедь.

«Не желаю хвалиться»

5/05/2010, No Comment

Проповедь св. Викентия Феррера (Sermo I de Cruce Festivale, sermo 44, Ed. Ehrard, 1729, pp. 145 sqq.)

«Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа». Это изречение взято из послания к Галатам. Этого же касается и наша проповедь. О первом слове, над которым мы поразмышляем, о личности Христа страдающего на кресте, говорит сам Христос: «не желаю». Ибо из Священного Писания явствует, что Христу много раз грозила смерть от Иудеев, и что угрожала она Ему различным образом, но никакого другого способа смерти Он не избрал, кроме смерти крестной, уклоняясь от иных видов смерти бегством или как-то иначе. Первый раз в опасности смерти Он оказался сразу же после рождения. Ибо тогда правил чужеземец Ирод, который получил власть над Иудеями по благоволению Римского кесаря, и который, услышав о рождении царя Иудейского от восточных царей и о месте его рождения от иудейских раввинов, пожелал убить Его. Посему выслал он вооружённых людей, чтобы убили всех мальчиков в городе Вифлееме и в его окрестностях, что и было сделано. Но Ангел Господень явился Иосифу, сказав, чтобы бежал в Египет с младенцем и матерью Его. И так спасся Христос, и исполнилось пророчество Иова: «Отроков поразили острием меча; и спасся только я один».

Второй раз Христос оказался в смертельной опасности низвержения с кручи, как сообщает Лука. Ибо Христос родился в городе Вифлееме, а воспитан был в городе Назарете. Посему и называется Иисусом из Назарета. И проповедовать Он начал и чудеса творить в городе Капернауме. Тогда Иудеи сказали: «Сделай и здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». В ответ им Христос сказал, что они не достойны этого, ибо не уверовали в Него и даже презрели Его, говоря: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария?» И исполнились все гневом и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его. Он же сделался невидимым для них, а они искали Его и спрашивали, где же Он? «Иисус же, пройдя посреди них, удалился». Почему не хотел Он так умереть? Ведь если бы пожелал, то и такой смертью мог бы Он спасти весь мир. Причиной, по коей Он не пожелал принять такую смерть, было желание наставить нас. В третий раз был Он перед угрозой смерти побиения камнями, как повествуется у Евангелиста Иоанна. Это было тогда, когда Христос проповедовал Иудеям из Своего родного города, говоря: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек».

5 мая

5/05/2010, No Comment

Вспоминаем св. Викентия Ферреро, пресвитера

Тяжелые времена рождают сильных людей.

Сильные люди создают хорошие времена.

Хорошие времена рождают слабых людей.

Слабые люди создают тяжелые времена...

И этот круговорот продолжается бесконечно из года в год, из поколения в поколение. Однако сегодня мы поговорим о тяжёлых временах далёких XIV-XV веков. Эти непростые годы родили действительно великих людей. Войны, голод, болезни и катаклизмы – ужасное испытание для каждого человека. Но не менее трудными испытаниями для религиозных людей являются нестроения в жизни Церкви, ведь именно Церковь – это единственное прибежище несчастных, обремененных душ. Именно в религии они ищут любви и утешения.

Много испытаний за свою историю перенесла на своих плечах Католическая Церковь. Возможно, самыми непростыми временами для неё стал роковой XIV век. Всё началось со знаменитого авиньонского пленения пап — период с 1309 по 1377 год, когда резиденция пап находилась не в Риме, а в Авиньоне (Франция). История этого периода известна каждому школьнику, а вот разворот событий после "плена" пап более интересный.

Последний французский папа эпохи Авиньонского пленения — Григорий XI, принял трудное и значимое решение: вернулся из Авиньона в Рим. Это произошло 17 января 1377 года. Он был первым, кто обосновался в Ватикане (до этого папской резиденцией был Латеранский дворец). Но уже 27 марта 1378 года понтифик скончался от тяжёлой болезни. Римская толпа, требовавшая, чтобы новый папа был римлянином или, по меньшей мере, итальянцем, а ведь до этого папы были, в основном, французами, осадила кардиналов, собравшихся в Латеранском дворце. Кардиналы приняли компромиссное решение и избрали на папский престол неаполитанца Урбана VI.

4 мая

5/04/2010, No Comment

Вспоминаем блаж. Эмилию Биккьери, деву

А вы знали, что в далёкой Италии, между Миланом и Турином, находится прекрасный город Верчелли? Эта местность с давних времён славится своими плодородными почвами, потому сельское хозяйство до наших дней является важным звеном экономики итальянцев, живущих в окрестностях Верчелли. А ещё в этом городе говорят аж на двух языках: на итальянском и пьемонтском!

Что ещё можно сказать о Верчелли? Первый в мире университет, финансируемый за счет государственных средств, был основан именно в этом городе в 1228 году. Таким образом, мы видим, что Верчелли ещё с давних времён был достаточно прогрессивным городом во многих отношениях. Не остался город и без небесной покровительницы, история жизни которой не оставляет безразличными даже самых равнодушных. В нашей сегодняшней статье мы поговорим о блаженной Эмилии – хрупкой, доброй и милосердной женщине, имевшей непоколебимую силу духа...

Рождение и детство

В 1238 году знатная семья Биккьери, имевшая в окрестностях Верчелли огромную виллу, ждала четвертого ребенка. Синьор Пьетро и его супруга тщательно готовились к появлению на свет малыша. Биккьери очень хотели, чтоб родился мальчик, так как в семье было уже три девочки, а рождение сына в те времена считалось более радостным событием, чем появление дочери. Однако современные достижения пренатальной диагностики тогда были не известны, потому даже на поздних сроках беременности женщина не могла узнать, какого пола будет ребенок. Возможно, супруги сильно бы огорчились, узнав о том, что на свет появится девочка, если бы за несколько дней до родов синьоре Биккьери не приснился чудесный сон: женщина увидела во сне прекрасную девушку в монашеской одежде, молящуюся Богу. Когда Биккьери спросила, кто же эта монахиня, она с удивлением услышала в ответ: "Это твоя дочь!"