21 мая

5/21/2010, No Comment

Вспоминаем бл. Гиацинта Кормье, пресвитера

Представьте себе Европу конца XIX века. Да, это то самое время, когда люди потеряли Бога... Вера в промысел Всевышнего стала чем-то вроде сказки, и, если пожилые люди ещё относились к религии с почтением, то молодёжь не стыдилась в открытую осмеивать всё, что связано с Богом. Впрочем, не только молодёжь. Вспомним хотя бы Маркса, Энгельса, Дарвина и его знаменитую теорию эволюции, но ведь они пришли к своим атеистическим идеям уже в зрелом возрасте. Население Европы, да что говорить, даже России, которую до тех пор считали самой религиозной страной в Евразии, посчитало, что сможет жить без поддержки Господа, без его всеобъемлющей любви. Научные открытия, развитие медицины, физики, микробиологии, которые казалось бы должны только подтвердить существование Небесного Творца, всё дальше отталкивали людей от Бога, занося их в холодную тьму неверия. Однако нельзя утверждать, что не осталось в Европе праведников, в сердцах которых теплилась любовь к Господу. Им было непросто: этих подвижников эпохи считали безумцами, застрявшими в средневековье, манипуляторами народного сознания. Например, ввиду презрительного отношения к священнослужителям, научные сообщества XIX века отказались признавать знаменитые законы генетики Менделя, которыми сегодня пользуются все учёные и врачи мира, только лишь потому, что Мендель был монахом.

Однако того, кто желает служить Богу, не остановят всеобщие ненависть, клевета и насмешки. Поистине, эти люди настоящие герои, являющие пример мужества, смирения, терпения и любви.

Сегодня мы поговорим о фра Гиацинте Кормье – человеке, которому пришлось жить и трудиться ради Христа непростое для Церкви время на рубеже XIX-XX веков.

Чудесное рождение

Будущий монах родился 8 декабря 1832 года во французском городе Орлеане в семье Франциска Бернардо Кормье и Маргариты Фелиситы Бракмонт. Орлеан XIX века был очень красивым и уютным городом с развитой инфраструктурой и большим культурным наследием. И вот наступил декабрь 1832: на черепичных крышах старинных домиков белеет лёгкий снег, бьёт колокол соборной церкви, радостная детвора шумно играет в снежки, по вымощенным улочкам прогуливаются горожане в приподнятом настроении, ведь скоро Рождество! На стеклянных витринах красуются разноцветные украшения для ёлочек, а из маленькой булочной доносится неповторимый аромат сдобы.

В это предпраздничное время, когда люди как никогда верят в чудеса, в семье Кормье появился на свет малыш. Франсуа и Маргарита были безмерно счастливы, но их радость омрачил один факт: ребёнок родился очень слабым, и врач, который принимал роды, предположил, что мальчик проживёт недолго. Родители малыша были глубоко религиозными людьми, поэтому они решили окрестить сына на следующий же день после рождения в ближайшей церкви.

Таинство Крещения было совершено 9 декабря 1832 года.

Мальчик получил имя Луи Станислас Анри Мария. После крещения родители почувствовали облегчение: их сын теперь христианин. Конечно, терять ребенка им не хотелось, но они не переставали верить в чудо! И оно произошло... Ребёнок выжил и с каждым днём становился крепче и бодрее.

Детство

В семье мальчика стали звать Анри. Он рос тихим, кротким и послушным. Анри много помогал своим родителям, которые владели магазином специй. Семья Кормье не была слишком богатой, однако Франсуа и Маргарита выделили немалые средства для того, чтоб дать сыну начальное образование: покупали дорогие книги, нанимали учителей, да и сами принимали участие в образовательном процессе ребенка, обучая его письму и чтению. Безусловно, религиозное воспитание так же коснулось юного Анри: родители рассказывали мальчику о Боге, часто всей семьёй читали Евангелие, Ветхий Завет и Псалтирь.

До восьми лет детство мальчика было похоже на сказку: безоблачное, радостное и светлое. Однако в 1840 в семье Кормье случилось большое несчастье. Как-то вечером Франсуа сел отдохнуть в удобное кресло, над которым висела огромная лампа с зажжёнными свечами. Старые крепления, на которых держалась лампа, сломались, и светильник неожиданно упал на отца семейства. Кресло и одежда Кормье загорелись. Кроме того, что Франсуа получил многочисленные ушибы и переломы, практически всё тело его было покрыто ожогами.

Отец семейства прожил ещё несколько дней. Возможно, в наши дни он бы выжил, однако тогда, в середине XIX века, из-за отсутствия антибиотиков, пренебрежения правилами асептики и антисептики, ожоги становились открытыми воротами для различного рода инфекций, которые быстро уничтожали организм человека.

Франсуа Кормье скончался в 1840 году, оставив попечение о сыне и хозяйстве на плечах своей жены.

Долго маленький Анри горевал о потере любимого отца, но жизнь продолжалась. После потери кормильца домашнее образование стало не по плечу семье Кормье, и тогда Маргарита отправила сына учиться в приходскую школу, организованную при одной из церквей города. Здесь мальчик получал образование с 1840 по 1845 год.

Юность

Первое причастие... Для каждого христианина это очень трепетный момент. Душа человека здесь, на земле, соприкасается благодати Небесной. Наверное, никто без тихой радости не может пережить такой важный момент жизни. Не стал исключением и Анри Кормье. В 12 лет мальчик приступил к причастию, почувствовал прикосновение Самого Бога к его душе. Эмоции переполняли юного Анри, от радости и любви ко Всевышнему. Взор ребёнка был обращён ввысь на чудесные росписи старинного собора. С хоров лилось дивное пение, глаза застелала голубоватая дымка ладана, у образов святых мерцали свечи, а через витражи высоких окон пробивались под мраморные своды лучи утреннего солнца. И в этот момент Анри высказал свое искренние желание матери: "Я хочу служить Богу"...

Малая семинария

Маргарита Кормье серьезно отнеслась к желанию своего ребёнка: она не стала его отговаривать и наставлять. Женщина была уверена: Богу угодно, чтоб её сын посвятил себя служению Ему. Мать устроила Анри через знакомых в малую семинарию Ла Шапель Орлеанской епархии.

Вступительные экзамены юный Анри сдал отлично и был принят в число студентов в 1845 году. Однако усердие в учёбе быстро угасло, возможно, из-за влияния молодёжи, окружавшей Анри. Юноше наскучило изучать Священное Писание, Патрологию, историю и языки. Детское стремление к Богу в душе утихло, а умом Анри понимал, что интерес к религии нынче не в моде. Ему больше нравились пение, графика, рисование. А ещё Анри был философом и мечтателем. Читая произведения современных писателей, он строил в голове утопические проекты о справедливом и счастливом обществе. К слову, такие проекты тогда строили многие. Возможно, юноша и бросил бы семинарию, не закончив обучение, если бы в семье Кормье снова не произошло несчастье...

Обращение

Анри был очень дружен со своим старшим братом Эженом. Разница в возрасте между братьями была небольшой, поэтому Анри и Эжен были настоящими друзьями.

В то время, как Анри учился в малой семинарии, Эжен помогал матери в ведении бизнеса, по сути на его плечах лежала забота о магазине специй.

В 1847 году Эжен неожиданно заболел. Поначалу Маргарита Кормье не думала, что болезнь опасна для жизни сына. Однако недуг быстро развивался, состояние юноши ухудшалось, с каждым днём он становился всё слабее и слабее. Наконец, в апреле 1847 года в возрасте 18 лет юноша скончался.

Смерть брата поразила Анри. Что-то в душе его оборвалось. И тогда оледеневшее "модным" неверием сердце юноши потянулось к Богу. Скоропостижная кончина брата заставила Анри "отделиться от мира", как он позже сам говорил.

Своему другу Анри писал:

«Состояние, в котором я жил до сих пор, своего рода тепловатость: я разделил себя между миром и Богом ... Я был слишком неблагодарным, я был слишком неосмотрительным, чтобы не изменить свою жизнь сейчас». Данный отрывок из письма будущего монаха красочно описывает его душевное состояние. Выбор между миром и Богом в конце концов был сделан...

Монашеское служение

18 октября 1851 года Анри Кормье поступил в главную семинарию, чтобы углубить знания в области религии и оправдать своё призвание.

Раскаиваясь в недавней теплохладности и безответственном отношении к учебе в малой семинарии, Анри писал своим друзьям: «Я буду очень недоверчив к себе и буду полагаться только на Бога. Я призову его в опасности: если я положусь на Него, то не буду разочарован и, уповая на Иисуса Христа, на молитву Девы Марии и моих святых покровителей, я начну снова с большим рвением преуспевать в учёбе».

Юноша исполнил своё обещание: действительно, он стал очень ответственно относиться к учебе в семинарии, много молился, не пропускал ни одного богослужения.

Теперь Анри стал серьезно думать о принятии монашеского пострига. Он ходил по монастырям города различных орденов и расспрашивал монахов о их жизни и служении. Наконец, выбор юноши пал на доминиканский орден.

До середины XIX века орден св. Доминика во Франции терпел много трудностей, и по сути был восстановлен Анри-Домиником Лакордером.

Лакордер был хорошим руководителем: властным, умным, образованным. Немалое внимание он обращал на воспитание молодежи: приходил для беседы с молодыми людьми в семинарии, университеты и другие учебные заведения.

Однажды Лакордер посетил и орлеанскую семинарию, где учился Анри. Побеседовав со всеми студентами, он признал желание молодого Кормье вступить в доминиканский орден «ничтожным и незрелым».

Но это грубое высказывание Лакордера не остановило юношу.

2 февраля 1855 года Анри Кормье вступил в Третий Доминиканский Орден под именем Ясент (Гиацинт) Мария, принеся Господу торжественные обеты. Мечта юноши исполнилась: он стал членом Доминиканского Ордена и удостоился звания бакалавра богословия.

Странная болезнь

С первых же дней пребывания в ордене фра Гиацинт очень ответственно отнёсся к своим обязанностям: прилежно молился, проявлял старание в обучении, старательно выполнял возложенные послушания.

17 мая 1856 юный монах был рукоположен в священники, а через месяц, с разрешения епископа, 29 июня 1856 года, он был переведен в регулярный монастырь Первого Ордена Проповедников во Флавиньи. Обитель в то время переживала не лучшие времена, насельниками являлись в основном только пожилые люди, монашеская жизнь здесь увядала. Поэтому на фра Гиацинта было возложено важное послушание, а именно работа с местной молодежью. Надо заметить, брат Гиацинт преуспел в этом непростом деле, и в монастыре Флавиньи собралось много молодых людей, жаждущих служить Богу.

Фра Гиацинт был полон энергии, сил и стремления. Но всё изменила странная болезнь. Фра Гиацинт стал испытывать сильные боли, которые не давали ему спокойно выполнять возложенные послушания. Вскоре к болям прибавились частые кровотечения: из-за них несчастный монах часто слабел и терял сознание. Врач, приглашённый настоятелем обители, толком не назначил лечение, однако посоветовал перевести монаха на служение в другое место с более теплым и сухим климатом. Настоятель стал уже подумывать о назначении фра Гиацинта в Ирак, где так же существовали монастыри Ордена, но молодой монах к этому времени настолько ослаб от болезни, что не мог подняться с кровати в своей кельи.

Узнав о болезни сына, Маргарита Кормье срочно приехала во Флавинью. Мать добилась от настоятеля разрешения встретиться с сыном. Зайдя в келью больного, сердце Маргариты сжалось от душевной боли: её бедный сын лежал на кровати совершенно без сил, подушка была вся в крови, а по горячему лбу струился пот. "Она хотела забрать меня любой ценой",– напишет позже в письме фра Гиацинт. Действительно, мадам Кормье не собиралась отступать и желала силой забрать больного домой. Во время одного из разговоров с матерью, которая для себя уже всё решила, изнемогая от боли и усталости, фра Гиацинт повернулся к распятью и воскликнул: «Иисус, измени сердце моей матери!»

Милосердный Господь услышал молитву монаха: через несколько дней состояние здоровья фра Гиацинта улучшилось, прекратились боли и кровотечения, а его мать успокоилась и больше не требовала возвращения сына домой. Вот такое великое чудо спасло жизнь фра Гиацинту.

Знакомство с Магистром

Во Флавиньи фра Гиацинт Кормье впервые встретился с отцом Винсентом Жанделем, Генеральным Магистром Ордена. Брат Винсент вёл праведную жизнь, занимался религиозным воспитанием молодежи. Его служение было пламенным, исполненным благочестия и верности Богу. Искренность, отзывчивость, образованность и доброта отца Винсента покорили душу фра Гиацинта. С тех пор последний стал верным учеником и последователем Жанделя. Позднее брат Гиацинт Кормье написал книгу о подвигах и жизни фра Винсента, где рассказал многое о трудах и заслугах своего учителя.

Жандель предложил фра Гиацинту поехать в Рим для того, чтоб продолжить получение духовного образования и усовершенствовать искусство проповеди. Безусловно, брат Гиацинт с радостью согласился.

В 1858 году молодой монах приехал в Вечный Город. В том же году он был назначен секретарем генерального магистра Винсента Жанделя. С 1858 по 1860 год фра Гиацинт был преподавателем французского у новициев в монастырях Витербо и Санта-Сабина в Риме.

23 мая 1859 года брату Гиацинту было позволено произнести проповедь в церкви монастыря Санта-Сабина в Риме. Проповедь всем очень понравилась, с тех пор брат Кормье зарекомендовал себя как красноречивого проповедника.

Генеральный Магистр

Прошло 40 лет... За это время фра Гиацинт много потрудился во славу Божию. Он был и помощником Магистра Ордена, и преподавателем в нескольких семинариях, и духовником различных доминиканских монастырей, ко всему прочему брат Гиацинт много писал о жизни и трудах выдающихся деятелей ордена, проповедовал, много путешествовал по Италии, Франции и не оставлял молитвенных подвигов.

В 1904 году фра Гиацинт Кормье был избран Магистром Ордена св. Доминика. Однако в это время монаху было уже 72 года: силы иссякали, появились серьёзные проблемы со здоровьем. Спустя два года после назначения брат Гиацинт стал просить Папу освободить его от должности, чтобы уйти на покой и в тишине дожить остаток дней в каком-нибудь монастыре. Но Папа отказал монаху в исполнении просьбы, потому как Кормье очень хорошо справлялся со своими обязанностями. И только в 1916 году фра Гиацинт был освобождён от должности. За 12 лет монах сделал очень многое для развития и поддержания монастырей Ордена. Следует заметить, что трудиться приходилось в тяжелейших условиях нестабильных международных отношений, которые привели к Первой Мировой Войне.

Блаженная кончина

В 1916 фра Гиацинт удалился в обитель Сан-Клементе в Риме. Он был уже очень немощным, больным и изнеможённым. Однако монах старался посещать все богослужения, с любовью принимал своих духовных чад и даже выступал с проповедью.

17 декабря 1916 года фра Гиацинт Кормье скончался от усталости и немощи. В последний путь монаха пришли проводить многие, зная о том, сколько же сделал он для того, чтобы не угасла вера в сердцах людей в это страшное время.

Останки брата Гиацинта были похоронены у церкви св. Доминика при университете Ангеликум.

20 ноября 1994 года Гиацинт Анри Мария Кормье был провозглашен блаженным Папой Иоанном Павлом II. Его литургическое воспоминание приходится на день избрания его на должность Генерального Магистра Ордена.

Заключение

Призвание Бога, как его услышать, понять и осознать? Времена Ветхозаветных пророков, когда Бог говорил с человеком напрямую, давно закончились. "Чудес не бывает, Всевышний забыл о нас",– говорят теперь многие обыватели, чьи сердца окаменели во тьме неверия и безразличия. Но Бог никогда никого не забывает: Он жалеет и любит нас, а иногда призывает на более великие дела ради спасения души. Тому яркий пример монашество. Разве под силу каждому бросит всё, богатство, славу, родительский дом, перспективу иметь семью, и уйти в монастырь, дать обеты бедности, целомудрия и послушания совершенно чужим, незнакомым людям? На подобный подвиг могут решиться только сильные духом люди, которых сам Бог призвал к великому служению. Кого-то Господь призывает словами Евангелия, кого-то примером святости других людей, кого-то красотой храмов и монастырей, кого-то радостью, а кого большой бедой, что мы можем видеть на примере блаженного Гиацинта, ведь именно смерть старшего брата "разбудила" потерянную душу юноши и направила его на стезю монашества.

Призвание Бога важно услышать. И важно на него ответить словами пророка Давида: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить Тебя».

Молитва

Боже, Ты наделил блаженного Гиацинта Марию Кормье даром совета и благочестия, а также даровал ему горячее стремление познавать святое учение, дай, чтобы по его примеру и предстательству, Твоей семьей всегда и везде руководили мудро и усердно. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий