Вспоминаем св. Франциска Колл Гитарта, пресвитера
Призвание – это самое важное понятие, которое может повлиять на судьбу человека. Сегодня призвание считают чем-то устаревшим, немодным. Скорее экономическая выгода руководит выбором жизненного пути и профессии. В стародавние времена зов сердца часто был важнее, нежели голос ума. Потому люди зачастую выбирали профессию по любви, хотя и такое случалось не всегда. Однако легко говорить о призвании, когда живёшь в достатке и довольствии, когда есть пища и крыша над головой. Но куда сложнее оставаться верным своему жизненному выбору в трудные моменты: в нищете и лишениях, изгнаниях и презрении общества, в холоде и голоде. Примеры таких великих личностей, оставшихся преданными своему служению, существуют! Ещё совсем недавно, в XIX веке, молодому доминиканскому монаху Франсиско пришлось испытать все возможные трудности: ему приходилось просить подаяние, жить в старых хижинах, а иногда и под открытым небом, он пережил изгнание из обители, однако остался верным монашескому призванию. Все оскорбления и насмешки он покрывал христианской любовью; лишения и болезни переносил без ропота и гнева. Да, это не красивая легенда, а полная правдивости история жизни одного человека, который через трудности и лишения снискал благодать у Господа!
Первые годы жизни
Будущий святой родился 18 мая 1812 года в городе Гомбрене (Каталония, Испания). Франсиско стал десятым ребёнком в глубоко религиозной семье Педро и Мадлены Гитарт. Семья была очень бедная: супруги занимались выделкой и продажей шерсти. Однако отец семейства, который управлял производством, не отличался деятельным нравом, твёрдым характером и логикой экономиста. Его больше тянуло к спокойной работе, не требующей постоянного внимания и энергичности. Но ухудшение положения в бизнесе отца сказалось на благополучии семьи: десятеро детей непросто прокормить. Всё же супруги Гитарт не отчаивались и верили в лучшее будущее своих чад. В 1816 году вышеупомянутому семейству пришлось пережить ужасное горе: от скоротечной болезни умер Педро. Безусловно, несчастной Мадлене пришлось непросто после потери любимого супруга. Однако женщина смогла достойно воспитать своих детей: трое её дочерей стали монахинями, сын Франсиско – монахом-доминиканцем, а остальные дети удачно устроили судьбу в семейной жизни. Каждое воскресенье и божественный праздник семья Гитарт в сопровождении матери направлялась в церковь, находившуюся неподалеку от дома. Все дети проявляли благоговение перед святынями, любили читать священные книги, однако больше всех тяготел к религиозной жизни Франсиско. Ещё будучи ребёнком, услышав от матери или старших домочадцев истории из Библии, он пересказывал их своим сверстникам, которые с большим интересом слушали маленького проповедника. Так, ещё в детском возрасте, окружающим стало понятно, что мальчик станет великим проповедником, который своим пламенным словом многих обратит ко Христу.
Поступление в семинарию
Сегодня семинаристы представляются нам зрелыми юношами возраста 18 –25 лет. Куда сложнее представить себе учащегося семинарии всего 10 лет. Именно в этом возрасте маленький Франсиско Гитарт стал студентом. Его мать, синьора Мадлена, увидела в своём сыне призвание служить Богу, так как мальчик с особой любовью и вниманием относился к религии. Женщине было очень трудно воспитывать десятерых детей и дать им хорошее образование, а в семинарии, куда поступил Франсиско, обучение было бесплатным.
Итак маленький Франсиско в 10 лет переехал жить в город Вик, где находилась семинария. При учебном заведении небыло общежития для студентов. Поэтому Мадлена попросила своих знакомых, семью Пуигсаслосас, принять её сына в свой дом недалеко от Вика в деревне Фольгаролас, чтоб Франсиско мог пожить у них несколько лет.
В 1822 году для юного Франсиско Гитарта началась нелёгкая студенческая жизнь...
Учёба в нищете
Каждый день семинаристу приходилось пешком преодолевать расстояние между деревней Фольгаролас и Виком. Чтоб прийти на занятия вовремя, нужно было рано вставать и в любую погоду отправляться в путь. Когда Франсиско исполнилось 14, семья, в доме которой он жил, отказалась его кормить, мол своих детей нужно как-то вырастить. Бедный семинарист не нашёл другого выхода, как пойти преподавать катехизис детям в местную школу. Из Франсиско получился хороший преподаватель: он умел заинтересовать детей, придумывал разные соревнования и викторины, красочно рассказывал о различных фактах, касающихся катехизиса. Однако платили в школе очень мало. Студенту не хватало этих денег даже на скромное пропитание. Поэтому каждый день после окончания занятий в семинарии и уроков в школе, Франсиско шёл в небольшой монастырь Кларисс, чтоб попросить у сестёр тарелку супа. Монахини с радостью встречали семинариста и никогда ему не отказывали в пище, ведь они знали, каким благочестивым, богобоязненным, искреннем в своей цели был этот молодой человек.
Несмотря на распространявшиеся в Испании начала XIX века антиклирикальные настроения, которые особенно царили в кругах интеллигенции, Франсиско нисколько не колебался в своём желании служить Богу. На последнем курсе семинарии юноша задумался о принятии монашеского пострига. Перед Франсиско встал непростой выбор Ордена, однако скоро студент пришел к выводу, что его цель – доминиканский орден.
Вступление в монастырь
В 1828 году Франсиско Гитарт вступил в обитель Ордена Проповедников в Жироне. Через год, в возрасте 17 лет, юноша принял монашеский постриг, принеся Господу торжественные обеты. Насельники монастыря в Жироне восхищались образованностью молодого монаха, его искренностью в служении Богу, усердному выполнению возложенных послушаний. Брат Франсиско ревностно заботился о соблюдении монашеских правил и молитве Святого Розария. В Жироне он продолжал получать духовное образование и всегда был лучшим студентом.
4 апреля 1835 года монах Франсиско был рукоположен в сан диакона.
И всего через два месяца после рукоположения случилось ужасное событие, повлиявшее на судьбу будущего святого.
Разорения обители
В начале XIX века в Испании получило популярность движение карлистов. Карлисты или апостолики — монархическая политическая партия в Испании, в XIX веке принявшая активное участие в трёх гражданских войнах (называемых карлистскими). Предыстория появления этой партии очень длинная. Однако нам интересна роль карлистов в религиозной жизни страны. Официальное правительство страны по определённым причинам считало монахов и священников пособниками враждебной партии. Антиклирикальные движения, распространившиеся в то время в Испании, усилили ненависть правительства к религиозным деятелям, что послужило началу страшных репрессий, начатых властями против священнослужителей. Монастыри и церкви закрывали, монахов выгоняли на улицу, некоторых бросали в тюрьмы и устраивали им жестокие допросы. Волна беспощадных репрессий не обошла монастырь в Жироне.
В июне 1835 года обитель доминиканцев была закрыта и разграблена, а монахи остались без средств к существованию под открытым небом. Многие братья тогда отказались продолжать монашеский путь, освоили другие профессии, которые могли бы их прокормить, и ушли в мир. Однако брат Франсиско остался верным своему призванию несмотря ни на какие трудности.
Монах в миру
Некоторое время Франсиско приходилось скитаться из города в город, из селения в селение с целью найти постоянное место служения. 28 марта 1836 года для монаха произошло важнейшее событие: он был рукоположен в священники. Таинство было совершено в одной из церквей города Сольсоне. В том же 1836 брат Франсиско вернулся в Вик, а вернее в деревню Фольгаролас, где он жил в студенческие годы. На этот раз семья Пуигсаслосас оказалась приветливее к бывшему постояльцу, чем прежде, и согласилась впустить монаха в свой дом.
Три года молодой монах служил мессы в маленькой часовне Сан-Джорджо. А ещё он преподавал катехизис в той самой школе, где много лет назад обучал детей, будучи ещё семинаристом. Как и 10 лет назад, дети очень полюбили доброго и заинтересованного преподавателя.
Несмотря на занятость и трудности в служении, монах уделял время делам милосердия: в местной больнице брат Франсиско работал санитаром, помогал врачам, омывал раны и пролежни немощным, убирал в палатах, кормил лежачих больных и, несомненно, утешал и поддерживал отчаившихся.
Призвание доминиканцев – проповедь Слова Божьего. Об этом монах Франсиско никогда не забывал. Ревностный служитель Господа постоянно проповедовал в часовне, где он проводил богослужения, и даже на улицах города. Современники святого утверждали, что маленькая церковь не вмещала всех желающих послушать проповеди красноречивого монаха, из-за чего он впоследствии стал возвещать Слова Господа на открытом пространстве.
Странствующий проповедник
Служение Христу на одном месте не полностью удовлетворяло желание брата Франсиско. Его душа жаждала странствий с проповедью евангельских истин. В 1839 году монах Франсиско с ещё несколькими братьями-длминиканцами отправился проповедовать в различные города и селения Каталонии.
Брат Франсиско был приверженцем монашеской бедности и аскетической простоты. Он носил грубую одежду, иногда путешествовал босым, а, когда приходил с проповедью в какое-нибудь селение, просил у настоятеля церкви лишь крышу над головой и немного пищи для себя и спутников, чтоб подкрепить жизненные силы. Вознаграждения за проповедь монах никогда не принимал, считая это излишеством. Красноречивого проповедника вскоре полюбили многие жители Каталонии, и на проповеди монаха стало собираться огромное количество народа: люди жаждали услышать слово Божье и получить утешение. Особое внимание во время проповеднических путешествий монах уделял индивидуальной исповеди. Иногда он мог исповедовать целый день, к нему приходили сотни верующих, желающих услышать совет и получить духовную поддержку.
Настоятель Третьего доминиканского ордена
Вплоть до 1850 года брат Франсиско путешествовал по дорогам Каталонии с проповеднической миссией. За десять лет странствий ради Христа монах снискал славу красноречивого проповедника, ревностного служителя Господа, честного и преданного своему делу священника. Потому в 1850 брата Франсиско назначили руководителем Третьего доминиканского ордена в родной Каталонии. Скромный монах поначалу хотел отказаться от предложенного поста, однако спустя некоторое время согласился, ведь перед ним открылись огромные возможности, благодаря которым он бы мог улучшить положение Ордена в Каталонии. Первое, чего добился брат Франсиско на посту настоятеля, это открытие доминиканского монастыря в Жироне, из которого когда-то изгнали его и многих других монахов. В том же 1850 обитель была возвращена Ордену и её стены вновь наполнились насельниками.
В 1856 году Франсиско Гитарт стал инициатором основания женской монашеской конгрегации доминиканских сестёр Благовещения Девы Марии. Уже к 1875 году конгрегация выросла до 50 общин по всей Испании, несмотря на враждебность властей к религии и особенно к монашеству. Брат Франсиско смог проявить твёрдость, непоколебимую веру и силу характера, чтоб улучшить положение монашества в Испании. Власти не раз враждовали с будущим святым, пытаясь заставить не выступать с требованиями открытия монастырей и церквей. Однако брат Франсиско никого не боялся, кроме одного Бога! Современники монаха писали, что во время принятия важных решений, брат Франсиско налагал на себя особый пост и одевался во вретище, хотя повседневное монашеское одеяние святого было так же грубым и не отличалось какими-то изысками.
Общественное служение монаха Франсиско заключалось не только в отстаивании интересов Доминиканского Ордена. Не оставлял без внимания будущий святой и помощь ближнему в трудную минуту. Эпидемия холеры, разыгравшаяся в Каталонии в 1854, стала ужасным испытанием для испанцев. Люди бежали из городов, спасаясь от болезни, но брат Франсиско не решился бросить свою паству. Он утешал больных словом и делом, вновь, как и много лет назад, проявил себя хорошим специалистом в уходе за немощными. Его доброта и отзывчивость настолько успокаивали мятущиеся души людей, что те, несмотря на страшную болезнь, находили в себе силы радоваться и благодарить за всё Бога!
Болезнь
Холера в Каталонии утихла. Брат Франсиско, хотя и был всегда рядом с больными, даже не заразился ужасной болезнью. Однако спустя 14 лет самого монаха поразил неизлечимый недуг: он совершенно ослеп. Весь мир в глазах 47-летнего Франсиско потерял свои краски. Из-за болезни монаху пришлось оставить пост руководителя орденом в Каталонии.
Несмотря на свой ужасный недуг, брат Франсиско продолжал служить Богу всеми силами. Слепой, с деревянной палкой в руках, воспринимая мир лишь на ощупь и с помощью слуха, монах ходил по дорогам Испании с проповедями, на которые всё так же собиралось огромное количество людей.
Видимо, слепота у несчастного монаха случилась не из-за проблем с глазами. Тому, вероятно, послужили нарушения в нервной системе. Спустя несколько лет после ослепления, брат Франсиско стал страдать от нарушения мозгового кровообращения, от чего случались частые припадки. Однако и это непростое испытание монах воспринял со смирением и полным подчинением воле Господа.
Переход в Вечность
Через шесть лет после начала болезненных испытаний, в 1875 году, здоровье брата Франсиско сильно ухудшилось. Он знал, что умирает. Невзирая на слабость, слепоту и головные боли, монах непрестанно молился и старался посещать богослужения.
Скончался брат Франсиско Гитарт 2 апреля 1875 года. Вероятной причиной смерти послужил инсульт (как следствие, кровоизлияние в мозг). Хоронили монаха со всеми почестями при огромном стечении народа. Люди оплакивали своего пастыря, с молитвой провожая его в последний путь. Процесс канонизации затянулся более чем на 100 лет. Франсиско Гитарт был беатифицирован папой Иоанном Павлом II 27 сентября 1979 года и канонизирован папой Бенедиктом XVI 11 октября 2009 года.
Заключение
«Все ради любви к Богу», – таким был главный жизненный девиз брата Франсиско. И монах безукоризненно ему следовал: ради любви к Богу Франсиско в 10 лет покинул родной дом, любимую мать, сестёр и братьев, чтоб получить образование в семинарии; ради любви к Богу юноша испытывал многочисленные трудности во время учёбы, страдал от голода и нужды; ради любви к Богу он избрал тернистый путь монашества; ради той же любви брат Франсиско претерпел изгнание, нищету, скитания и презрение со стороны властей; ради любви к Богу монах много трудился, дабы улучшить положение монашеской жизни в родной стране; ради этой неземной любви отец Франсиско безропотно перенёс тяжёлую болезнь, которая привела его к смерти. Но смерть тела не означает гибель души. Тело, словно неудобная одежда остаётся на земле в то время, как душа возносится в Небо.
Когда читаешь жития святых, невольно удивляешься их твёрдой вере, их великим подвигам и чистой любви. Ради любви ко Господу они были готовы пойти на немыслимые поступки, которые нам даже трудно себе представить. А что же мы готовы совершить ради любви ко Христу???
Отправить комментарий