А вы бывали когда-нибудь в Провансе? Ах, как же прекрасны эти края! Чего только стоит вид лавандовых полей, усеянных нежными лиловыми цветами... Иногда кажется, что даже от фотографий и картин полей Прованса веет тонким ароматом лучших парфюмов Франции. И все подобные ассоциации не случайны. Действительно, юго-восточный регион Франции расположен в живописном месте с райским климатом. Область известна своим разнообразным ландшафтом: на её территории расположены Южные Альпы, равнина Камарг, холмистые виноградники, шикарные оливковые рощи, сосновые леса и лавандовые поля. А ещё Прованс - регион Франции, граничащий с Италией и омываемаемый Средиземным морем. Правду говорят: к прекрасному нельзя привыкнуть. Именно поэтому Прованс не перестаёт радовать своей неописуемой красотой туристов и коренных жителей, которые по-настоящему влюблены в эти края. Иногда мало увидеть нечто потрясающее, но и важно запечатлеть эту картину навсегда. В наш век технологий подобное возможно сделать с помощью хорошего фотоаппарата или смартфона, оснащенного камерой. Однако сегодня мы перенесемся в далёкое средневековье! На дворе XIV век... В те стародавние времена и речи не шло о каких-то фотоаппаратах или смартфонах. Жители всё того же Прованса с умилением смотрели на красоту природного разнообразия родных краёв, пытаясь лишь в памяти запечатлеть увиденное.
Однако среди провансальцев находились и талантливые люди, которые пытались изобразить великолепие региона на своих картинах. Среди таких художников был и один скромный юноша. На первый взгляд он не отличался чем-то особенным от других молодых людей: среднего роста, худощавый, тёмные, слегка волнистые волосы шелковыми локонами ниспадали на его пологие плечи. Но было что-то поразительное в его задумчивом взгляде: иногда казалась, что глаза юноши горят, будто рубины в лучах солнца, а иногда его взор был наполнен тихой и нежной грустью. Местные жители знали в лицо необычного молодого человека: его творческий талант был известен многим. А ещё ходили слухи, что юноша тот происходил из знатного дворянского рода и обучался у лучших наставников Франции философии, истории и языкам. В молодёжных кругах высшего общества он был известен как философ, поэт, эрудит в искусстве и науке. Казалось бы, чего в жизни юноши не хватает? Судьба сулит ему многочисленными благами: богатством, славой и знаменитостью. Однако он избрал тернистый путь, ведущий к Небесным Обителям: путь монашеского служения... А звали этого юношу Андреа Абеллон. О нём мы сегодня и поговорим в этой статье.
Золотая легенда
Достоверно неизвестно, по какой причине Андреа ещё в совсем юном возрасте решил принять монашество. Возможно, на выбор юноши оказала влияние сугубая религиозность его соотечественников – жителей небольшого провансальского города Сен-Максимен. Здесь Андреа родился и вырос, а значит ещё в раннем детстве впервые услышал от близких золотую легенду этого города, которую знал каждый его житель. Эта история случилась очень давно, в первые десятилетия нашей эры. После вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо, Его ученики стали проповедниками: они отправились в далёкие страны, дабы донести слова Божественного Учителя до всех народов Земли. Вы думаете, что проповедовать хотели только мужчины? Конечно нет! Смелые женщины - ученицы Христовы - те самые, которые не оставили Господа даже во время Его страданий и крестной смерти, так же приняли участие в распространении Евангельской Истины. И вот Лазарь, Мария Саломея, Марфа из Вифании, Мария Иаковлева и Мария Магдалина поплыли на корабле из родных мест проповедовать Слово Господа в далёкие страны. Куда именно держали они путь, сегодня сложно сказать. Однако их путешествие не обошлось без неприятных приключений: корабль, на котором плыли проповедники, попал в сильный шторм. Несколько грозных волн порвали судно буквально на щепки, и несчастным путешественникам пришлось добираться до ближайшей суши на лодке без вёсел. После долгих, изнурительных скитаний лодка проповедников всё-таки достигла берега. Здесь измученные голодом и жаждой путешественники нашли колодец с питьевой водой, из которого они утолили свою жажду: по этой причине место высадки святых проповедников до сих пор называется Санто-Терро («святая земля»), а сегодня там находится часовня, посвященная Святому Кресту. Святые восприняли случившееся как промысел Божий и принялись за проповедь Евангелия на землях Прованса. Немало людей тогда уверовали во Христа и крестились. Так и началась история христианства на французских землях. Жители города Сен-Максимен до сегодняшнего дня свято хранят эту легенду, передавая её из поколения в поколение, и, возможно, именно это предание о самоотверженности учеников Христа, о их любви к своему Божественному Учителю и стремлении распространить слово Господа по всему миру легло в основу выбора Андреа Абеллона...
Спустя несколько столетий после событий золотой легенды, в прекрасный город Сен-Максимен прибыли монахи-доминиканцы. И с этих пор началась новая эпоха проповеди слова Божьего в Провансе. Монахи ордена св. Доминика основали здесь небольшой монастырь, в церкви которого с честью поставили великую реликвию: череп святой Марии Магдалины.
Именно в этот маленький монастырь и пришёл юный Андреа, смиренно прося принять его в число братьев-проповедников. Решающим событием для такого поступка юноши была проповедь одного из братьев доминиканского монастыря Викентия Феррери, который призывал желающих молодых людей оставить всё ради Господа и стать последователями св. Доминика.
Монашеский путь
Первые годы жизни в обители не были простыми для Андреа: пышность покоев родной усадьбы сменилась убогой монастырской кельей, роскошь светских нарядов на грубую, простую одежду, а разнообразная еда на скудную трапезу. Однако юноша был силен духом и твёрд в своих намерениях. Он мужественно перенёс все многочисленные трудности, проявляя великое смирение перед братьями обители, беспрекословно выполняя возложенные послушания и непрестанно пребывая в молитве. Безусловно, молодой монах уделял немало времени обучению, что было неотъемлемой частью становления будущих проповедников. Проведя несколько лет в доминиканском монастыре города Сен-Максимен, уже после монашеского пострига и принятия священного сана, будущий проповедник был отправлен на учебу в Тулузу. Здесь брат Андреа старательно черпал знания, искренне желая стать хорошим проповедником.
Проповедническая деятельность
Наступил 1408 год. Вот уже и подошёл к концу срок обучения монаха Андреа в Тулузе. За несколько лет робкий, скромный юноша превратился в красноречивого оратора, способного покорить своим словом сердца многих людей. Талант молодого проповедника вышестоящее духовенство оценило по достоинству. Потому брату Андреа доверили преподавание философии в университете Монпелье, где монах трудился несколько лет. Позже Андреа удостоился стать лектором в Доминиканской студии в Авиньоне, которая считалась одним из лучших учебных заведений во Франции для будущих проповедников. Нельзя забывать и о том, что брат Андреа много путешествовал по родной Франции с проповедью слова Господня. Когда в каком-нибудь городе или селении становилось известно, что монах Андреа придёт проповедовать в эти места, церкви не могли вместить всех желающих послушать его проповеди – такую популярность смог он приобрести ещё в молодом возрасте...
Реформа доминиканского ордена
Брат Андреа Абеллон был не только красноречивым проповедником, достойным монахом и ревностным пастырем, но и одним из тех, кто горячо поддержал реформу в жизни монахов-доминиканцев. История данной реформы началась ещё за несколько лет до описываемых событий. В 1399 году в Нюрнберге скончался Раймонд Капуанский. Этот монах-доминиканец был замечательным проповедником, автором многочисленных трудов и продолжателем дела св. Доминика. Несмотря на то, что к концу XIV века в Европе существовало уже достаточно много монастырей Ордена Проповедников, и, казалось бы, дела монахов процветали, дисциплина монашеской жизни в этих обителях заставляла желать лучшего. Многие братья забыли о заветах святого основателя ордена, допуская различные вольности, противоречащие правилам монашеского устава. Именно эту проблему и решил исправить брат Раймонд Капуанский, который на протяжении всего своего монашеского служения стремился к возрождению устава, данного святым Домиником. Однако реформы монаха Раймонда после его смерти перестали иметь былую популярность.
Второй расцвет реформирования ордена проповедников наступил по инициативе брата Бартоломео Тексье в первой половине XV века. Деятельность Тексье горячо поддержал и брат Андреа Абеллон. Ему с большим успехом удалось провести реформу монашеской жизни в монастырях городов Арля, Экса, Марселя и некоторых других.
Эпидемия чумы
В 1415 году брат Андреа прибыл в город Экс с проповедью. Но этот год оказался роковым для местных жителей: их поразила небывалая до того времени по масштабам эпидемия чумы. Люди умирали каждый день десятками, что ужасало всех приезжих, которые пытались как можно скорее покинуть город. Брату Андреа так же предложили поскорее уйти из этих мест. Однако милосердный монах не покинул несчастных жителей в этот непростой период. Он предложил свою помощь в местном госпитале, где с большой любовью и милосердием ухаживал за больными, не боясь при этом заразиться чумой. Многих людей тогда брат Андреа по-христиански проводил в последний путь, удостоив предсмертной исповеди и утешения. К счастью, страшная эпидемия чумы продлилась не долго, и брат Андреа по распоряжению вышестоящего духовенства вернулся в родной Сен-Максимен...
Приор монастырей
Братья монастыря Сен-Максимен с радостью встретили брата Андреа. За его доброту, строгое соблюдение монашеских обетов в 1419 году монах Андреа был избран приором монастыря Сен-Максимин, где когда-то начинался его монашеский путь. Когда трехлетний срок правления обителью истек, брат Андреа был переизбран на должность приора, что произошло в 1425 году. Во время своего второго приората монаху Андреа удалось обогатить свой монастырь стабильным доходом, которого раньше обитель не имела. Даже герцогиня Иоланда Арагонская – богатейшая дворянка Европы того времени – пожертвовала монастырю 200 флоринов, что являлось очень крупной суммой. На эти деньги братья смогли отремонтировать ветхую монастырскую церковь, привести в порядок кельи, другие помещения обители и, безусловно, оказали большую материальную помощь нуждающимся прихожанам. Безусловно, приор ни сколько не забросил своё творчество художника, которому он научился ещё в юности. Его руками была расписана церковь и другие помещения обители. В это же время монах написал прекрасную картину, изображающую св. Марту и дракона, которая сохранилась до наших дней.
Брат Андреа очень любил свою маленькую обитель, в благоукрашение которой он вложил немалые усилия. Однако в 1438 году его назначили приором монастыря города Экс. С великой скорбью простился брат Андреа с насельниками милой сердцу обители. Лишь со старенькой котомкой покидал монах Андреа свой родной город. В глубине души он знал, что больше туда никогда не вернётся.
И снова монах оказался в городе Экс, где почти двадцать лет назад ему удалось пережить эпидемию чумы. С 1438 по 1442 год брат Андреа мудро управлял местным доминиканским монастырем. Братья обители быстро привязались душой к новому настоятелю. Монах Андреа был ярким примером для своих подчинённых: ссоры среди насельников он покрывал отеческой любовью, непонимание – непреклонным терпением, гордыню – великим смирением, и за всех братьев приор искренне молился. Никто в обители не мог сравниться с ним в подвигах поста, воздержания и молитвы.
Последние годы жизни и почитание
В 1441 году брату Андреа предстояло новое нелегкое путешествие: его перевели в монастырь города Марселя. Годы жизни в той обители оказались непростыми для монаха, его здоровье с каждым годом значительно и необратимо ухудшалось. Спустя 9 лет жизни в Марселе монаху снова нужно было возвращаться в Экс. Это путешествие для брата Андреа оказалось роковым. Бедному монаху долго пришлось идти пешком под палящим майским солнцем. Пищи и воды не хватало, приходилось ночевать под открытым небом и некому было оказать медицинскую помощь. У брата Андреа страшно кружилась голова, подкашивались ноги, звенело в ушах, но он добрался до обители города Экс, где у ворот упал без чувств...
Братья положили несчастного монаха в одной из келий, где он через несколько дней скончался, истощенный болезнью, многочисленными путешествиями и аскезами.
Насельники обители с почестью похоронили тело Андреа Абеллона около монастырской церкви. Братья были уверены: память о добром, искреннем монахе и красноречивом проповеднике останется в сердцах людей навсегда...
Место захоронения монаха было надолго забыто, и только в 1845 году мощи брата Андреа были найдены при реставрации монастырской церкви, после чего их перенесли в церковь обители, где они находятся до наших дней. В 1902 году Папа Лев XIII признал монаха блаженным.
Заключение
Прошло уже более 570 лет со дня кончины блаженного Андреа. Как и многие столетия назад живёт своей спокойной жизнью прекрасный Прованс: цветут лиловые поля душистой лаванды, колышутся пышные кроны оливковых деревьев, а изумрудные волны моря нежно омывают обожженный южным солнцем берег. Провансальцы знают: у этих прекрасных мест есть небесный покровитель. Да, это тот самый робкий юноша, который вдохновлялся красотой местных ландшафтов для написания своих картин. Да, это тот скромный монах, который возносил здесь свои молитвы Господу. И французы свято верят, что блаженный Андреа не покидает эти прекрасные места: на рассвете среди душистых трав монах искренне молится за родной Прованс, обратив свой взор к небесам, куда с ранней юности стремилась его святая душа...
Память блаженного Андреа отмечаем 15 мая
Отправить комментарий