Вспоминаем бл. Садока, пресвитера, и с ним 48 братьев, мучеников сандомирских
История и легенды
Монастырь Доминиканцев в Сандомире – один из первых в Польской провинции Ордена. Ян Длугош (1415-1480) в «Анналах» пишет о его основании так: Лета Господнего 1226. … Упомянутый епископ Иво в этом году основал еще один монастырь Ордена Проповедников, посвященный св. Иакову в Сандомире, и передав его братьям Ордена, церковь, монашеские кельи и монастырские здания для них построил.
Напомним, что Иво Одровонж, предположительно дядя святого Гиацинта, основал также и первый доминиканский монастырь в Кракове. И хотя св. Гиацинт, наверное, не был среди первых братьев сандомирской общины, отсюда происходили его соратники, например – последний приор доминиканцев в Киеве был Мартин из Сандомира (1233).
В XIII веке Польша не раз подвергалась набегам монголов. Вспомнить хотя бы знаменитый западный поход (1236-1242). Целью этого похода была Венгрия, но один из отрядов монголов, под предводительством Байдара, внука Чингис-хана, обогнув Карпаты с севера, вторгся в южную Польшу. 28 марата 1241 года был взят Краков и Сандомир, осажден Бреслау, а 9 апреля состоялась знаменитая битва при Легнице, в которой монголы одержали сокрушительную победу над объединенным польско-германским войском, командовал которым князь Силезии Генрих Благочестивый, который также пал в этом сражении.
Ян Длугош писал о монголах так: Сей же народ Татар, допущенная небесами кара для наказания порочности, прегрешений и преступлений поляков и других народов христианских, название свое взял от реки Тартар, текущей в стране Татарской; а как многие считают, Татары, ранее Монголами называемые, от множества своего получили имя, ибо на их языке множество именуется тартар. Это люди безбожные, жестокого умысла и не менее жестокие в делах, низкого роста, с короткими ногами, носами плоскими и вогнутыми, с лицами широкими безбородыми, с глазами малыми но быстрыми, грудью просторной, обширной, кожа противная, чернявая, строение тела сильное; питаются конским молоком, сукровицей и падалью, сырой пищей и мясом, а особенно просом, смешанным с конской кровью; хлеба, соли и никаких приправ не терпят. К блуду же и телесному разврату особенно склонны, переносят равно и холод, и зной, довольствуются худой и какой угодно пищей. Друг с другом вежливы и дружелюбны, верны, искренни и человечны, для чужих сперва любезны, но потом хитры, коварны и лживы, в требованиях навязчивы, к даванию нескоры и трудны.
Почти двадцать лет спустя, уже под предводительством Бурундая, монголы подступили к стенам Сандомира. Сохранилось два исторических источника, описывающие действия монголов во время этого набега: Chronica Poloniae Maioris (Великая или пространная хроника поляков или лехитов, Великопольская хроника) и Русская Летопись. В обоих этих повествованиях судьба монахов не описана подробно. Летопись утверждает, что татары сначала захватили город Сандомир, который был расположен поблизости храмов св. Павла и св. Иакова (в котором находились доминиканцы), а потом, через день или два, 2 февраля 1260 года сдалась и цитадель. Несмотря на обещания, что всем, кто там прятался, будет дарована жизнь, воины Бурундая вырезали всех, кто собрался в коллегиате, не ее склонах и на лугах возле Вислы. Цитата из Русской Летописи: «Монахи со священниками и дьяконами творили молитву, пропели святую Мессу и приняли святое Причастие, сначала сами, потом причастили дворян с женами и детьми и все от малого до великого исповедовались [...], ибо много народа было в цитадели. Потом вышли из цитадели со свечами и кадилами [...], а плач был великий и воздыхания; мужья оплакивали жен своих, матери детей, брат брата, но не было ни кого, кто бы смиловался над ними. А выходящих из города [...] взялись татары всех убивать, мужей вместе с женами, и не осталась ни одна душа живая».