20 июня

6/20/2010, No Comment

Вспоминаем блаж. Маргариту Эбнер, деву

Давным-давно на берегу Дуная, в далёкой Баварии, стоял огромный каменный замок. И жила там маленькая принцесса вместе со своей семьёй. Вы ждёте, что я скажу: принцесса была прекрасна, как ангел, имела крепкое здоровье и весёлый нрав? Нет... Девочка с рождения имела слабое здоровье, была небольшого роста, худенькая и некрасивая. Она часто плакала, замыкалась в себе и любила уединение. Родители не уделяли дочери достаточного внимания, сверстники с ней не играли, считали её скучной, и девочка пыталась сама вырваться из оков собственной печали. Утешение она нашла только в Боге. Обретя сладость божественной любви, принцесса каждое мгновение своей жизни отдавала Христу. Он, Владыка неба и земли, стал её лучшим и единственным настоящим другом на всю жизнь. Молитва для юной Маргариты стала естественным состоянием, ведь девочка молилась везде: в стенах мрачного замка, во время прогулок по лазурным лугам и в местной небольшой церквушке. Однажды юная принцесса сидела у окна в высокой башне своего замка и любовалась на закат. Её взору представали горы, покрытые голубоватой дымкой, изумрудные луга и шумная река у подножия замка. Взирая на закатное небо, в котором слились все возможные цвета в одну прекрасную картину, Маргарита со слезами воскликнула: "Господи, делай со мной всё, что хочешь, только не оставляй меня! Я полностью отдаюсь в Твои руки..." Этими словами девочка навсегда вручила свою жизнь Господу...

Рождение и детство

Итак, как вы уже поняли, сегодня мы переносимся в далёкую Баварию конца XIII - начала XIV века, а именно в город Донаувёрт. Сегодня это большой и очень красивый город региона Баварии, окружённый горами. Здесь красота окрестной природы сочетается с милой, традиционной немецкой архитектурой, что привлекает в эти края немало туристов. Однако в XIII-XIV веках Донауверт был важным политическим и экономическим центром Баварии, где произошло много важных событий для истории Германии.

Именно в этом городе в 1291 году на свет появилась крохотная девочка, которую при крещении назвали Маргаритой. Отец девочки, граф Эбнер, принадлежал очень знатному и богатому роду. Он принимал участие в важных политических решениях, имевших большое значение для всего региона, достроил прекрасный замок для своей семьи на берегу Дуная, был замечательным хозяином и прекрасным семьянином, но душевное состояние его детей мало интересовало постоянно занятого графа, в прочем, как и его жену. Хотя Эбнер дал потомкам блестящее домашнее образование, не скупился нанимать лучших преподавателей страны для обучения своих детей. Потому с ранних лет Маргарита научилась читать и писать, изучала иностранные языки, историю, музыку и искусство танцев.

Девочка ещё в детстве проявляла свои небывалые интеллектуальные способности и таланты: она сочиняла стихи, замечательно пела и увлекалась наукой, однако юная Маргарита не отличалась внешней красотой и крепким здоровьем. Но душа фроэлин Эбнер была настолько прекрасной, что это возмещало её внешние недостатки. Маргарита была очень доброй, чуткой, отзывчивой и любящей, хотя ей самой зачастую не хватало любви и ласки близких. Утешение она находила в молитве и уединении, чтении священных книг. И с каждым днем, проведённом в молитвенном бдении, фроэлин Маргарита приближалась к самому важному шагу в своей жизни: она пламенно возжелала стать невестой Христа и отдать в Его святые руки свою жизнь...

Вступление в монастырь

Когда Маргарите исполнилось 15 лет, она заявила родителям о своём желании стать монахиней. И, на удивление, родные девушки не воспротивились её решению. Маргарита не долго раздумывала о том, в какой орден ей следует вступать, и выбор девушки пал на доминиканский монастырь Мёдинген недалеко от города Диллингена. Эта обитель была основана в середине XIII века при поддержке знатных баварских семейств.

Спустя немного времени после вступления в обитель юная Маргарита приняла монашеский постриг. С первых дней пребывания в монастыре, девушка ещё более углубилась в молитве и чтении духовных книг. Она проявляла послушание и смирение по отношению к сёстрам обители, покорно соглашалась выполнять самую грязную и тяжёлую работу по хозяйству, хотя ранее, в своём родном доме, девушка никогда подобным не занималась. Кроме тяжёлой работы, молодая монахиня пела в монастырской церкви, что ей очень нравилось, ведь так она могла восхвалить всем сердцем возлюбленного Господа...

Однако подвиги поста, ночных бдений в молитве и тяжёлой работы пошатнули и без того слабое здоровье хрупкой Маргариты. Для юной монахини наступило ещё одно непростое испытание: тяжёлая и мучительная болезнь...

Годы болезни

Если бы Маргарита Эбнер жила в наше время и обратилась с симптомами своего недуга к неврологу и психотерапевту, то ей скорее всего поставили бы диагноз истерический невроз. Данное заболевание очень серьёзное и тяжёлое. Им обычно страдают несчастные, травмированные психологически люди, чаще всего женщины: недолюбленные в детстве родителями, одинокие, находящиеся в постоянном стрессе, пережившие большое горе. Заболевание характеризуется повреждением центральной нервной системы и изменением гормонального фона. Во время обострения недуга, человек впадает в приступы неконтролируемого смеха, сменяющегося плачем, как позднее в своих письмах повествовала сама монахиня, "не контролировала себя, и часто постоянно смеялась или плакала, иногда с небольшой передышкой". Из-за повреждения нервной системы, зачастую страдает зрение, слух, обоняние, появляются приступы мышечной боли и наступает временный паралич ног и рук, что в последующем и произошло с Маргаритой.

С 1312 по 1325 год монахиня провела прикованной к постели страшным недугом. Она не могла передвигаться без посторонней помощи, плохо видела, не могла сама кушать. Только благодаря заботе милосердных сестёр обители, Маргарите удалось выжить и немного оправиться от ужасного недуга. Однако именно это тяжёлое испытание помогло монахине ещё больше приблизить свою душу к Богу. Из последних сил несчастная шептала горячие молитвы, прося Господа не оставлять её одну. И Бог услышал молитвы Маргариты. Монахиня стала созерцать чудесные видения, где она удостоилась узреть Христа в небесном сиянии, окружённого ангелами и святыми. Эти видения повторялись несколько раз, и после них монахиня чувствовала себя по-настоящему счастливой...

Спустя более 10 лет Маргарите удалось побороть болезнь, но приступы и в последующем повторялись, забирая силы у хрупкой, измученной женщины.

Возвращение домой

В XIV веке отношения Папы Римского и Императора Священной Римской Империи, куда входила Бавария, складывались не самым лучшим образом: постоянные разногласия в политических вопросах и делах Церкви с каждым годом накаляли обстановку. Итак, в 1320 году папа Иоанн XXII отлучил от церкви Людовика Баварского, императора Священной Римской Империи, и наложил на страну интердикт. Людовик не сильно расстроился и назначил своего папу. Действующему понтифику этот шаг пришёлся не по душе, и он попытался ввести в империю свои войска, чтоб вернуть влияние на этих землях. Вражда императора и папы значительно сказалась на жизни многих обителей империи. Служители церкви не знали, кому подчиняться, и на время предпочли покинуть стены своих монастырей. Не исключением стал и монастырь Мёдинген: его сестры оставили обитель на время смуты.

Монахиня Маргарита вернулась в родной дом, прекрасный замок на берегу Дуная. Но там, среди роскоши и богатства, она смогла сохранить свой аскетический образ жизни, пребывая в посте, воздержании и непрестанной молитве...

Духовный наставник

Незадолго до того, как Маргарита покинула свой родной дом и собиралась снова возвращаться в монастырь, а именно в 1332 году, монахине пришлось пережить ещё одно страшное горе: скончалась её няня-кормилица. Эта женщина с раннего детства воспитывала Маргариту, старалась научить её доброте и милосердию, поддерживала девушку в трудные минуты. Когда Эбнер ушла в монастырь, кормилица не забыла о ней и часто навещала свою воспитанницу, утверждая её до конца терпеть все сложности монашеской жизни ради спасения души. Маргарита любила свою няню, как родную мать, поэтому её смерть стала настоящим уроном для монахини. Похоронив кормилицу, разбитая горем, измученная эмоционально, монахиня вернулась в обитель. Состояние здоровья Маргариты снова сильно ухудшилось, и, казалось монахиня вот-вот умрёт, но Бог послал ей великое утешение.

Однажды в обитель Клостер-Мёдинген прибыл по делам священник Генрих фон Нёрдлинген. Он был незаурядным человеком: харизматичный, образованный, мудрый духовный наставник для измученных душ и красноречивый проповедник.

Во время визита Генриха монахиня познакомилась с ним, пообщалась и попросила священника о духовном наставничестве, так как её душа жаждала мудрого совета и просто человеческого утешения.

Генрих с пониманием отнёсся к проблеме своей духовной дочери, их общение и трогательная дружба продлилась всю оставшуюся жизнь с момента их знакомства, хотя виделись они всего несколько раз, а основная часть их общения заключалась в переписке. Письма Маргариты и священника Генриха сохранились до сегодняшнего дня, но больший интерес представляет рукопись, которую монахиня начала писать в 1344 году по рекомендации духовного наставника. Смысл этой рукописи состоит в том, что в предрождественский период монахиня записывала все свои видения, где она имела великую радость общения со Христом.

По мнению некоторых историков, священник Генрих фон Нёрдлинген и монахиня Маргарита скончались в один год с разницей в несколько месяцев: такой вот была их чистая, искренняя дружба...

"Друзья Бога"

Ещё одна интересная переписка монахини Маргариты была обнаружена историками не так давно. Монахиня не раз писала знаменитому немецкому доминиканскому богослову и проповеднику Йоганну Таулеру. Этот незаурядный человек прославился своими прекрасными проповедями, которые собирались послушать множество людей, и богословскими трудами.

А ещё брат Йоганн был несколько лет лидером немецкого духовного движения средневековья Gottesfreunde, то есть "Друзья Бога".

Это движение являлось центром немецкого мистицизма тех далёких времен. Согласно историческим документам, оно было основано между 1339 и 1343 годами во время Авиньонского пленения пап: великих потрясений для католической церкви. Первоначально «Друзья Бога» были сосредоточены в Базеле (Швейцария), а также имели довольно важное значение в Страсбурге и Кельне.

Движение выросло на основе проповеди и учения Майстера Экхарта, и особенно его доминиканских духовных наследников: Таулера и Генриха Сузо. Так же немалый вклад в развитие движения сделал и уже известный нам священник Генрих Нёрдлингенский, который встретил Таулера и Сузо в Базеле в 1339 году. Возможно именно от Генриха монахиня Маргарита и узнала о брате Йоганне Таулере, с которым вела переписку, и о движении Gottesfreunde, идеи которого она так же пламенно поддерживала.

Расцвет движения "Друзей Бога" пришёлся на 1367 год, когда богатый мирянин Рулман Мерсвин выкупил землю и восстановил на ней заброшенный монастырь в Страсбурге, известный как грюненвёрт («Зеленый остров»). Грюненвёрт стал убежищем, своеобразной штаб-квартирой для "Друзей Бога", где члены этой организации собирались для совместной молитвы, размышлений и написания духовных текстов.

Однако история "Друзей Бога" закончилась трагически. Дело в том, что участники движения горячо выступали за чистоту нравов, благочестие, изменение образа жизни, за соблюдение церковными деятелями обета нестяжания. Они считали, что вскоре будет суд Божий над всеми, кто своими страстями и многочисленными грехами очерняет католическую церковь.

Безусловно, подобные заявления не всем пришлись по душе, и некоторые лидеры движения были казнены: их сожгли на костре по обвинению в ереси после долгих и мучительных пыток.

Самым интересным произведением участников движения "Друзья Бога" является "Книга девяти скал". Авторство этого произведения приписывают (недостоверно) Рулману Мерсвину. Помните, это тот самый богатый мирянин, который отстроил монастырь в Страсбурге. По мнению исследователей, Мерсвин писал эту книгу под руководством духовных лиц - участников движения. Итак, В "Книге девяти скал" используется метафора прыжков человека со скалы на скалу, чтобы проиллюстрировать путешествие души к Богу. Каждая скала представляет собой более высокий уровень духовности, и до каждой труднее добраться. В то время как большинство людей не избегают ловушек сатаны и возвращаются к мирскому, как бы падая между скалами в обрыв. И только немногие, достигшие высшей скалы, преодолевают желание и своеволие, чтобы осознать свою божественную природу и стать едиными с Богом...

Переход в Вечность

Но вернёмся к нашей монахине Маргарите. Шёл 1351 год... Блаженной было только 60 лет, но её здоровье значительно пострадало за период суровых подвигов и приступов тяжёлой болезни. Весной этого года Маргарита совершенно ослабла и снова слегла в постель. В последние недели своей жизни монахиня ещё больше углубилась в молитву, отказалась от употребления фруктов и вина, таким образом смиряя свою плоть. 20 июня 1351 года монахиня Маргарита скончалась в стенах дорогого сердцу монастыря Мёдинген, где она провела практически всю свою жизнь...

Сёстры обители с глубокой скорбью провожали в последний путь Маргариту, ибо блаженная была гаванью любви, чистоты, милосердия к ближним. Никто из знавших монахиню никогда не отзывался о ней негативно. Блаженная исполнила своё самое заветное желание, о котором она не раз говорила близким людям: «...мне хотелось бы быть спасительницей для себя, образцовой для людей, угодной ангелам и угодной Богу».

Останки тела монахини Маргариты сначала были захоронены в ее родном монастыре, а позже были перенесены в часовню рядом с обителью, построенную в 1755 году .

Беатификация

Процесс беатификации монахини Маргариты Эбнер начался в городе Аугсбурге в 1686 году по настоятельным просьбам местных жителей. Однако процесс затянулся на несколько столетий по некоторым причинам.

И только в 1910 году процесс беатификации был снова возобновлен и длился почти 70 лет. Маргарита Эбнер была причислена к лику блаженных 24 февраля 1979 года папой Иоанном Павлом II.

Заключение

"Вся моя сила и все мое могущество покоятся исключительно в Его сладкой человечности, в Его жизни истины и в Его святой и горькой страсти. Все мое желание жить и умереть не вдохновлено ничем иным, как только Христом", – писала в своих письмах духовному наставнику блаженная. И действительно, вся жизнь монахини Маргариты была возложена на алтарь служения Господу. Если мы любим человека, то не можем представить себе жизнь без объекта нашей любви. Любовь окрыляет, даёт силы и надежду. Если же мы всем сердцем возлюбим Христа, то ни одно мгновение нашего существования не пройдёт без Его присутствия. А что же мы, грешные и недостойные, можем дать Христу - Владыке неба и земли? У его подножия лежит вся Вселенная: планеты, звезды, космос в миллиарды световых лет... Но самое дорогое во всей Вселенной - это наше любящее сердце. Именно любовь, пламенную, искреннюю, мы можем принести Господу, как горящую свечу внутри нашей души. Подумать только, через солько испытаний проходят святые в своей жизни! Сколько боли, трудностей и страха им приходится преодолеть, не исключение и блаженная Маргарита. Но ради чего? Ради любви к Богу и ближним... Потому что, как сказано в первом послании от Иоанна, "... в любви нет страха, но совершенная любовь прогоняет его, потому что страх связан с наказанием, и кто боится, тот еще не достиг совершенства в любви"...

No Comment

Отправить комментарий