До сих пор я откладывал написание это письма в надежде, что об Отце Михаиле придут какие-нибудь добрые вести из Варшавы. Увы, эта надежда становится все более иллюзорной; если бы он был жив, уже отозвался бы к этому времени или кто-то из знакомых передал бы о нем какие-то вести. Посему, следует признать правдивыми слухи, которые кружат вот уже месяц, что он погиб на посту. Дошли же до нас следующие подробности от другого капеллана, который какое-то время был вместе с Отцом Михаилом.
Восстание застало Отца Михаила на Повислии у проф. Кашницы, так что уже в монастырь вернуться не мог. Тогда он сразу же обратился в Армию Краеву в качестве капеллана и находился в импровизированном госпитале на углу улиц Тамки и Смуликовского. Когда АК утратила часть Повислия в начале сентября, всем приказали этот дом оставить. Капеллан, который был товарищем Отца Михаила ушел с жителями, Он же не хотел оставлять раненных и вместе с ними погиб. Точно так погиб и кс. Саламуха, который был в состоянии спастись, но не хотел оставлять дом, где было множество раненных. Их смерть да укрепит доверие верных к своим священникам! (…) Наш дорогой Отец Михаил начинал свое служение Отчизне во Львове, и славно закончил его в Варшаве (…).
О. Яцек Воронецкий, из письма к Витольду Чарторыйскому, 21 октября 1944 г.
поместье Чарторыйских в Пелкиньях |
Ян Франциск появился на свет 19 февраля 1897 года в родовом поместье (построенном в XVI-XVII вв.) в селе Пелкинье, в 7 км. к северу от Ярослава, в те годы находящимся в границах Королевства Галиции и Лодомерии Австро-Венгерской Империи, в аристократической княжеской семье Чарторыйских. Был он шестым из одиннадцати детей князя Витольда Леона Чарторыйского и Ядвиги из дворянского рода Джедушицких. При крещении получил имена: Иоанн (в честь Иоанна Крестителя) и Франциск. Атмосфера родительского дома была пронизана глубокой верой. В поместье в Пелкиньях проходили реколлекции для интеллигенции, а дворцовая часовня служила филиалом приходской церкви для всей околицы. Родители сознательно старались воспитывать своих детей в вере, что привело к тому, что двое братьев Михаила: Юрий и Станислав стали епархиальными священниками, а сестра Анна – монахиней в Ордене Посещения Пресвятой Девы Марии (визитки). В возрасте трех лет Ян Франциск заболел скарлатиной, в результате чего частично утратил слух. Получив прекрасное воспитание в родительском доме, в 1910-14 годах, до начала Первой Мировой Войны, Ян обучался в элитарной, экспериментальной городской средней школе-интернате (в Минске Мазовецком), основанной на идеях Сесила Редди (1858-1932), который уделял большое внимание жизни согласно с природой. Воспитанники этой школы набирались опыта в сфере сельского хозяйства. Выбор такой школы не был не случайным – князь Витольд Леон считал, что сыновей следует подготовить к принятию обязанностей собственника и хозяина земельных владений.
братья Чарторыйские в замке Вранов |
28 июня 1914 года, когда в Сараево был убит эрцгерцог Франц Фердинанд, Ян находился на каникулах в родном поместье. Вернуться в школу, чтобы окончить последний год обучения он не смог. Россия вступила в войну с Австро-Венгрией и Германией, и германско-российский фронт приблизился к линии Вислы и окрестности Минска Мазовецкого оказались вблизи военных действий. Подобная ситуация была и в околицах Ярослава, который вскоре был взят российскими войсками. Семья Чарторыйских переехала в Моравию, в прекрасный замок Вранов, которым владела в то время семья Стадницких (один из братьев Яна Франциска позднее женился на одной из дочерей Стадницких).
В 1914 или 1915 году Ян был призван в австрийскую армию, в 7-й Артиллерийский Дивизион, дислоцирующийся в Тимишоаре. Прослужил он в нем четыре месяца и не ясно, успел ли обучиться, чтобы принять участие в одной из переломных битв, когда 2-5 мая 1915 года в результате Горлицкого прорыва российская армия была отброшена далеко на восток, оставив также и Ярослав. Далее, еще в 1915 году Ян Франциск начал обучение в офицерской школе австрийской армии, одновременно в военных условиях, заканчивая среднее образование, и получил аттестат зрелости в 1916 году, как ученик 7 класса Императорско-Королевской II Реальной Школе в Кракове. А в следующем 1917 году начал обучение на факультете архитектуры в Политехнической Школе во Львове.
В 1918 году экономический кризис, сложная обстановка на фронте и распад соседней Российской империи послужили причиной распада Австро-Венгрии. В октябре того же года события приобрели угрожающий характер, и Карл I призвал народы империи сплотиться, сформировав национальные комитеты. Комитеты были сформированы, однако они занялись не централизацией империи, а отстаиванием интересов её национальных меньшинств. 28 октября чехословацкий национальный комитет провозгласил Чехословакию, 29 октября было провозглашено Государство словенцев, хорватов и сербов, 31 октября в Будапеште произошло вооружённое восстание, и император Австрии потерял контроль над страной. 1 ноября была провозглашена Западно-Украинская народная республика, 6 ноября — Польша. 12 ноября Карл I отрёкся от австрийского престола. Австро-Венгрия прекратила своё существование.
1 ноября, Ян Франциск находился во Львове, который как поляки, так и украинцы считали своим. Конфликт интересов привел к военным действиям и многолетнему противостоянию между обеими народами, последствия которого ощущаются до сих пор. Ян Франциск принимал участие в Битве за Львов в числе студентов Политехнической Школы, а также в последующих военных действиях польско-украинской войны.
Уже вскоре, в 1920 году, Ян Франциск снова был вынужден одеть военный мундир, вступив в Малопольские Отряды Добровольческой Армии и принял участие в польско-большевицкой войне. Вместе с тремя своими братьями принял участие в обороне Львова от наступающей Первой Конной Армии Буденного. Был награжден Крестом Храбрых. По окончании военных действий он вернулся во Львов, чтобы продолжить дважды прерванное обучение и подготовиться к иному роду службы. Здесь он принимает активную деятельность в организации Общества Католической Академической Молодежи «Возрождение» (1921 г.).
"Возрождение" в Люблине, 1926 г. |
Будущий профессор Стефан Свежавский, который в ту пору также состоял в этом Обществе, писал: «С самого начал мы прекрасно понимали необходимость «меблировки голов», знания, во что и зачем мы верим. Учителями нашего мышления были кс. Владислав Корнилович и о. Яцек Воронецкий ОР. Это благодаря ним вся наша интеллектуальная формация опиралась на философию и теологию св. Фомы Аквинского. Мы руководствовались принципами: универсализмом, то есть не считать частичного решения единственным, всегда следует смотреть шире; объективизмом, то есть уважать действительность и взвешенные суждения; реализмом, который заключался в убежденности, что христианин должен жить настоящим моментом (ибо самое важное – это «сейчас») и делать свое…». Таким образом, именно в «Возрождении» Ян Франциск познакомился и с мыслью Фомы Аквинского, и с доминиканской духовностью, приверженцем которой он стал. Также под патронатом Доминиканского Ордена должна была оказаться еще одна организация, с которой он был тесно связан. Это т.н. «Реколлекционный Союз св. Доминика». В 1922 году, находясь в Пелкиньях, в своем родовом поместье, Ян Франциск составляет устав «Союза», причем называет его «Союзом Рыцарей Христа св. Доминика». Организация была обращена главным образом к польской земельной аристократии, обязывала своих членов следовать Христу, распространять и укреплять Его царство на земле. Союз должен был быть включенным в Третий Орден св. Доминика. Все указывает на то, что аристократ и землевладелец Чарторыйский видел в этой организации некое подобие рыцарского ордена. Идеи подобного рада светских организаций были популярными в те времена. Так, например, в 1917 году, францисканец св. Максимилиан Кольбе основал «Рыцарство Непорочной» (Militia Immaculatae). Для доминиканской духовности такие идеи тоже не были чуждыми. Напомним, что в давние времена существовал связанный с доминиканцами орден Militia Jesu Christi – Орден Рыцарей Иисуса Христа, который в 1870 г., был возрожден в Риме.
В уставе «Союза», авторства Яна Франциска, кроме прочего можем найти такие пункты:
- Рыцарь Христа, памятую призыв Христа, всегда исповедует Господа и свой католицизм перед людьми (ср. Мф 10,32; Лк 12,8) и следует своим католическим обычаям, не взирая на окружение.
– Рыцарь Христа старается молитвой и разумением познавать волю Божью и всегда без оговорок, но с рвением всю силу своей собственной воли вкладывает в возможное совершенное исполнение воли Божьей, так как он ее познал.
– Рыцарь Христа в необходимой борьбе всегда сохраняет меру любви к ближнему, никогда не исключая из нее врагов и противников.
Ежегодно рыцари Христа должны были участвовать в закрытых реколлекциях (ведь это был «Реколлекционный Союз»), и Ян Франциск был верен этому постановлению, а позднее, уже став священником сам вел таковые. На сегодняшний день этот вид деятельности не кажется чем-то оригинальным и исключительным, но в те времена это действительно было чем-то новаторским и авангардным. Реколлекции организовывались прежде всего для членов «Союза», но приглашали на них также других студентов, прежде всего из «Возрождения». Реколлекции вели такие выдающиеся личности как кс. Владислав Корнилович (капеллан центра для незрячих в Лясках), кс. Казимир Лютославский (основатель польского скаутинга и вдохновитель «Союза»), а также доминиканцы: о. Яцек Воронецкий и о. Ромуальд Костецкий (профессор догматической теологии).
Le Saulchoir |
Как видно из биографии Яна Франциска, он не принадлежал к числу тех святых, которые уже в молодости распознали свое призвание или с раннего детства готовили себя к священническому служению. До сих пор Ян Франциск никак не связывал свою будущее со священством или монашеством. В 1926 году он закончил обучение, получив степень магистра-инженера архитектуры. Даже познакомившись с духовностью Доминиканского Ордена, он хочет связать с ним свою жизнь, только в качестве светского «рыцаря». Что же повлияло на его окончательный выбор?
После окончания обучения он совершает длительное путешествие по Западной Европе: Франция, Бельгия, Италия. 10-17 июля 1926 года в доминиканской теологической школе Ле Сольшуар (Le Saulchoir) в Бельгии он участвует в закрытых реколлекциях, которые проводил некий доминиканец Бенуа д’Аржантин. Видимо под влиянием этого проповедника он решает стать священником, но еще не доминиканцем… В том же самом году он поступает в епархиальную семинарию во Львове, но уже в следующем 1927 году, во время реколлекций в монастыре Камедулов (на Белянах под Краковом) он решает вступить в Орден Проповедников. О своем решении он писал: «Вступлю в Орден, чтобы как можно лучше исполнить призвание в апостольстве; в нем и через него принесу Господу Богу жертву; в его общине и в его школе получу целостное христианское воспитание. Много трудностей и сражений меня ждут, но я уповаю на Бога и на благодати, которые на протяжении стольких веков были собраны семьей св. Доминика».
18 сентября 1927 года в часовне св. Гиацинта, в храме Святой Троицы в Кракове, он принял доминиканское облачение и начал новициат, принимая монашеское имя Михаил Мария. 25 сентября 1931 года он принес вечные обеты. В своем дневнике он записал кратко: «Deo gratias!» Священническое рукоположение он принял в том же году в Ярославе, где в младенчестве был крещен, но на этот раз в доминиканской церкви Матери Божьей Скорбящей. Писал об этом событии, что желал «отдать себя службе Богу без условий! Тогда становишься свободным, счастливым, радостным уже здесь, на земле» - и пророчески добавил – «моя цель – полностью отдать себя служению Богу, (…) безапелляционно (…), вплоть до мученичества».
Начался период интенсивной работы. Сразу после рукоположения он стал магистром (воспитателем) сначала братьев-нивициев, потом также братьев-студентов. Уважал и ценил новые инициативы в тогдашней Церкви в Польше, поэтому старался познакомить своих воспитанников с деятельностью центра для незрячих в Лясках (основанном матушкой Розой Марией Чацкой), навещал также о. Максимилиана Кольбе в Непокалянове.
о. Михаил с братьями в Непокалянове |
Этот «суровый аскет – молчаливый, малословный и серьезный – в разговорах оказывался милым, добрым и часто улыбающимся» … «Каждый его уважал. Охотно шел к нему за советом. Когда к нему обращались, он доброжелательно черными глазами смотрел в глаза и на уста, помогая себе рукой у уха (с детства он был глуховат), чтобы хорошо понять, что ему говорили. По-деловому решал вопрос. Иногда давал двузначный ответ, или в форме вопроса» - вспоминал о. Владимир Кухарек.
Собирал вокруг себя интеллигенцию. Стал духовным руководителем многих давних знакомых со студенческих времен, также из «Возрождения». Далее занимался «Реколлекционным Союзом св. Доминика» и Третьим Орденом св. Доминика. Был также исповедником монахинь.
Польская провинция доминиканцев переживала в то время огромные перемены. Напомним, что после разделов Речи Посполитой Доминиканский Орден сохранился только на территории католической Австрийской империи (Галицийская провинция Ордена), на территориях же отошедших Пруссии и Российской империи, был полностью ликвидирован. Теперь предстояло возродить деятельность Ордена во всей возрожденной Польше.
Служев, строительство монастыря |
Под руководством о. Яцека Воронецкого доминиканцы начали строительство нового монастыря в Варшаве на Служеве, который должен был стать главным научным центром для всех славянских провинций Ордена. Отец Михаил, как инженер-архитектор был делегирован на строительство этого монастыря. В 1937 году первая фаза строительства была завершена, и в монастырь могло въехать более 40 братьев: студентов и профессоров. Так возник новый образовательный центр в Польской провинции. К сожалению, полностью осуществить проект так и не удалось…
проект монастыря |
В монастыре на Служеве о. Михаил принял пост магистра студентов. Одним из его воспитанников стал наиболее выдающийся польский философ второй половины XX века – профессор Альберт Кромпец, который позднее вспоминал, что именно о. Михаил склонил его к научной работе.
Ситуация радикально меняется с началом Второй Мировой войны. Варшава пала 28 сентября 1939 года. Вскоре на оккупированных территориях Польши немцы создали Генеральное Губернаторство с центром в Кракове, Варшава же стала резиденцией властей (Distrikt Warschau). Доминиканский монастырь и коллегиум на Служеве уже в 1939 году был занят Вермахтом. Монахам оставили только несколько помещений. В связи с этим доминиканский коллегиум, который, к счастью, не был закрыт полностью, перенесли в Краков, в монастырь Святой Троицы. Туда же отправился и о. Михаил, где он и провел следующие четыре года в качестве магистра новициата… В 1944 году, перед своим возвращением в Варшаву, о. Михаил провел некоторое время в доме для слепых в Жулове в Люблинском воеводстве, это был филиал центра для слепых в Лясках, основанном Розой Чацкой. «Когда отец Михаил хотел выезжать, кони, запряженные в бричку, в которой он сидел, остановились и не хотели сдвинуться с места, что было странно, поскольку наши спокойные жуловские клячи не имели такой привычки. Кто-то из провожающих обратил внимание, что это недоброе знамение, прося, чтобы отец Михаил отложил свой отъезд, но напрасно. Бричка наконец двинулась» - вспоминала сестра Иоанна от Божьего Милосердия.
Отец Михаил прибыл в Варшаву 22 июня 1944 года. Восточный фронт находился уже недалеко от Варшавы и германские власти готовились к осаде города, а руководство Подпольного Польского Государства и его вооруженное крыло – Армия Краева, готовилось к восстанию.
Начало восстания – 17:00, 1 августа 1944 года, то есть т.н. Час «W», застал о. Михаила на варшавском Повислии, в центре города, куда он отправился к окулисту. Возвращение в монастырь оказалось невозможным. Не желая оставаться бездеятельным, уже на следующий день он обратился к командованию III Группировки «Конрад» и стал капелланом повстанцев. В это время о. Михаил поселился у знакомого – профессора Станислава Кашницы, бывшего ректора Познаньского Университета, который во время оккупации тайно преподавал в ушедшим в подполье Варшавском Университете. Почи все его дети приняли участие в восстании, один из сыновей – Андрей Кашница позднее стал доминиканцем.
месса 15 августа |
Отец Михаил служил в церкви св. Терезы от Дитя Иисуса, на ул. Тамка 4, но большую часть времени проводил в госпитале, созданном в подвалах здания у пересечения улиц Тамки и Смуликовского, неся утешение раненным и умирающим. Не смотря на слабый слух, принимал исповеди и уделял таинство покаяния.
«Существуют события, которые никогда не стираются из памяти. Для меня к таким относится Святая Месса, отслуженная 15 августа 1944 года, в Праздник Солдата (Праздник Войска Польского), в которой я принимал участие вместе со всем подразделением. Торжество проходило на фоне горящих домов, под звуки взрывающихся снарядов, грохот пулеметов и свист пролетающих немецких Юнкерсов. Мы были загипнотизированы стоическим спокойствием отца-капеллана, служащего Мессу, а потом – его проповедью. Горячие слова поддержки окрыляли нас и мобилизовали к величайшим жертвам, мы ощущали себя единой, огромной семьей, сражающейся за свое существование и достоинство» - вспоминал повстанец Ян Хмелевский.
Условия в импровизированных госпиталях, расположенных в подвалах варшавских домов, с каждым днем становились более тяжелыми. Отсутствие бинтов, лекарств, обезболивающих средств, врачей, медсестер при все большем числе раненных, непрекращающихся налетах и бомбардировках – в такой атмосфере служил в своем белом облачении о. Михаил.
6 сентября 1944 года защитники Повислия были вынуждены отступить. В госпитале на углу улиц Тамка и Смуликовского оставалось одиннадцать (согласно другим источникам – семеро) тяжело раненных солдат, которых невозможно было перенести, а также несколько человек из медперсонала, светских. С ними остался и о. Михаил. Раненные просили его – как вспоминали свидетели – чтобы не уходил, так как когда он был с ними, они «чувствовали себя в безопасности и нисходило на них необъяснимое спокойствие…» и он остался…
«Прекрасно помню последнюю святую Мессу, которую о. Михаил отслужил рано утром в день падения Повислия. Горячо он тогда молился. Укреплял этой молитвой нашу веру, давал нам силу, столь нам необходимую. Особенно осталось в памяти то, как о. Михаил раздавал раненным и нам – санитаркам Причастие, по несколько частиц, до последней крохи, чтобы не попали в руки врага и не были осквернены. И так подкрепленные, с Богом, постоянно духовно поддерживаемые разговорами с о. Михаилом, мы ждали конца» - вспоминала Кристина Вишневская-Жуткевич.
Когда ждали приход немцев, отца Михаила попросили снять облачение и одеть плащ, чтобы выйти из подвала вместе с цивильными. Он отказался: «Я помню, как он мягко улыбнулся и сказал, что скапулярий не снимет, и раненных, которые полностью беспомощны и обездвижены на ложах, не оставит» - вспоминала Элеонора Кашница, дочь упомянутого профессора Станислава Кашницы, которая все время служила в этом же госпитале санитаркой, а профессор добавил: «Мы простились в молчании, крепким рукопожатием, проникнутые эмоциями. Он же, как всегда, не терял самообладания, был спокоен и даже весел. Мы чувствовали, что это последнее прощание, уже больше никогда не увидимся…»
Согласно одним источникам, немцы, ворвавшись в госпиталь, расстреляли раненных на месте, а о. Михаила вывели наружу, где перед расстрелом еще успели допросить. Согласно другим (более правдоподобным) свидетельствам – бросили в подвал, где располагался госпиталь, гранату. Тела убитых вытащили на баррикады, облили бензином и сожгли.
Ранее, еще в 1934 году, о. Михаил писал:
«Глядя на Господа, умирающего на кресте (…) я лучше осознал, что по Его примеру я обязан и призван также принести жертву; до той степени, чтобы принести себя во всесожжение ради Него в любви и через любовь, чтобы отдаться и поддаться Ему полностью во всем, чтобы с Ним соединиться в любви, и связать себя с Ним крепкой, надежной, мужественной волей…»
13 июня 1999 года отец Михаил Чарторыйский был беатифицирован папой Иоанном Павлом II вместе с другими польскими мучениками Второй мировой войны. День памяти отмечается в Церкви 12 июня.
Молитва
Всемогущий вечный Боже, удостоивший пострадать за Христа блаженных мучеников Михаила и товарищей, укрепи Своею благодатью нашу немощь, дабы мы подобно тем, кто не колеблясь приняли смерть ради Тебя, могли дерзновенно исповедовать Тебя жизнью нашей. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Из сочинений бл. Михаила Чарторыйского: Через Христа к Богу
Использованы материалы: Bł. Michał Czartoryski OP
Отправить комментарий