Проповедь De tempore в двадцать второе воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Redde quod debes (Мф 18,28).
В этой евангелии можно отметить два вопроса. Во-первых, огромное милосердие, которое Бог имеет к грешникам аж до дня суда над добрыми и злыми. Во-вторых, здесь подчеркивается Его справедливость, которую в судный день он воздаст добрым и злым.
Во-первых, говорю, здесь подчеркивается Его огромное милосердие, которое Он оказал своему злому рабу (ср. Мф 18,32), которому Он простил весь долг (Мф 18,27), то есть все грехи, которые он совершил. Есть же три вещи, которые склоняют Бога к милосердию. Имел их и этот злой раб. Это – смирение, молитва и решение воздать за содеянное. Ибо слова: пал к ногам сей раб (ср. Мф 18,29) касаются смирения; слова: умолял его (Мф 18,29) – молитвы; а слова: потерпи на мне, и всё отдам тебе (Мф 18,29) – решение воздать.
Посему, смирение вызывает милосердие. Аллегорически это представлено в Третьей Царской Книге (21,17-29). Читаем там, что Господь пригрозил весьма сурово, говоря: если умрет Ахав в городе, съедят его псы, а если… на поле, расклюют его птицы небесные (ср. 1Цар 21,24). Святое Писание далее повествует о его смирении, словами: услушав слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и ходил во вретище, и ходил печально (ср. 1Цар 21,27). А когда смирил себя, Господь в своем гневе не мог, однако, сдержаться от акта милосердия. Поэтому было слово Господне к Илии: «видишь, как смирился предо Мною Ахав? … Я не наведу в его дни бед (1Цар 21,28-29), о которых говорил». Ахав представляет грешного человека, которому Бог уже вынес приговор осуждения, что съедят его псы и птицы жестокие. Грешник, услышав от Илии, то есть от проповедника, что должно с ним случиться, смиряет себя, раздирает одежды свои, то есть грехи, сокрушаясь, посыпает себя пеплом и одевает вретище. Когда задумывается о том, что умрет и превратится в прах, ходит печально склонив голову, не имея смелости поднять ее к небу, которое утратил по причине грехов. Господь, видя это, тронутый жалостью к нему, возвращает ему милость.
Также молитва располагает Господа к милосердию. Примером тому служит у Луки мытарь, когда молится, взывая: Боже! будь милостив ко мне грешному! (Лк 18,13). Далее же сказано: пошел оправданным в дом свой (Лк 18,14).
Также решение воздаяния склоняет Господа к милосердию. Бог смилосердился над Закхеем, поскольку он обещал, что отдаст все тем, у которых преступным образом что-либо взял, а остальное раздаст убогим. Посему Господь говорит, что ныне пришло спасение дому сему (ср. Лк 19,9).
Пример тому, что благодаря этим трем причинам человек снискал милость у Господа, имеем в особе одного богача, который обеднев, предал себя дьяволу, чтобы тот обогатил его. Дьявол принял его и покрестил, говоря: «Я тебя крещу во имя Люцифера и всех бесов, чтобы ты принадлежал нам телом и душой». Потом дал ему различные богатства и сказал ему: «С тех пор, как ты стал нашим, ты должен носить наше знамение, то есть быть гордым в том, как ты одеваешься, ходишь и двигаешься». Семь лет жил он в таком состоянии, пока не случилось, что случайно вошел в церковь и услышал проповедь о милосердии Божьем. Сокрушенный, он оставался в церкви, пал наземь и молча молился, чтобы Бог вернул ему милость, ибо он жаждет исправить все, что натворил. Господь, видя его полное слез смирение и то, что хочет он исправить свою жизнь, сказал ему с алтаря: Встань! (Лк 5,24; Мф 9,6). Прощаются тебе грехи твои (Лк 5,20; Мф 9,2). Иди и больше не греши (Ин 8,11). Когда он встал, по причине огромного сокрушения, был полностью седым, так что семья не узнала его. Потом, в дальнейшей жизни, так сильно умерщвлял себя, что получил жизнь вечную.
Это свое милосердие Господь будет оказывать аж до судного дня, но на суде воздаст справедливость и добрым, и злым. Посему также скажет каждому человеку: Отдай, что должен! Дай, приказываю, отчет за все мысли, за все слова. Матфей говорит: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ Богу в день суда (Мф 12,36). О, Господи Боже, если мы должны рассчитаться за легкомысленно произнесенные слова, что же будет с тяжкими преступлениями? Если мы должны дать отчет за четверть гривны, что же будет с тысячью гривен?
Посему, дадут отчет епископы и прелаты за все свои десятины и за своих подданных; князья и короли, справедливо ли они выносили приговоры; рыцари, не притесняли ли они убогих и не отягощали ли они их податями; купцы, точной ли мерой они меряли и не обманули ли кого; монахи, были ли они послушны своим настоятелям; священники, сохранили ли они чистоту нравов; владетели, держали ли они своих детей и слуг в дисциплине; слуги и служанки, честно ли они служили, не с видимою только услужливостью, как говорит Апостол (Эф 6,6; Кол 3,22). Воистину, тяжко будет в тот час рассчитаться из-за трех обвинителей, которые будут тогда обвинять грешников.
Первым будет Христос. Будет Он выдвигать обвинения, говоря: «Я ради вас стал человеком, ради вас был связан, ради вас осмеян, ради вас избичёван, ради вас прибит ко кресту. Вот цена моей крови, которую пролил ради вас. Где же ваше послушание, которое вы дали Мне за цену крови?» Будут тогда три группы жалобно плачущих над собой. Воистину, будут плакать евреи, что своими руками Его столь позорно трепали. Будут громко рыдать язычники, что некогда с такой враждой боролись с верой в Него. Будут бить себя в грудь христиане, что за столь огромные благодеяния отплатили ему столь огромным злом.
Во вторую очередь будут обвинять грешника грехи, которые он некогда совершил на этом свете. Отныне, как говорит Бернард, будут обвинять его как разбойника, говоря: «Ты нас совершил. Мы – твоё дело. Ныне ты не можешь нас утаить, ибо мы не оставим тебя, но всегда будем с тобой и с тобою пойдем на суд».
Тогда скажет гордыня: «Это я – та проклятая гордыня, которую небо не могло вынести, из-за которой дьявол утратил ангельскую природу и из-за которой был низвергнут с неба в ад. Он, однако, недолго меня оказывал. Ты же, несчастный, публично оказывал меня с самого начала твоей молодости, аж до старости: на представлениях, танцах, пирах, в корчме и в церкви, в способе одеваться и в украшениях головы. А когда по причине старости уже не мог меня оказывать, тогда ты научил этому своих сыновей и дочерей. И поскольку при жизни ты не хотел от меня отречься, я нисхожу с тобой в ад, чтобы ты со мной горел». О таковых говорит псалом: Ты их и низверг, когда они восставали (ср. Пс 72,18).
Потом отзовется грабительство: «Это я, это беззаконное грабительство, которое совершили прародители в раю, когда сорвали яблоко и съели его, вырываясь из повиновения, из-за чего утратили роскошный рай. Ты же присвоил не только яблоко, но овец, волов и целые стада; не единожды, но живя много лет – без боязни Божьей – грабительством и воровством. Поскольку ты не хотел меня оставить, теперь пойду с тобою в ад». О таковых было сказано: Горе тебе, опустошитель… каким образом будешь опустошен и ты? (Ис 33,1).
Далее скажет алчность: «Я – та гнусная алчность, которая вступила в сердце предателя Иуды, который сам одиножды за тридцать серебряников выдал на смерть Христа. Вернул серебряники и повесился. Ты же – хуже Иуды, ибо не одиножды за тридцать серебряников, но много раз продал Бога, когда обманывал ближнего своего, торгуя. Смешивал вино с водой, зерно с плевелами, жир с мукой, воск с горохом, серебро подделывал медью. Ты делал это чтобы оставить своим детям наследство, а поскольку не хотел от меня отречься на земле, я нисхожу с тобой и с твоими детьми в ад. Тогда исполнится то, что сказано было у Исаии: Горе тем, кто прибавляет дом к дому, а поле к полю (ср. Ис 5,8).
В свою очередь скажет разврат: «Это я, тот проклятый разврат, который столь сильно ослепил жителей Содома и Гоморры (ср. Быт 4,10) и Бог, вынужденный низвести на них наказание, сделал так, что всех их поглотила земля и живыми они сошли в преисподнюю. Вот ты, несчастный, ту саму нечистоту, то есть разврат, всегда носил с собой и намерениях сердца, в речах уст своих и в соделанных действиях, и не хотел от меня отречься. А когда по причине старости сам не мог уже мною заниматься, принимал в своем доме тех, кто занимался. Ныне же, ступай со мною в ад».
Потом возьмет слово зависть: «Я – та проклятая зависть, из-за которой горькая смерть пришла в мир. Эту зависть – как вор – ты ревниво укрыл в своем тайнике и только себе желал какие-то блага, никому более. До самой смерти ты ненавидел того, кто никогда не сделал тебе ничего плохого: богатого ты ненавидел за его состояние; праведного – за его правоту; святого – за его святость. Сколько ты жил на свете, был хуже от любой свиньи. Когда ударишь свинью, она визжит и прибегает все стадо, чтобы сочувствовать той, которая страдает. Ты же не был милосердным с теми, кто страдает, а радовался их невзгодам. Поскольку ты всегда любил мрак зависти, я нисхожу ныне с тобою в ад, чтобы ты никогда не узрел небесный свет».
В свою очередь скажет гнев: «Я – тот преступный гнев, который столь долго коренился в твоем сердце, что полностью лишил тебя спокойствия. Ты пребывал в ярости, сеял раздор, разжигал споры. Ты был хуже любого пса, который не кусает тех, кого знает, только чужих. Ты же кусал жену, детей, слуг и девиц-служанок, не обращая внимание на то, что говорит Лука: Шесть тысяч шестьдесят шесть бесов пребывало в одном человеке (ср. Лк 8,30). И не упоминается, что один другому мешал. Если столько бесов пребывало в согласии в одном малом теле, то горе тебе, ты – хуже, чем бес, поскольку с немногими не смог жить в согласии, ныне нисхожу с тобой в ад, чтобы отныне ты никогда не имел спокойствия».
Третьим обвинителем будет, как говорит апостол, дьявол. В тот час будет он стоять спереди, оглашая, что бы сотворили, в каком месте и в каком часу. И сможем ли мы тогда сделать еще что-либо доброго? Когда будет столько свидетелей против грешника, трудно будет ему рассчитаться. И потому каждый человек, чтобы избежать гнетущего приговора: идите…, проклятые и т.д. (Мф 25,41), должен именно теперь рассчитаться на исповеди перед заместителем Христа – священником, а не там, потом, пред всем миром.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий