После того, как Святой Доминик отошёл ко Господу 6 августа 1221 года в основанном им монастыре в Болонье, вначале, согласно его пожеланию, он был погребён «под стопами братьев» – за алтарём монастырского храма Святого Николая.
Спустя 12 лет, 24 мая 1233 года, по распоряжению Папы Григория IX тело Святого Доминика было извлечено для перезахоронения в мраморном саркофаге. Когда могила Cвятого была в присутствии папского легата вскрыта братьями во главе с Блаженным Иорданом Саксонским, все обнаружили, что его тело сохранилось нетленным и источало прекрасный аромат, что способствовало началу процесса канонизации Святого Доминика, причисленного к лику Святых 3 июля 1234 года Папой Григорием IX.
Монастырский храм стал местом паломничества многих верующих, искавших помощи и заступничества Святого Доминика. Храм подвергался неоднократным переустройствам, позволявшим вместить большее количество паломников, и со временем был превращён в базилику Святого Доминика. Однако в то время гробница с мощами Святого была расположена вровень с землёй, что затрудняло доступ к ней многочисленных паломников: большинство верующих не могли увидеть эту святыню, которую заграждали другие паломники, стоящие перед ними. Поэтому братья-доминиканцы приняли решение создать другую гробницу, более достойную нашего отца-основателя, которая находилась бы в более удобном для почитания месте.
Заказ на создание новой гробницы Святого Доминика получил в 1264 году Никколо Пизано, бывший к тому времени уже весьма известным скульптором, создавшим прославившую его мраморную кафедру для баптистерия в Пизе. Позже он также создал многофигурную кафедру для сиенского собора. В экспрессивных фигурах на барельефах этих кафедр чувствуется влияние изысканной французской готики, которое проявилось также в работе мастера над гробницей Святого Доминика.
Несмотря на то, что замысел гробницы принадлежит Никколо Пизано, над ней вместе с ним работали Арнольфо ди Камбио, Лапо ди Ричевуто, доминиканец фра Гульельмо да Пиза и, возможно, ещё один мастер, имя которого осталось неизвестным.
5 июня 1267 года мощи Святого Доминика были перенесены в новую гробницу.
Гробница выглядела несколько иначе, чем сейчас – прямоугольный саркофаг возвышался не над алтарём, а был поддерживаем фигурами архангелов и диаконов; крышка саркофага представляла собой простую деревянную доску и, вероятно, была увенчана небольшими статуями.
Саркофаг – самая старинная часть гробницы. В нём покоится тело Святого Доминика, помещённое в кипарисовый гроб – за исключением головы, которая находится в реликварии в задней части гробницы.
Барельефы, которыми украшен саркофаг, рассказывают о жизни и чудесах Святого Доминика.
Барельефы на передней панели саркофага:
На передней части саркофага находится два барельефа, разделённых фигурой Богоматери с Младенцем.
Фигуры по боковым сторонам барельефов: предположительно, Папа Гонорий III (справа) и Святой Апостол Павел (слева).
Барельеф справа – Испытание огнём.
Барельеф иллюстрирует событие, которое произошло в Лангедоке, когда Доминик проповедовал, стремясь обратить катар. Чтобы определить, какое из учений является истинным, было решено провести испытание огнём: книги катар и книга Доминика были брошены в огонь – книга, которая содержит Истину, не будет повреждена пламенем.
Почти симметричная композиция барельефа увенчана фигурой того, кто выступает судьёй в споре. Справа изображены еретики, а слева – Святой Доминик, смотрящий на то, как его книга чудесным образом поднимается над языками пламени.
Барельеф слева – Чудо воскрешения Наполеоне Орсини.
Это чудо произошло в Риме. Молодой Наполеоне Орсини, племянник кардинала Стефано из Фоссанова, умер после падения с лошади, но по молитве Святого Доминика был воскрешён.
В нижней части барельефа можно видеть фигуру лошади и мальчика упавшего на землю, над которым склонились двое молодых людей. В верхней части той же сцены Наполеоне стоит рядом с Домиником, передающим мальчика его семье.
Барельефы на задней панели саркофага:
В центре задней панели саркофага находится фигура Искупителя, которая разделяет барельефы друг от друга.
Боковые фигуры: предположительно, Святой Августин (справа) и Святой Доминик (слева).
Барельеф справа – Встреча Святого Доминика с Папой Иннокентием III и утверждение Ордена Проповедников.
Когда Святой Доминик обратился к Папе Иннокентию III с прошением утвердить новый Орден, вначале Папа отказал ему в этом. Но после того, как Иннокентий III увидел сон, в котором Святой Доминик поддержал падающую Латеранскую Базилику, Папа посоветовал Доминику принять один из уже существующих Уставов. Как известно, Святой Доминик остановил выбор на Уставе Святого Августина, и в 1216 году Орден Проповедников был утверждён Папой Гонорием III.
В левой части барельефа Святой Доминик стоит на коленях перед Папой, который, как кажется, не обращает на него внимания. В центре барельефа Папа видит, как Доминик поддерживает здание базилики. Справа – Доминик на коленях перед Папой, утверждающим Орден.
Барельеф слева – История Блаженного Реджинальда Орлеанского.
В Риме Доминик встретил Реджинальда, который к тому времени уже был профессором канонического права в Сорбонне. Реджинальд решил присоединиться к Ордену, но тяжело заболел. Пресвятая Дева Мария исцелила его и даровала ему хабит Доминиканского Ордена.
Слева Святой Доминик беседует с Блаженным Реджинальдом. В центре барельефа Реджинальд показан заболевшим. В правой части барельефа Реджинальд лежит в постели, в то время как Дева Мария исцеляет его, прикасаясь рукой к его голове, и дарует ему хабит Ордена Проповедников.
Барельефы на боковых сторонах саркофага:
Барельеф на левой стороне саркофага – Чудесная трапеза.
Однажды, когда Святой Доминик находился со своими братьями в монастыре в Болонье, у них не оказалось никакой еды. Доминик начал молиться. И тогда двое молодых юношей ангельского вида вошли в трапезную, неся корзины, полные хлеба.
Сцена изображает семь монахов, в том числе Доминика в центре, сидящих за столом. Перед ними двое молодых людей, подносящих хлеб.
Барельеф на левой стороне саркофага – Явление Святому Доминику Святых Апостолов Петра и Павла.
Когда Святой Доминик был в Риме, ему во время молитвы явились Святые Апостолы Пётр и Павел. Апостолы даровали Святому Библию и посох как символы апостольской миссии его Ордена.
В левой части барельефа Доминик на коленях перед двумя Святыми получает посох и книгу. Справа Доминик отправляет братьев на проповедь.
Работа над украшением гробницы Святого Доминика и приданию ей того вида, который существует сегодня, продолжалась почти пять столетий.
С 1469 по 1473 год Никколо да Бари создаёт верхнюю часть гробницы, украшенную шпилем и великолепными мраморными скульптурами, каждая из которых имеет чёткую теологическую символику.
За эту мастерски выполненную работу скульптор даже получил прозвище Niccolò dell'Arca. Шпиль венчает величественное изображение Предвечного Отца Небесного – Творца и Владыки всей Вселенной, держащего в руке шар как символ мироздания и стоящего также на шаре. Под статуей Бога Отца можно видеть символы творения: гирлянды из цветов и плодов (символы земли), маленькие путти (символы неба) и дельфины (символы моря). В центре находится изображение Спасителя. Терновый венец, пробитое ребро, скрещенные руки и наклонённая голова указывают на крестную смерть Иисуса, тогда как положение тела Христа, поднимающегося над гробом, символизирует Его Воскресение. Рядом со Спасителем – фигуры двух ангелов: Ангела Благовещения и Ангела Страстей Христовых. На этом же уровне находятся статуи четырёх евангелистов, возвещающих миру Благую Весть. Ниже расположены фигуры Святых: Франциска Ассизского, Петрония, Доминика, Флориана, Агриколы, Иоанна Крестителя, Прокла и Виталия. Эти изображения Святых символизируют Церковь Христову во всём её многообразии.
Интересно, что фигуры Святых Петрония и Прокла, а также одного из коленопреклонённых ангелов, держащего в руках подсвечник, были выполнены молодым Микеланджело, когда он находился в Болонье. Вот как это описывает Вазари:
«За несколько недель до изгнания Медичи из Флоренции Микеланджело уехал в Болонью, а потом в Венецию, опасаясь, ввиду близости его к этому роду, как бы и с ним не произошло какой-либо неприятности, так как и он видел распущенность и дурное правление Пьеро деи Медичи.
Не найдя занятия в Венеции, он возвратился в Болонью, где по оплошности с ним приключилась беда: при входе в ворота он не взял удостоверения на выход обратно, о чем для безопасности был издан мессером Джованни Бентивольи приказ, в котором говорилось, что иностранцы, не имеющие удостоверения, подвергаются штрафу в 50 болонских лир. На попавшего в такую неприятность Микеланджело, у которого заплатить было нечем, случайно обратил внимание мессер Франческо Альдовранди, один из шестнадцати правителей города. Когда ему рассказали, что случилось, он, сжалившись над Микеланджело, освободил его, и тот прожил у него более года.
Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку Святого Доминика, над которой, как рассказывалось раньше, работали старые скульпторы: Пизано, а после него мастер Никколо д'Арка. Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник, и Св. Петрония, и Альдовранди задал вопрос, решится ли Микеланджело их сделать, на что тот ответил утвердительно. И действительно, получив мрамор, он выполнил их так, что стали они там фигурами самыми лучшими, за что мессер Франческо Альдовранди распорядился уплатить ему тридцать дукатов».
Святой Петроний – покровитель Болоньи – показан в одеждах епископа с моделью города в руках.
Святого Прокла, который был убит у ворот Болоньи в 303 году в расцвете молодости и сил, Микеланджело изваял крепким и мускулистым, одетым в лёгкую тунику.
Большой интерес представляет фигуры ангелов с подсвечниками в руках, находящиеся чуть ниже саркофага. Ангел, расположенный слева, был создан Никколо да Бари и имеет утончённые, нежные черты. Другой же ангел, изваянный Микеланджело, отличается более крепким, немного грубоватым телосложением.
В 1532 году Альфонсо Ломбарди создал серию барельефов на панелях под саркофагом.
Они содержат следующие моменты из жизни Святого Доминика:
- юный Доминик в качестве покаяния спит на полу,
- Доминик продаёт свои книги, чтобы помочь беднякам,
- Святой восходит на Небеса по лестнице, будучи ведомым Иисусом и Девой Марией.
На центральной панели расположен барельеф со сценой поклонения волхвов, на котором можно видеть надпись с именем скульптора - Alphonsus de Lombardis Ferraniensis.
Часовня, в которой находится гробница Святого Доминика, была перестроена в 1597 году под руководством Флориано Амброзини и приобрела тот вид, который известен нам сегодня.
Над декором часовни работали многие художники и скульпторы. В частности, её свод украшает великолепная фреска некогда самого знаменитого художника болонской школы, Гвидо Рени, изображающая Святого Доминика в небесной славе.
Мраморный алтарь был последним дополнением к гробнице. Он создан Алессандро Сальволини в 1768 году по проекту Марио Теци. На антепендиуме алтаря, над которым работал Карло Бианкони по проекту Жана Батиста Будара, изображена сцена погребения Святого Доминика.
За алтарём, под саркофагом находится драгоценный реликварий с главой Святого Доминика. Этот шедевр из золота и серебра является работой ювелира Якопо Рoсето да Болонья (1383). Серебряный бюст Святого, вероятно, был добавлен позднее.
Как и в давние времена, в наши дни многие паломники и туристы посещают доминиканский монастырь в Болонье, чтобы помолиться перед мощами Святого основателя Ордена Проповедников или просто побыть вдали от мирской суеты. И, как знать, может быть тот, кто сегодня просто случайно зашёл в базилику Святого Доминика, когда-нибудь вернётся туда как паломник.
Юлия Карлова OPs
Отправить комментарий