Блаженный Джованни да Фьезоле, за свою удивительную, словно наполненную внутренним светом живопись прозванный Фра Анджелико («Ангельский брат»), несомненно, является наиболее известным художником-доминиканцем. Сочетая талант живописца со святостью жизни, он искал опору в божестенном вдохновении и оставил после себя множество прекраснейших произведений, оказавших огромное влияние на живопись раннего Ренессанса.
Картина, о которой пойдёт речь, является одной из панелей алтаря «Коронация Девы Марии», созданной для монастыря Сан Доменико во Фьезоле. «Коронация Девы Марии» была написана темперой и золотом на дереве между 1430 и 1438 годами, хотя некоторые исследователи склоняются к датировке этой работы 1450-ми годами. В настоящее время этот алтарный образ находится в Лувре. Основная часть композиции посвящена, как это следует из её названия, коронации и прославлению Пресвятой Богоматери, тогда как её пределла – то есть нижние семь панелей – представляет различные эпизоды из жизни Святого Доминика, а именно: сон Папы Иннокентия III, явление Доминику Апостолов Петра и Павла, воскрешение юного Наполеоне Орсини, диспут с еретиками (попытка сожжения аргументов св. Доминика еретиками), чудесное насыщение братьев, смерть Святого Доминика. Можно сказать, что если в верхней части алтаря мы видим Небеса во всей их славе и ликовании святых, то в пределле алтаря Небо как бы нисходит на землю, являя свой отблеск в чудесах, сотворённых по молитве Святого Доминика.
Однажды, когда уже после утверждения Ордена Проповедников Папой Гонорием III, Доминик молился в старинной римской базилике Святого Петра, ему явилось видение. Анри Лакордер так описывает произошедшее в своей книге «Жизнь Святого Доминика», ссылаясь как на первоисточник на «Vie de Saint Dominique» Блаженного Гумберта Романского:
Едва орден его был утвержден, как он задумал уже открыть ему своими руками врата на Север и на Восток. Его душе было тесно в цивилизованной Европе, и она стремилась к народам, еще не озаренным светом христианства. Там желал он закончить свое поприще, запечатлев апостолат свой печатью мученичества.
Следующее видение ободрило его в его пылком намерении. Однажды, когда он молился св. Петру о сохранении и расширении своего ордена, он впал в экстаз. Ему явились апостолы Петр и Павел, Петр, подавая ему посох, Павел — книгу, и он услыхал голос, который говорил ему: «Иди и проповедуй, ибо в этом твое назначение». В это время увидел он, что ученики его по двое расходятся по миру проповедовать Евангелие. С тех пор он всегда носил с собой Послание ап. Павла и Евангелие от Матфея, и в пути ли, в городе ли всегда видели его с посохом в руке.
Это явление принесло немалые плоды и оказало большое влияние на дальнейшее развитие Ордена Проповедников. В 1217 году Святой Доминик отправил братьев-проповедников в Париж и Испанию, а в последующие годы братья основали конвенты в различных городах Испании, Франции и Италии, положив начало широкой миссионерской деятельности Ордена.
Но вернёмся к картине и постараемся внимательно изучить её символику, которой так богаты произведения Фра Анджелико. Сцена явления Святому Доминику Святых Апостолов Петра и Павла изображена на пределле второй слева. Доминик вместе с другим братом, чья фигура едва заметна за спиной Святого, находится в базилике, разделённой многочисленными колоннами на три нефа. Действие разворачивается в центральном нефе. Святые Апостолы Пётр и Павел словно парят в пространстве базилики. Как голубой цвет одеяний Апостолов, так и окружающие их золотые лучи символизируют небесную славу, в которой они пребывают. Использование позолоты для отображения сверхприродной реальности – весьма распространённый приём как в живописи Фра Анджелико, так и в раннем Ренессансе вообще, имеющий свой источник в гораздо более древней иконографической традиции. Ощущение сверхприродности усиливает потолок базилики, изображающий звёздное небо – он словно исчезает, растворяется, открывая подлинные небеса. Апостол Пётр, протягивает Доминику посох – символ странника и миссионера, а Апостол Павел, прославившийся своими Посланиями, вручает Доминику книгу, символизирующую проповедь Истины. Благословляющие жесты Петра и Павла, благоговейная поза Доминика, приклонившего колени и протягивающего руки к дарам Апостолов, одухотворённые и одновременно спокойные лица – всё наполняет картину совершенным миром и покоем. Здесь нет ни экспрессии, свойственной произведениям искусства более поздних эпох, ни резких световых контрастов, призванных выразить стремление к Богу – возможно потому, что персонажи картин Фра Беато Анджелико уже пребывают во Свете и радуются тихой и неизреченной радостью, которую может дать только совершенство богообщения. Это Свет, в коем уже здесь, на земле, живёт душа, всецело предавшая себя Богу – Свет, всё преобразующий и предваряющий вхождение во Свет Вечный.
Иная реальность, предвосхищение Неба на земле пронизывают собой всё творчество Фра Анджелико, который, как говорят, никогда не приступал к работе над своими картинами прежде не помолившись, и чья живопись сама стала своеобразной молитвой в красках и образах.
Юлия Карлова OPs
Отправить комментарий