Окончание книги Libellus de principiis Ord. Praedicatorum бл. Иордана Саксонского (127-130).
Настал славный день торжественного перенесения великого учителя!* Прибыл достопочтенный архиепископ Равенны, огромное число епископов и сановников, неисчислимое количество набожных людей из разных народов, а также вооруженные отряды болонцев, следящих, чтобы никто не осмелился ненароком похитить у них сие святое тело. Но братья взволнованы, бледны и молятся, дрожа в страхе там, где нечего бояться. Они боятся, чтобы останки святого Доминика, столь долгое время предоставленные дождям и солнцу, не оказались полны червей и тлена, чтобы отвратительный смрад не ударил в ноздри собравшихся, затмевая, тем самым, почитание, которым окружили человека Божия. Им ничего другого не осталось, как только препоручить все это дело Богу. Вот приближаются благочестивые епископы, вот люди с инструментами. При помощи железных ломов поднимают надгробную плиту спаянную прочным цементом и находят под ней деревянный гроб, присыпанный землей так, как когда-то похоронил его, бывший тогда епископом Остии, нынешний папа Григорий. На крышке гроба небольшое отверстие.
Как только подняли плиту, из отверстия начинает исходить чудесный аромат. Присутствующие, с удивлением спрашивают друг друга, что бы это могло быть. Приказано открыть крышку гроба и вот, пусть отступят все лавки с благовониями, все сады с розами, лилиями и фиалками и аромат всех цветов. Собравшиеся остолбенели, в ужасе падают наземь. Потом приближаются, слезы мешаются со смехом, страх и надежда стоят рядом и борются с собою в присутствии этого благоухания. Мы тоже были там и чувствовали этот аромат, и свидетельствуем о том, что видели и обоняли. Мы не были способны насытиться этим невероятным благоуханием, хоть усердие принуждало нас очень долго оставаться у тела этого носителя слова Божия, у святого Доминика. Сладость этого запаха отдаляла всякую иную радость, побуждала к благочестию, совершала чудеса. Если к телу прикасались рукой или каким-нибудь предметом, то они сохраняли этот запах еще долгое время. Тело было перенесено в мраморный саркофаг. Дивный аромат, который оно источало, для всех был ясным свидетельством того, насколько святой Доминик был благим ароматом Христовым. Архиепископ начал торжественную Мессу, а хор запел: «примите радость вечной славы…». Поскольку это был третий день по Пятидесятнице, братья восприняли эти слова как ниспосланные с неба. Зазвучали трубы, зажглось несметное множество свечей в руках народа, и тронулась великолепная процессия. «Да будет слава Иисусу Христу» - неслось отовсюду. Это произошло в городе Болонье, девятого дня перед июньскими календами**, Лета Господнего 1233, когда Григорий Х восседал на Римском Престоле, а империей руководил Фридрих II.
Хотя только сам Бог знает действительное число чудес, я, однако описал здесь немногие из них – те самые надежные, которые были представлены на процессе его канонизации в присутствии папы, достопочтенных кардиналов, всего духовенства и люда.
* Вскрытие земляной могилы и перенесение тела Доминика в мраморную гробницу 24 мая 1233 г. было первым шагом процедуры канонизации. 13 июля 1233 г. папа Григорий IX назначил трех судей, которые должны были выслушать свидетелей жизни Доминика, а 3 июля 1234 г. провозгласил его святым.
** т.е. 24 мая.
Перевод: о. Юрий Дорогин ОР
Отправить комментарий