Утерянное и сохраненное

9/14/2012, No Comment

Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. I I,1-6

Вторая часть заключает около тридцати пунктов, каждый из которых должен быть значительным источником утешения для разумного человека в его страданиях.

Во-первых, в каждой муке и вреде заключается также немного мира, также ни одна потеря не является чистой утратой. Поэтому также св. Павел говорит, что Божья верность и благость не допускает испытаний и несчастий, превышающих силы человека и всегда ниспосылает ему какое-либо утешение, в котором он может обрести помощь (1Кор 10,13). Также святые и языческие учителя утверждают, что Бог и природа не допускают к существованию чистого зла или страдания.

Предположим, например, что кто-либо имел сто марок, из которых сорок потерял, а шестьдесят сберег. Если он постоянно будет думать о сорока утерянных, никогда не освободится от горя и печали. Ибо как бы мог утешиться и освободится от страдания тот, кто постоянно обращается к понесенным потерям и страданиям, кто всовывает их в себя и сам в них втискивается, постоянно всматривается в них и с ними беседует, кто разговаривает с понесенной потерей, а она с ним и оба всматриваются друг в друга лицом к лицу. Но если бы тот человек отвернулся спиной от сорока потерянных марок, а обратился к шестидесяти, которые еще имеет, в них мысленно погрузился, в них лицом к лицу всматривался и с ними беседовал, тогда наверняка бы обрел какое-либо утешение. Все что существует и является благим, имеет силу приносить утешение, а то, что не существует и не является благим, что мне не принадлежит и что я утратил, должно быть источником боли, страданий и мучений. Поэтому Соломон говорит: «Во дни страдания не вспоминай дни благополучия»* - что означает: когда пребываешь в страдании и муке, думай о том благе и мире, которые у тебя остались. Также человек испытает утешение, когда осознает, что живут тысячи таких людей, которые имея сохраненные тобою шестьдесят марок, считали бы себя вельможами и богачами и от всего сердца бы радовались.

Нечто иное также должно утешать человека. Если кто-либо захворал и чувствует сильную боль, но все-таки имеет собственный дом, необходимые блюда и напитки, советы лекарей, помощь слуг, а также сочувствие и заботу друзей, то как он должен себя вести? Что же тогда должны делать нищие, которые страдают такою же или еще худшею хворью и еще большие переносят страдания, и при этом нет никого, кто бы им подал чашку прохладной воды? Блуждая от дома к дому, в дождь, снег и мороз, должны искать кусок сухого хлеба. Поэтому, если хочешь утешиться, забудь о тех, кому лучше, и всегда думай о тех, кто находится в худшем положении.

Считаю, что все страдания рождаются от любви и склонности. Отсюда, если я страдаю из-за преходящего, значит это, что я и мое сердце еще склонно к этому, и что я не возлюбил Бога всем сердцем, и еще не люблю то, что вместе с Ним любить должен. Что же тут удивительного, если я по Божьему попустительству поношу какой-либо урон и испытываю страдания?

Св. Августин говорит: «Господи, я не хотел бы потерять тебя, но ведомый алчностью жаждал я также обладать твореньями. Поэтому я потерял тебя, ибо Ты не можешь дозволить, чтобы мы имели Тебя – Истину, и одновременно ложь и обман творений»**. И в другом месте говорит: «Крайне алчным является тот, кому не достаточно одного только Бога»***. Благому не утешением, а мучением должно становиться все, что чуждо и неравно Богу и что не является Ним самим. Пусть он всегда повторяет: Боже, Господи мой и мое утешение! Если бы Ты отвернул меня от себя и обратил к чему-либо иному, дай мне тогда другого Тебя, чтобы я мог идти от Тебя к Тебе, ибо кроме Тебя я ничего иного не жажду»****. Когда Бог пообещал Моисею всяческое благо и послал в Святую Землю, символ Царства Небесного, сказал: «Господи, никуда меня не посылай, разве что Ты сам захочешь меня сопровождать»*****.

* Возможно цитата из Книги Сираха (11,27): «Минутное страдание производит забвение утех», или перефразировка из Экклезиаста: «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него» (7:14).

** Исповедь, 10.

*** Проповеди: 3,4; 53,6; 105,4.

**** Исповедь, 13.

***** Исход 33,15: «если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда»

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий