Вспоминаем святых Доминика Ибаньеса, пресвитера, и его сподвижников, мучеников
Сегодня мы вспоминаем шестнадцать мучеников за веру, жестоко казненных в Нагасаки, в Японии в 1633-37 годах, доминиканцев или связанных с нашим Орденом. Они стали жертвами репрессий, развязанных сёгуном Токугава Иэмицу (это был 3-й сёгун из династии Токугава, правивший Японией с 1623 года и до своей смерти в 1651 году, на два века погрузивший Японию в международную изоляцию).
Евангелизация Японии началась в 1549 году, когда в Страну Восходящего Солнца прибыл святой Франциск Ксаверий. С 1549 по 1614 год христианские миссионеры служили в относительно благоприятном климате. Святого Франциска Ксаверия сменили его собратья-иезуиты, а затем в страну прибыли миссионеры из других орденов: францисканцы, доминиканцы и августинцы, создавшие процветающую христианскую общину. К 1600 году в Японии насчитывалось уже более 300 тысяч христиан, среди которых были также представители влиятельных классов.
Гонения христиан были во многом обусловлены политическими событиями, а именно – установлением режима сёгуната.
Древнейшей религией Японии является синтоизм - традиционная политеистическая религия, основанная на анимистических верованиях древних японцев. Объектами поклонения являются многочисленные божества и души умерших, называемые ками. Краеугольным камнем общества являлся император, считавшийся потомком солнечной богини Аматэрасу. Когда в VI веке из Китая в страну проник буддизм и конфуцианство, пустив там глубокие корни, престиж императора стал с каждым веком уменьшаться, как и роль древней религии Синто. Результатом этого упадка стало возвышение феодальных родов, в то время как император оставался лишь моральным и религиозным авторитетом, не имеющим никакой политической власти. Фактическая власть перешла к диктатору класса самураев, называемому сёгуном. Но и власть сёгуна не была абсолютной благодаря нескольким знатнейшим родам, называемыми даймё, которые были абсолютными хозяевами своих обширных территорий. Даймё служили самураи – класс воинов, а также другие сословия, лишенные каких-либо прав: крестьяне, ремесленники, торговцы и прочие. Даймё часто вступали в междоусобные войны.
Когда в страну прибыл Франциск Ксаверий и другие миссионеры, такая ситуация имела свои преимущества для евангелизации, так как преследуемые на одних территориях христиане, могли найти покровительство у другого даймё. В последней четверти XVI века два сёгуна проложили путь к объединению страны. Ода Нобунага (1568-1582) покровительствовал христианам. Нобунага активно сотрудничал с португальскими торговцами и иезуитскими миссионерами. За это он получал скидки во время покупки европейского огнестрельного оружия, доход с восточноазиатской торговли и армию верных его слову японских христиан. Но, пришедший к власти Тоёто́ми Хидэёси (1582 – 1598), почти необъяснимым образом стал гонителем христианства и приказал казнить 26 первомучеников Нагасаки (святого Павла Мики и сподвижников).
После победы в битве при Сэкигахаре в 1600 году власть в объединенной стране получил Токугава Иэясу (1600 – 1616), которому наследовали его сын Хидэтада (1616 – 1622) и внук Иэмицу (1622 – 1651), а затем длинная череда потомков до 1868 года. Иэясу добился национального объединения и создал в стране прочную структуру администрирования. Япония стала управляться центральной властью, не устраняя однако относительную феодальную автономию даймё. По этой причине политика Токугава всегда проявляла определенное недоверие к лояльности даймё, покоренных, но никогда полностью не укрощенных. Это подозрение усилилось с присутствием испанских торговцев и католических верующих, обвиненных голландцами в том, что они являются передовым пунктом завоевания и восстания. Чего на самом деле никогда не было.
В 1614 году Иэясу, окружив себя ревнивыми конфуцианскими служителями, издал указ о всеобщем преследовании. Его наследники: Хидэтада и Иэмицу усилили свое отвращение к христианству. Своим эдиктом от 28 февраля 1633 года Иэмицу запретил в стране христианство и инициировал жесточайшие преследования, жертвами которых стали как иноземные миссионеры, так и принявшие веру японцы.
В 1617-1628 годах мученическую смерть претерпело множество христиан, 205 из них были причислены к лику блаженных папой Пием IX 7 июля 1867 года. Среди них также были доминиканцы: Альфонс Наваррете и сподвижники.
Нынешние доминиканские мученики принадлежали к миссионерской провинции Святого Розария, распространявшей слово Божье на Филиппинских островах, Формозе и в Японии. Основание этой провинции восходит к миссиям в Китае в 1567 году, а в начале 1600 года, был учрежден викариат в Японии.
Среди этих шестнадцати миссионеров мы видим девятерых священников-доминиканцев, трех братьев-сотрудников, двух сестер из Третьего Ордена, двух мирян, один из которых был отцом семейства. Все они были схвачены и заключены в тюрьму в Нагасаки, и в течение этого пятилетнего периода в разное время приняли мученическую смерть.
Христиан подвергали жесточайшим пыткам, таким как «ана-цируси»: истязаемого подвешивали за ноги на веревке, одну руку привязывали к телу, другую оставляли свободной, чтобы в любой момент он или она могли дать знак, что готовы отречься от своей веры. Подвергаемых пытке подвешивали над ямой, наполненной нечистотами, фекалиями. Обычно кожу черепа надрезали возле ушей или на лбу, чтобы снизить кровяное давление в голове. Иногда для усиления страданий к телу прикрепляли камни. Продолжительные пытки приводили к смерти от потери крови, повышения внутричерепного давления, внутричерепного кровотечения, удушья или невыносимой боли. Иногда жертвы цуруси тонули в яме, наполненной после проливных дождей.
Шестнадцать мучеников принадлежали разным национальностям: 9 японцев, 4 испанца, 1 француз, 1 итальянец и 1 филиппинец. Постараемся рассказать немного о каждом из них.
Иаков Кюсэй Горобиойе Томонага
Попытки беатификации этих мучеников предпринимались еще в 1637-38 годах, но подробные описания их мученической смерти были открыты только в начале ХХ века, что дало возможность возобновить процесс. Они были беатифицированы папой Иоанном Павлом II 18 февраля 1981 года в Маниле на Филиппинах, и канонизированы в Риме тем же понтификом 18 октября 1987 года.
Молитва
Всемогущий Боже, по Твоему неизреченному милосердию святые мученики Доминик и его сподвижники, словом и кровью исповедали Христа. По их предстательству, дай нам еще более познать Тебя и верно ходить пред Тобою в евангельской истине, принося плоды добрых дел. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Отправить комментарий