Где-то в середине 1624 года, уроженец Японии, проживавший в ту пору в Маниле, постучал в двери доминиканского монастыря. Дверь ему открыл отец Хуан Руэда Ангелов, который сам в течение многих лет служил миссионером в Японии. Незнакомец явился с просьбой послать миссионеров в Японию, чтобы заменить многих погибших во время антихристианских гонений.
Кюсей, а это был именно он, сказал отцу Хуану, что он и сам бы хотел стать доминиканцем и вернуться в Японию в качестве миссионера. Ранее он уже пытался присоединится к миссиям других монашеских орденов, но безуспешно. Теперь же, когда доминиканцы согласились взять его с собой в Японию, он также захотел вступить в Орден. Отец Хуан Руэда был впечатлен глубоким духовным рвением, которое он увидел в Кюсее, и рекомендовал его отцу настоятелю – Мельхиору Мансано. Тот, в свою очередь, взглянув на Кюсея, сказал: «Я доволен его превосходным духом, поэтому обещаю дать ему доминиканское облачение, когда он будет готов».
15 августа 1624 года Кюсей и еще один японец по имени Хиодзи были облачены в белый доминиканский хабит. Братья из доминиканской общины радушно, восторженными объятьями, приветствовали будущих собратьев. В Ордене Кюсей принял имя: Иаков Святой Марии. Его полное имя: Иаков Кюсэй Горобиойе Томонага де Санта Мария де Кюдецу.
Кюсей родился в знатной христианской семье в Кюдецу (район современного города Омура, возле Нагасаки), на острове Кюсю в 1582 году. Был христианином, известным образцовой жизнью и твердыми убеждениями.
В возрасте двенадцати лет он поступил в иезуитскую школу в Нагасаки, чтобы учиться на катехизатора. Завершив обучение, он начал излагать соотечественникам основы христианской веры. Делал он это с таким рвением, что вскоре стал «известным проповедником». За время своей многолетней деятельности он многих обратил в веру и укрепил в вере многих, чья вера пошатнулась во времена гонений. О нем говорили: «Он был человеком примерным, целомудренным, умеренным и воздержанным». Но, как и многие другие, он был депортирован властями за сотрудничество с христианскими миссионерами. А кроме того, он пламенно желал стать священником. Так он оказался в Маниле. На Филиппинах он сперва стал терциарием Ордена Францисканцев и поступил в колледж Сан-Хуан-де-Летран в Маниле. В то же время у него развилось сильное желание полностью посвятить себя самым нуждающимся душам. Так Провидение Господне привело его к дверям монастыря Санто-Доминго.
Он принес монашеские обеты 16 августа 1625 года и в следующем году был рукоположен в священники. Сначала он служил в Маниле и сотрудничал с о. Гиацинтом Эскивелем в переводе на испанский язык книги «Словарь японского языка», которая ранее была опубликована на португальском языке иезуитами в Нагасаки в 1603-04 годах. Книга была напечатана в доминиканской типографии в Маниле в 1630 году под оригинальным названием: Vocabulario de Japón, declarado primero a portugués por los padres de la Compañía de Jesús de aquel reyno, y agora en castellano en el Colegio de Santo Tomás de Manila.
В 1627 году Иаков был отправлен на Формозу (Тайвань), где в течение трех лет служил священником. Он вернулся в Манилу в 1630 году. Вскоре он подал прошение о разрешении вернуться в родную Японию в качестве миссионера. В 1632 году он получил разрешение, и отправился вместе с десятью другими миссионерами из различных орденов.
Путь был долгим и полным опасных приключений. Им потребовалось пять месяцев, чтобы добраться до Японии, и порой казалось, что они никогда туда не доберутся. Отец Иаков написал своим настоятелям в Манилу, что прибыл в родную страну «седоголовым, без единого черного волоса, хотя поднимался на борт корабля без единого седого волоса».
В порту Нагасаки Кюсей сошел на берег, одетый в японскую одежду и «препоясанный мечом, по тогдашней моде». Благодаря такому благоразумному шагу он смог, не подвергая себя опасности, добраться до отца Эркисии, скрывавшегося от преследователей. Он вверил себя под его начало и посвятил себя делу, которое любил всю свою жизнь. Церковь же в Японии находилась в ту пору в бедственном положении.
Будучи японцем, отец Иаков смог принести множество плодов в своем миссионерском служении, не смотря на опасные времена. В его трудах также принимал участие его верный катехизатор – Михаил Куробиое.
Памятник замученным христианам на холме Нисидзака, именуемым «Японской Голгофой»
Однако, попытки вновь прибывших миссионеров скрыться от властей, оказались тщетными. К началу июля 1633 года солдатам сёгуна Токугавы Иэмицу удалось схватить Михаила Куробиое. Он храбро перенес ужасную пытку водой (в него насильно заливали воду и заставляли ее изрыгнуть, надавливая на живот), но в конце концов он был вынужден раскрыть убежище, в котором скрывался отец Иаков. Его искали неустанно в течение нескольких дней, и наконец обнаружили. Отец Иаков и Михаил были вместе заключены в тюрьму в Омуре. На вопрос, почему, будучи японцами, они вступили в союз с чуждой им религией, они смело ответили, что их единственное желание состоит в том, чтобы все их соотечественники обратились в веру Христову. Они также добавили, что, если это является преступлением, они готовы умереть за свою веру. А гонителям своим они посоветовали не тратить время на свои пустые обещания, так как они не желают их выслушивать.
Они были приговорены к смертной казни 15 августа (праздник Взятия в Небо Пресвятой Богородицы) 1633 года. Отца Иакова, катехизатора Михаила, еще одного священника-августинца и девятерых японских христиан-мирян провели по улицам Нагасаки с веревками на шеях и смертными приговорами на спинах. На холме Нисидзака их подвергли казни через ана-цируси – повесили вниз головой над зловонной ямой. Смерть отца Иакова была медленной и мучительной, агония продолжалась пятьдесят часов. Пока он был в сознании, молился и пел псалмы, жертвуя свои страдания за Церковь в его любимой стране. Его жизнь оборвалась 17 августа, после чего его тело сожгли, а пепел выбросили в море. Отец Иаков умер в возрасте 51 года, таким образом, он был старшим из этой группы мучеников.
В Ордене память святых мучеников из Нагасаки отмечаем 28 сентября.
Отправить комментарий