Св. Вильгельм Курте, священник и мученик

3/20/2024, No Comment

Вильгельм (Гийом) Курте – первый французский мученик в Японии, появился на свет в городе Сериньян в Окситании. В метрической книге отсутствует год ее рождения, но все последующие документы позволяют поместить ее в 1590 год (или в конец 1589 года), за восемь лет до подписания Генрихом IV Нантского эдикта, положившего конец религиозным войнам во Франции. Происходил он из знатной семьи, его отец – Жан Курте в 1581 году был вторым консулом Сериньяна. Он получил воспитание и образование в школе каноников в Сериньяне. С ранних лет мечтал о далеких миссиях. Гийому было 12 лет, когда умерла его мать.

В возрасте 15 лет Гийом поступил в Тулузский университет, чтобы изучать философию и теологию. Там он принял решение стать доминиканцем. В возрасте 17 лет, 15 августа 1607 года, он был принят в новициат монастыря в Альби, а через год принес монашеские обеты. Затем Гийом вернулся в Тулузу, чтобы продолжить учебу и подготовиться к рукоположению. Как и в Альби, его образцовая жизнь и интеллектуальные способности привлекли к нему внимание настоятелей. В возрасте 22 лет он стал лектором богословия и, таким образом, начал свою преподавательскую деятельность, которую продолжал на протяжении всей своей жизни в разных странах. Его отец умер годом ранее, в 1611 году.

В священники он был рукоположен в 1614 году, а в 1624 его избирают приором очень важного и крупного монастыря в Авиньоне. На этом посту он пробыл только два года, после чего был назначен «комиссаром» Ордена в Северной Европе с трудной миссией (которая принесла ему много неприязни и даже «досадного унижения») реформирования монастырей. Именно к этому периоду относится его письмо от 30 августа 1628 года, недавно найденное. В этом письме он сообщает много информации о миссии, которую выполнял, и мимоходом оставляет нам ясное свидетельство о своем призвании: он желает... просить генерального Магистра Ордена послать его в страны, где, как он знает, он будет подвергаться наибольшему риску («испытания, которым я хочу подвергнуть себя»). Письмо было подписано за девять лет до его мученической смерти, и в том же письме он заявляет, что у него «всегда» было такое желание.

Это будет долгий и нелегкий путь. В те времена только Испания и Португалия могли организовывать такого-рода обширные миссии. С согласия настоятеля Вильгельм сменил орденскую провинцию и в 1628 году пешком прибыл в Мадрид . Ему также пришлось сменить имя и стать «отцом Томасом де Санто-Доминго». Он ждал еще пять лет, прежде чем смог отплыть на Восток. Эти годы, проведенные в Испании, были отмечены, прежде всего, подготовкой (физической, интеллектуальной и духовной) к миссии в Японии. Он также преподавал теологию и был духовником французского посла, а также исповедником королевы Изабеллы (дочери Генриха IV).

В конце 1634 года Вильгельму, наконец, разрешили вместе с двадцатью другими монахами отплыть на Филиппины через Мексику. Они прибыли в Манилу 24 июня 1635 года. Там, усиленно готовясь к своей миссии в Японии, он снова стал преподавать теологию. Но отправится в Японию уже стало нелегко – гонения достигли своего апогея, и иностранцам было запрещено официально прибывать в страну. Тем не менее, до Манилы доходили сообщения от гонимых японских христиан с просьбой о священниках. Вероятно, отъезд группы миссионеров, к которой присоединился отец Курте, был ускорен в ответ на такой призыв.

Прибытие в Японию должно было состояться тайно. Но и отплытие из Манилы также оказалось нелегким, поскольку испанский губернатор, опасаясь репрессий со стороны японцев, запретил миссионерам покидать Манилу и даже приказал уничтожить первую лодку, приготовленную отцами. Но 10 июня 1636 года Гийому Курте, трем другим священникам и двум мирянам удалось тайно погрузиться на джонку, купленную у японца. Этими тремя священниками были: Антонио Гонсалес (руководитель этой группы), Мигель Аосараса (испанцы) и Викентий Шиводзука (японец). Одним из двух христиан-мирян был Лаврентий Руис из Манилы, отец троих детей, вторым – Лазарь из Киото, японец.

Месяц спустя, 10 июля 1636 года, отец Курте и пятеро его спутников незаметно высадились на одном из островов архипелага Рюкю. Миссия, подробности которой мало известны, длилась менее полутора месяцев. Несмотря на меры предосторожности местных христиан, миссионеров обнаружили и арестовали. Их заключили в тюрьму на Окинаве, где они оставались целый год в ожидании суда, прежде чем были переведены в Нагасаки в сентябре 1637 года.

мученичество Гийома Курте

Трудно себе представить весь ужас жесточайших пыток, которым миссионеров подвергали в течение двух недель в попытке добиться от них отречения от веры. Отцу Гийому пришлось выдержать пытку водой (в него насильно заливали воду и заставляли ее изрыгнуть, надавливая на живот), пытку иглами (заостренными тростниковыми палочками, которые вонзали под ногти во все пальцы рук), наконец - пытками ана-цируси. Гийом мужественно выносил все эти испытания. Утром 27 сентября 1637 года его вытащили из ямы еще живым. Отчаявшись достичь своей цели, судьи приказали обезглавить троих выживших. Отец Курте, вероятно, умер последним. Его тело, как и тело пяти его спутников, было немедленно сожжено, а пепел развеян над морем.

Во время судилища, преследователи были удивлены тем, что миссионеры вообще отважились прибыть в Японию, ведь они должны были знать о гонениях и о той трагической судьбе, которая их здесь ожидала. Как передает нам один из свидетелей произошедшего: «Отец Гийом, услышав это, заклинал присутствующих сказать судьям от его имени, что они не настолько враги жизни, чтобы в Японию их привело желание умереть; целью их путешествия было не расстаться с жизнью, а проповедовать Евангелие Иисуса Христа».

В Ордене память святых мучеников из Нагасаки отмечаем 26 сентября.

No Comment

Отправить комментарий