24 сентября

10/09/2010, No Comment

Вспоминаем блаженного Далмация Монера, пресвитера

Далмаций (Далмау) появился на свет в 1291 году в дворянской семье, в городке Санта-Колома-де-Фарнерс в Каталонии. Начальное образование он получил в находящемся по соседству августинском монастыре Сант-Пере-Серкада, после чего отправился в Жирону, чтобы изучать свободные искусства. Чтобы оплатить свое обучение, он давал частные уроки в городе, и среди его учеников был Педро Сьерра, который стал позднее известным юристом.

В Жироне он и познакомился с доминиканцами, однако решение вступить в Орден принял не сразу (тогда ему было только 17 лет). В 1308 году, его отец решил отправить его для продолжения учебы в Монпелье, во Франции, однако в ту пору этот город зависел от короны Арагона, а университет Монпелье пользовался большим престижем. В нем Далмаций изучает логику. Атмосфера в этом университетском городе, с большим количеством молодежи была полна соблазнов, однако именно там молодой Далмаций укрепился в своем решении связать свою жизнь с доминиканским орденом.

Вернувшись в Жирону, уже в возрасте 23 лет (в 1314 году), Далмаций вступает в Орден. Для изучения философии его направляют в Валенсию, а затем – в Барселону и снова в Монпелье. Вскоре он получил степень лектора теологии. В то время он уже преподавал логику в других доминиканских монастырях - в Кастельо-д'Эмпуриес, Таррагоне, Ла-Сео-д'Уржель и Сервера. Он имел все необходимые дарования, чтобы стать преподавателем, но не находил в этом роде деятельности своего истинного призвания.

Монастырь Санто-Доминго в Жироне, где учился и преподавал Далмаций

Поскольку он отличался строгим соблюдением устава, его назначили магистром новициата. В это время одним из его послушников был знаменитый в будущем инквизитор Николай Эймерих (†1399), который стал первым биографом блаженного. Эймерих описывает его как несимпатичного на вид человека, жестокого и молчаливого, лысого и очень чувствительного, с резким и пронзительным голосом, который очень медленно ходил, однако вел жизнь благочестивую и постоянно пребывал в состоянии благодати.

Однако, апостольской жизни, столь естественной для доминиканца, Далмаций предпочитал жизнь созерцательную. Он использовал каждую возможность, чтобы уединиться в молитве и предаться покаянным практикам. Он отличался суровой аскезой, особенно в последние четыре года своей жизни. Он воздерживался от всякого питья более двух недель, даже во время сильной жары. Вообще не употреблял мясо и не пил вино. Его пищей были варенные бобы и ячменный хлеб. Ночью он спал только на голой земле, используя камень в качестве подушки. Каждый день он предавался глубокой созерцательной молитве. Однажды, когда он, как обычно, проводил свои медитации в уединенной долине, один из его собратьев пришел его искать, но нигде не мог найти. Наконец, он увидел его в экстазе парящим в воздухе над деревом. Очевидцы часто заставали его в подобных ситуациях, когда он молился на лоне природы.

Во время своих путешествий, Далмаций отказывался брать с собой припасы, даже смиренно, но с благодарностью, отказывался от милостыни, которую ему хотели дать. Он предпочитал полагаться только на Бога, который при помощи своих ангелов всегда помогал ему в его нуждах.

Каждый вечер, когда Далмаций, в канонический час молился Хвалы, он часто вспоминал фрагмент из песни трех отроков в печи: «Benedicte angeli Domini Domino» (Хвалите Господа, ангелы небесные!). И у тех, кто находился рядом с ним в тот момент, складывалось впечатление, что ангелы были прямо за ним. Все были убеждены в том, что небесные духи являются, чтобы вместе с ним воспеть хвалу Господу. А самого Далмация стали назвать «frater angelo familaris» - братом, который говорит с ангелами.

Репутация святости привлекала к нему самых разных людей, таких как епископ Жироны, или Педро, сын короля Хайме II Арагонского, которые искали у него совет. Но такие визиты он воспринимал равнодушно.

Сначала, чтобы совершать свои созерцательные практики, Далмаций удалялся в пещеру, которую обнаружил на соседнем холме, но его любовь к уединению и великое почтение, которое он питал к святой Марии Магдалине, склонили его просить разрешение удалиться в Сен-Бом, в Провансе, где согласно преданию, провела последние 30 лет своей жизни эта Святая, которую Орден объявил своей покровительницей. В 1336 году он получил такое разрешение.

Однако, через несколько месяцев (а согласно другим источникам – через три года) был отозван оттуда, поскольку был востребован в Жироне. Здесь он сам выкопал себе пещеру в монастырском саду, где провел последние четыре года своей жизни. Он покидал эту пещеру только когда слышал звон церковного колокола, собиравший братьев на молитву. В этой пещере он и почил 24 сентября 1341 года, в возрасте 50 лет.

Погребен он был в монастыре, в котором провел большую часть своей жизни. Епископ Жироны лично проводил его в последний путь и произнес похоронную проповедь.

Святым его считали уже при жизни. Существует много свидетельств о чудесах, совершенных по его молитве. Не смотря на желание вести спокойную, уединенную жизнь, к нему постоянно тянулись люди со своими просьбами о помощи, которые он смиренно удовлетворял. После смерти многочисленные чудеса, совершенные по его заступничеству, подтверждали всеобщее мнение о его необычайных добродетелях. Верные назвали его святым, хотя официально он не был причислен к этому лику.

Только 13 августа 1721 года папа Иннокентий XIII, подтвердив народную преданность, провозгласил его блаженным.

В 1835 году монастырь был закрыт, а реликвии блаженного были перенесены в собор Санта-Мария в Жироне. В 1951 году доминиканцы вернулись в Жирону, обосновавшись при церкви Святого Сердца, тогда и реликвии блаженного были перенесены под главный алтарь этого храма.

No Comment

Отправить комментарий