XIV век был одним из самых парадоксальных столетий в истории человечества. Он отмечен многими трагическими событиями: почти не прекращавшимися войнами, экономическим упадком немалого числа европейских городов, опустошительными эпидемиями чумы, прозванной «чёрной смертью», которая не щадила ни богатых и знатных, ни бедняков. Одновременно, именно в эти времена происходит небывалый расцвет готического искусства и архитектуры, став своего рода эталоном готики, её «золотым веком». В этом парадоксе отражается извечное стремление человека к горнему, светлому – ко всему тому, что позволяет ему сохранять свою человечность вопреки трагичным жизненным обстоятельствам. И стремление это тем ярче, чем темнее и драматичнее окружавшая человека безысходность. В какой-то мере можно сказать, что искусство тех времён было «побегом» в мир мечты – в идеальный мир, где всё подчинялось Божественной гармонии и совершенству. Оно влекло к созерцанию столь желанного горнего мира, обретаемого праведниками в Вечности и, в то же время, вдохновляло и украшало жизнь человека в его земном странствии.
Несмотря на интернациональность искусства Готики, охватившего собой всю Европу, в каждом регионе, а порой и в каждом городе, оно имело свои характерные особенности. Одним из центров готического искусства стала Тоскана, где существовало несколько школ живописи, из которых наиболее значимыми были сиенская и пизанская.
Пиза |
Пиза достигла наибольшего могущества в конце XI – начале XII века. Эта республика стала мировой морской державой, соперничавшей с Венецией, и вела активную торговлю. Тесные коммерческие связи существовали между Пизой и Византийской империей, откуда, помимо различных товаров, доставляли византийские иконы, ставшие образцами для пизанских художников. Вполне вероятно, что на торговых кораблях вместе с купцами в Пизу прибывали византийские художники, а пизанские живописцы смогли побывать в Константинополе. Всё это повлияло на то, что со временем в Пизе был выработан свой стиль живописи, сочетавший византийские традиции с идеями готического искусства. Этот художественный стиль сохранился даже тогда, когда Пиза начала утрачивать своё политико-экономическое значение после победы Генуи над пизанским флотом в 1284 году. Традиции в искусстве оказались сильнее экономического упадка и продолжали жить, обогащаясь новыми веяниями, в частности, влиянием сиенской школы живописи. На протяжении всего периода треченто сиенские и пизанские художники были особенно тесно связаны между собой. Так, Джованни Пизано руководил строительством сиенского собора, а пизанские доминиканцы пригласили сиенского живописца Симоне Мартини для росписи главного алтаря церкви Святой Екатерины. Творчество Симоне Мартини оказало большое влияние на местных художников, из которых наиболее известным во второй четверти XIV в. был Франческо Траини.
Как и о большинстве живописцев тех времён, сведения о жизни Франческо Траини весьма скудны. Нам даже неизвестен год его рождения. Сложно определённо сказать, кто был его учителем. Возможно, он был последователем Андреа Орканьи, что отметил Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В архивных документах Пизы Траини впервые упоминается в 1321 году. Другой документ говорит о том, что в 1322 году Франческо Траини получил плату за работы в пизанском Палаццо Анциани. В документе от 1337 года сообщается, что Траини нанял себе подмастерье по имени Джованни сроком на три года. А в переписке от декабря 1340 года и февраля 1341 года обсуждается вопрос о хоругви, которую Траини написал для братства Лауди из пизанского собора.
Об авторстве произведений Франческо Траини среди искусствоведов и историков искусства также ведутся споры. Единственное произведение, имеющее его подпись – алтарный образ «Святой Доминик и сцены из его жизни», которую Траини написал для доминиканской церкви Святой Екатерины Александрийской в Пизе. Ещё одна картина, упоминаемая Джорджо Вазари в контексте творчества Франческо Траини – «Триумф Святого Фомы Аквинского», которая также была написана для пизанской церкви Святой Екатерины. Впрочем, в том, что касается «Триумфа Святого Фомы Аквинского», некоторые из искусствоведов сомневаются, что его автором является Траини, предполагая, что его написал Липпо Мемми. Тем не менее, однозначно определить авторство этого произведения невозможно, поэтому ряд исследователей по-прежнему относит его к творчеству Франческо Траини.
Долгое время считалось, что Траини создал фрески для крытого кладбища Кампосанто в Пизе, в том числе знаменитую фреску «Триумф Смерти», однако современные исследования опровергли это мнение, определив, что их автором является Буонамико Буффальмакко. Но, как полагают некоторые историки искусств, Франческо Траини всё же работал над фресками Кампосанто, написав Распятие, находящееся за алтарём, хотя это предположение остаётся спорным.
Распятие. Кампосанто |
Авторство других произведений приписывается Франческо Траини исходя лишь из их стилистических особенностей: «Св. Анна с Богоматерью и Младенцем» (Принстон, музей Университета), «Св. Павел» (Нанси, Музей изящных искусств), «Архангел Михаил» (Лукка, музей Вилла Гвиниджи), «Благословляющий Христос» (Музей Университета Сев. Каролины), и «Мадонна с Младенцем» (коллекция Шифф, Пиза), «Мадонна с Младенцем» (Мадрид, Прадо).
Франческо Траини. Мадонна с младенцем. ок. 1345 г. Мадрид, Прадо. |
Остановимся более подробно на алтарных образах, написанных Франческо Траини для Ордена Доминиканцев – «Святой Доминик и сцены из его жизни» и «Триумф Святого Фомы Аквинского». Как уже было отмечено выше, обе эти картины созданы для доминиканской церкви Святой Екатерины Александрийской. Этот храм был построен в XIII веке и расположен в историческом центре Пизы. Церковь примечательна не только украшающими её великолепными произведениями изобразительного искусства, но и кафедрой, с которой проповедовал Святой Фома Аквинский во время приезда в Пизу. Ко временам строительства этого храма Орден Проповедников уже стал одним из наиболее влиятельных в Католической Церкви, а строившиеся почти во всех крупных городах доминиканские церкви отличались сочетанием аскетической строгости и изысканной красоты, призванными подчеркнуть духовную мощь и влияние Ордена.
Храм Святой Екатерины Александрийской в Пизе |
Как известно, во времена расцвета готического искусства храм был центром и средоточием жизни города, его сердцем и душой. А душой храма всегда являлись алтари. Поэтому неудивительно, что к украшению алтарей зодчие и живописцы подходили особенно тщательно. Наиболее распространённым решением алтарного пространства во времена Готики было создание алтарных перегородок-полиптихов. Структура полиптихов в течение нескольких столетий почти не претерпела изменений – в центре изображалась большая по размеру фигура Святого или евангельского персонажа, а по сторонам от неё располагались образы других Святых либо сцены, связанные с деятельностью Святого, изображённого в центре. Именно такую структуру имеет полиптих «Святой Доминик и сцены из его жизни», написанный Франческо Траини предположительно в 1344-45 гг. и в настоящее время находящейся в музее Сан-Маттео в Пизе.
Франческо Траини. Св. Доминик и сцены из его жизни. 1344-45. Пиза, музей Сан-Маттео |
Джорджо Вазари так описывает это произведение Траини в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»: «Но из всех учеников Орканьи не было никого превосходнее, чем Франческо Траини, выполнившего для одного из синьоров из семейства Коша, погребенного в Пизе, в капелле Св. Доминика церкви Санта Катерина, на доске стоящего св. Доминика, высотой в два с половиной локтя на золотом поле с окружающими его историями из его жития, очень живыми, яркими и отличными по колориту».
Cв. Доминик |
В центре полиптиха находится большое изображение Святого Доминика с присущими ему иконописными атрибутами – лилией как символом чистоты и книгой, открытой на словах из 33-го Псалма: «Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас». Взгляд Святого полон отрешённости и молитвенного созерцания и, одновременно, обращён к зрителю, как бы приглашая его приобщиться к духовным благам Ордена Проповедников. Доминика окружает мерцающий золотой фон, символизирующий его сияние во славе. Над ним можно видеть образ благословляющего Иисуса, Который также держит в руке книгу, что помогает ощутить преемственность, существующую между Тем, Кто есть Истина, и великим проповедником Истины.
На боковых створках полиптиха расположены восемь панелей с изображениями сцен из жизни Святого Доминика. С левой стороны (сверху вниз, слева направо): сон Блаженной Хуаны д’Аза и рождение Доминика, Святой Доминик поддерживает Латеранскую Базилику, явление Доминику Святых Апостолов Петра и Павла, диспут с еретиками. С правой стороны: воскрешение Наполеоне Орсини, чудесное спасение утопающих, видение о Доминике, поднимающемся на Небеса; похороны Святого Доминика. Над панелями находятся изображения ветхозаветных пророков: Даниила, Исаии, Иеремии и Иезекииля.
Так как о событиях из жизни Святого Доминика уже рассказывалось в его жизнеописаниях и истории Ордена Проповедников, опишу изображения лишь вкратце, делая акцент, прежде всего, на живописных аспектах каждой из панелей.
Сон Блаженной Хуаны д'Аза и рождение Святого Доминика |
Первая панель композиционно разделена на две части. Верхняя часть повествует о чудесном сне матери Святого Доминика, Блаженной Хуаны д’Аза, о котором в «Золотой Легенде» Блаженного Иакова Ворагинского написано следующее: «И его мать, прежде чем он родился, увидела во сне, что она родила маленького щенка, который держал горящий факел во рту, и, когда он был выпущен из ёе чрева, он воспламенил весь мир» (Эту историю описывает также блаженный Иордан в Libellus de principiis). В нижней части панели можно видеть, как служанки моют уже родившегося ребёнка.
Святой Доминик поддерживает Латеранскую Базилику |
Вторая панель описывает сон папы Иннокентия ІІІ, в котором Понтифик увидел, как Святой Доминик поддерживает падающее здание Латеранской базилики, символизировавшей Церковь, пребывавшую в кризисе и нуждавшуюся в поддержке со стороны Доминика и его тогда ещё не утверждённого Ордена. Красный цвет мантии спящего Папы и разрушающейся базилики наполняет изображение драматизмом и напряжённостью, которые усиливает динамичная поза Святого Доминика.
Явление Доминику Святых Апостолов Петра и Павла |
Сцена явления Святых Апостолов Петра и Павла Святому Доминику, в отличие от предыдущей, наполнена покоем, что выражено более сдержанной цветовой палитрой, в которой преобладают розовато-серебристые оттенки. Пётр и Павел передают Доминику посох и книгу – символы проповеднической миссии основанного им Ордена (Эту легенду изобразил также блаженный Фра Анджелико).
Диспут с еретиками |
Четвёртая панель рассказывает о диспуте с еретиками, который состоялся в Фанжо, во время которого книга с доводами Святого Доминика чудесным образом поднялась из костра, оставшись невредимой, тогда как записи еретиков сгорели в огне. Изображение условно разделено на две части, между которыми находится костёр с вознесшейся над ним книгой. Доминик и его товарищ по Ордену находятся слева от костра, тогда как группа еретиков, оживлённо обсуждающих увиденное чудо, расположилась справа. Это разделение передаётся также с помощью различий в изображении архитектуры.
Воскрешение Наполеоне Орсини |
Пятая сцена посвящена воскрешению племянника кардинала Стефана, юного Наполеоне Орсини, который упал во время езды на лошади и был признан мёртвым. Нижняя часть изображения полна трагизма – женщины оплакивают погибшего юношу, их жесты выражают отчаяние и скорбь. В верхней же части панели Святой Доминик при всеобщем изумлении возвращает Наполеоне дяде-кардиналу целым и невредимым (Эту историю описывает блаженная сестра Цецилия в своей книге Чудеса св. Доминика).
Чудесное спасение утопающих |
Сцена чудесного спасения утопающих паломников, пытавшихся переправиться через реку Гаронну около Тулузы, преисполнена внутренней динамики. Композиция строится вокруг фигур Святого Доминика и сопровождавших его двух братьев-доминиканцев, к которым протягивают руки спасённые паломники. Серебристая гамма нарушается красными одеяниями нескольких паломников, что ещё более подчёркивает драматизм изображённого события (Эту легенду изобразил также Луис Борраса).
Видение о Доминике, поднимающемся на Небеса |
Видение брата-Генерала Ордена Проповедников о Доминике, который поднимался на Небеса с помощью двух лестниц, так описано в «Золотой Легенде»: «Ибо, когда он спал лёгким сном, голова склонилась к стене, он увидел, что небо открыто, и две белые лестницы спустились на землю, концы которых держали на высоте Иисус Христос и Его Матерь, и ангелы с пением спускались и поднимались по лестницам. Посреди лестниц находилось сиденье, а на сиденье сидел Святой Доминик, прикрывший голову. Иисус Христос и Его Матерь подняли лестницы на Небеса так высоко, что сидящий был поднят на Небо, после чего открытые Небеса оказались снова закрытыми. И когда тот брат пришёл в Болонью, то обнаружил, что как раз в тот день и в тот самый час, когда было видение, умер Святой Доминик». И снова Траини делит композицию панели на две части: в левой стороне мы видим, как душа Святого Доминика поднимается на Небеса, тогда как справа можно увидеть изображение спящего брата-доминиканца (Блаженный Фра Анджелико также изобразил это предание).
Похороны Святого Доминика |
На последней, восьмой, панели изображены похороны Святого Доминика. Тело Святого пребывает в окружении склонившихся над ним епископов, прелатов и братьев по Ордену, прощающихся с Домиником. Среди прибывших в Болонью был епископ Остии, в то время – легат Апостольского Престола в Ломбардии, который хорошо знал Святого Доминика и провёл похоронную церемонию при участии многих верующих, сознававших святость Доминика. Справа внизу видна группа нищих и калек, которые просят Святого о молитвенном заступничестве.
Великолепный полиптих со сценами жизни Святого Доминика не только рассказывает о чудесах Святого, но и призывает доминиканцев помнить об истории Ордена и его миссии.
Триумф святого Фомы Аквинского |
Не менее интересным является «Триумф Святого Фомы Аквинского» – картина, находящаяся в храме Святой Екатерины в Пизе, для которого и была создана. Джорджо Вазари не скупится на слова восхищения, описывая это произведение: «И в той же церкви он расписал в капелле Св. Фомы Аквинского доску темперой с прихотливыми выдумками, весьма одобренными; в середине сидит названный св. Фома, написанный с натуры; я говорю «с натуры», ибо местные братья привезли его образ из аббатства в Фоссануова, где он скончался, в 1323 году. Внизу вокруг св. Фомы, сидящего в воздухе с несколькими книгами в руках, просвещающими своими лучами и сиянием христианский народ, стоит на коленях множество всяких ученых и духовных лиц, епископов, кардиналов и пап, среди которых изображен и папа Урбан VI. В ногах у св. Фомы стоят Савеллий, Арий и Аверроэс и другие еретики и философы со своими книгами, разорванными на клочки. Названная же фигура св. Фомы помещена между Платоном, показывающим ему Тимея, и Аристотелем, показывающим Этику. Наверху – Иисус Христос, равным образом в воздухе, среди четырех евангелистов, благословляет св. Фому и как бы ниспосылает ему Святого Духа, исполняя его им и своей благодатью. Когда работа эта была закончена, она принесла и честь, и славу величайшую Франческо Траини, намного превзошедшему в ней учителя своего Андреа колоритом, цельностью и замыслом». Есть мнение, что эта картина, прославляющая святость Фомы Аквинского и ценность его учения, была написана в честь канонизации этого великого Святого в 1323 году.
Триумф святого Фомы Аквинского. Фрагмент |
Видя мерцающее золото алтарных образов, созданных живописцами Готики, современный зритель нередко упрекает Церковь тех времён в том, что такие произведения искусства являют собой непозволительную роскошь, противоречащую евангельскому идеалу бедности. Но в действительности все эти великолепные, сияющие позолотой картины были не столько стремлением к утолению чисто человеческих эстетических потребностей в прекрасном, сколько выражением устремления к Высшему, Божественному. В этом нет никакого противоречия евангельской простоте, потому что только человек с поистине простым, открытым Богу сердцем, может воспринимать красоту картины не как искушённый ценитель, а как ребёнок, не утративший способность в смирении восхищаться Божественной Красотой. В какой-то мере великолепие церковного искусства можно сравнить с драгоценным миром, которым Мария Магдалина помазывала Иисуса: «Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня…» (Мф. 26:6-7).
Когда мы отдаём Богу всё самое прекрасное, что имеем – искусство, иные таланты и даже саму жизнь – наш дар становится подобен такому драгоценному миру.
Сестра Маргарита-Иоанна OPs
Отправить комментарий