Врачевание греховных ран

7/19/2018, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Мистическое тело святой Церкви, CХIХb.

Алчущие моей славы и спасения душ, они вкушали эту пищу с наслаждением за столом святейшего креста. А мученики! Их кровь возносила благоухание пред моим ликом. Благоуханием своей крови и добродетелей, соединенных со светом их знаний, они побуждали невесту производить плоды, распространяли веру и блуждающие во мраке спешили к свету, который они излучали. Прелаты, установленные на высоких постах самим моим земным Христом, приносили Мне своей святой и добродетельной жизнью жертву праведности. Эта жемчужина праведности, оправленная в смирение и пламенную любовь, благодаря свету распознания блистала в них и в их подданных. В них, прежде всего; ибо справедливо воздавали Мне то, что Мне принадлежит, приносили Мне честь и славу. Себе же оставляли ненависть и презрение собственной чувственности. Отвращались преступлений и стремились к добродетели со всей любовью ко Мне и ближнему. Их смирение попирало гордыню. Как ангелы приступали к столу алтаря; с чистотой сердца и тела, с искренностью духа совершали жертву, пылая огнем любви. В первую очередь, поступив по справедливости сами с собой, они поступали справедливо со своими подданными; желая, чтобы они жили свято, увещевали их без рабского страха, ибо не беспокоились о самих себе, а думали только о моей славе и спасении душ. Были добрыми пастырями, подражая самому доброму Пастырю, Истине моей, которого Я вам дал, чтобы вел вас, моих овечек и отдал за вас свою жизнь (ср. Ин 10,11).

Они ступали Его следами, наказывали члены, не позволяя им гнить без исправления; увещевали, прикладывая к ранам греха мазь благости, но и наполняя её строгим огнем порицания и покаяния, более легкого или тяжкого, в зависимости от тяжести греха. Не боялись карать и говорить правду, даже под страхом смерти.

Они были истинными садовниками. С ревностью и святым страхом, они вырывали терния смертных грехов, насаживая ароматные травы добродетелей. Поэтому и их подданные жили в святой и истинной боязни и возрастали как благоуханные цветы в мистическом саду святой Церкви, поскольку они увещевали их без рабского страха, которого не знали. Свободные от яда греха, они блюли святую справедливость, порицая мужественно и без страха. Та жемчужина, которая в них сияла, разливала мир и свет в душе моих творений, и удерживала их в святой боязни и в соединении сердец. Я хочу, чтобы ты знала, что если столь огромная тьма покрывает мир, если существует такая двойственность между священниками светскими и монашествующими, между клиром и пастырями святой Церкви, единственной причиной этого является то, что погас свет праведности, и тьма несправедливости покрыла землю.

Какой бы пост не занимал человек в праве гражданском или праве божественном, нельзя удержаться на нем в состоянии благодати, без святой праведности.* Кто не наказуем и сам не наказывает, подобен члену, который начинает гнить; когда плохой лекарь прикладывает сразу только мазь к ране, а прежде не выжег её, тогда все тело заражается и гниет.

То же самое касается прелатов и других сановников, которые видят, что их подданный заражен гнилью смертного греха; если они останавливаются, приложив мазь потакания, не прибегая к порицанию, больной член никогда не исцелится, но заразит другие члены, соединенные с первым в том самом теле, под одним пастырем. А если бы они были настоящими и добрыми лекарями, каковыми были те славные пастыри, использовали бы мазь только после выжигания раны огнем порицания. А если бы член тот упорствовал в своем преступлении, отрезали бы его от общества, чтобы не заражал других заразой смертного греха.

Но они так не поступают: скорее делают вид, что ничего не видят. Знаешь почему? Ибо корень себялюбия живет в них и испускает плохой побег рабского страха. Они боятся потерять пост, временные блага и высокое положение, поэтому молчат. Поступают как слепцы, которые не знают, как удержаться на посту. Если бы они знали, что удержаться на нем можно только благодаря справедливости, блюли бы её. Но поскольку они лишены света, не понимают этого. Им кажется, что они уберегутся благодаря несправедливости, не порицая прегрешений своих подданных. Обольщает их собственная чувственная страсть, жажда власти и предводительства.

Не порицают и потому, что ощущают в себе те же самые прегрешения, или еще большие. Осознание собственных ошибок отнимает у них рвение и решительность. Связанные рабским страхом, они делают вид, что ничего не видят. А если не могут не видеть, сдерживаются от порицания, позволяя себе лесть и многочисленные подарки, даже сами придумывают оправдания, только бы не наказывать. К ним относятся слова, которые изрекла моя Истина: Слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, оба упадут в яму (Мф 15,14; Лк 6,39).

* Ср. Притч 16,12: «Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол». Ср. Письмо 123: «Говорю вам, что люди мирские не имеют другого средства для сохранения своего духовного и временного состояния, как добродетельную жизнь».

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий