Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Мистическое тело святой Церкви, CХIХс.
Папа Сильвестр и император Константин
Не так поступали и ныне еще поступают – если кто-то из них остался – мои дорогие слуги, о которых Я тебе сказал, которые имеют признаки и свойства солнца. И воистину являются солнцами. Нет в них темноты греха, нет ослепления, когда следуют учению моей Истины. Они не теплы; ибо пылают огнем моей любви. Они пренебрегают величием, почетом и мирскими удовольствиями. Кто не жаждет ни власти, ни достоинства, тот не боится их утратить и порицает с отвагой. Кто имеет чистую совесть, не боится ничего.
Поэтому ничто не оскверняло эту жемчужину в моих помазанниках, в Христах моих. Напротив, она сверкала полным блеском. Они присягали добровольную бедность, искали унижения с глубоким смирением, не обращая внимания на насмешки, обиды, сплетни, обвинения, позор, страдания и невзгоды со стороны людей. Оскорбляли их, а они благословляли и принимали все с истинным терпением, как земные ангелы и более чем ангелы, не по природе, а по призванию, благодаря сверхъестественной данной им Мною благодати раздавать Тело и Кровь Единородного Сына моего.
И воистину они ангелы. Ангел, которого Я поставил на страже вашей, уделяет вам святые и благие вдохновения. Слуги мои также были ангелами. Благость моя вверила им стражу над вами. Они не спускали очей с душ им вверенных, как добрые стражи, и побуждали в них святые и благие мысли; беспрерывно жертвовали Мне за них, в своих постоянных молитвах сладостную жажду своей любви; беспрерывно поддерживали их учением слова и примером своей жизни. Видишь теперь, что они – ангелы, установленные моей огромной любовью для вашей стражи, светильники в мистическом теле святой Церкви, уверенные проводники, способные вести вас, слепых, путем Истины, благими вдохновениями, своими молитвами, примером своей жизни, учением, как Я уже тебе говорил.
С каким смирением они руководили своими подданными и общались с ними! С какой надеждой и живой верой! Не боялись, что им и их подданным не хватит временных благ, поэтому щедро раздавали бедным богатства Церкви. Сурово придерживались обязанности делить на три части временное имущество, для собственных нужд, для убогих и для Церкви. Не откладывали ничего и после смерти не оставляли никакого имущества, некоторые даже обременяли Церковь долгами ради бедных. Такой щедрой была их любовь, таким огромным упование на Божье провидение, что рабский страх не мог к ним подступиться. Поэтому они не боялись, что им не хватит чего-нибудь временного или духовного.
Вот признак того, что душа уповает на Меня, а не на себя: она не питает рабских опасений. Те, кто уповает на самого себя, всегда боятся. Страшатся собственной тени и постоянно спрашивают, не хватит ли им неба и земли. С этими опасениями в сердце и ложным упованием, которое полагают только в своем небольшом знании, мучают себя несчастной заботой о том, как добыть и уберечь временные блага, ибо духовные, как кажется, отбросили прочь, и никто о них не заботится.
Не знают эти бедные гордецы, лишенные веры, что Я – Тот, кто заботится обо всех потребностях духа и тела, хотя провидение мое выделяет вам свою помощь согласно надежде, которую в ней полагаете (ср. Мф 7,2; Мк 4,24; Лк 6,38). Эти несчастные тщеславные не помнят, что Я – Тот, который Есть, а они – те, которых нет: своим существованием они обязаны моей благости, как и огромной благодатью, прибавленной к существованию. Поэтому напрасно трудится тот, кто охраняет город, если Я его не стерегу (Пс 126,1). Напрасным будет всякий труд, если он думает, что сохранит его собственными усилиями и своим старанием: ибо Я сам его стерегу.
Воистину, Я хочу, чтобы вы существование и благодать, которую Я прибавил к вашему существованию, стяжали в этой жизни ради практики добродетелей, закаляя свободную волю, которую получили со светом разума. Ибо Я сотворил вас без вашего участия, но без вашего участия вас не спасу. Я возлюбил вас, когда вас еще не было.
Видели это и знали об этом мои возлюбленные. Поэтому любили Меня невыразимо. В этой любви, которую питали ко Мне, уповали на Меня так безгранично, что не боялись ничего. Не боялся Сильвестр, когда предстал перед императором Константином, чтобы спорить с двенадцатью Иудеями в присутствии всего народа*. Он имел живую веру, поэтому верил, что поскольку Я с ним, никто не может взять над ним верх (ср. Рим 8,31). Точно так и все другие. Они избавлялись от всяческого страха, чувствуя, что они не одни, но имеют союзника. Пребывая в этой любви, пребывали во Мне (ср. 1Ин 4,16), и от Меня получали свет мудрости моего Единородного Сына; от Меня получали силу, чтобы противостоять князьям и тиранам мира; от Меня также получали огонь Святого Духа, участвуя в Его благости и пламенной любви. Этой любви сопутствовал и сопутствует в каждом, кто хочет принять, свет веры, надежда, мужество, истинное терпение и неустанная выдержка, даже до последней минуты смерти. Теперь видишь, что они не были одни, имели спутника и поэтому не боялись.
Боится только тот, кто чувствует себя одиноким, кто доверят только себе и лишен совершенной любви. Самое ничтожное его пугает. Он один, без Меня, который дает душе, имеющей Меня посредством любви, наивысшую безопасность. Эти славные и дорогие мои избранники доказали, что ничто не может устрашить их душу, скорее они были устрашением для людей и дьяволов, часто одолевали их мощью и силой, которую Я дал им над ними, чтобы воздать за любовь, веру и надежду, которую они полагали во Мне.
* Блаж. Иаков Ворагинский описал этот диспут папы Сильвестра в присутствии Императора Константина в 12 главе своей знаменитой Золотой Легенды.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий