Жизнеописания святых издавна служили неиссякаемым источником вдохновения для многих художников. Великолепные алтарные образы не только украшали храмы, но и являлись своего рода «иллюстрированной книгой», повествующей о наиболее удивительных событиях, прославивших святого, которому они были посвящены. Наиболее характерными в повествовательном отношении стали так называемые ретабло, распространившиеся преимущественно в Испании и представляюшие собой довольно сложную алтарную архитектурно-декоративную композицию, включающую множество панелей с изображениями, различными по сюжетам. В верхней части обычно изображалась сцена распятия, тогда как центральные и боковые панели отводились под различные эпизоды из жизни Спасителя или святых.
Одним из наиболее выдающихся художников, создававших ретабло, был каталонский мастер Луис Борраса (Luis Borrassá). Он родился в Жироне около 1360 года в семье художника и уже с раннего детства постигал секреты мастерства от своего отца. В 1383 году Луис поселяется в Барселоне, где создаёт свою студию живописи и работает вместе с учениками и помощниками. Его приезд в Барселону совпал со временем расцвета интернациональной готики – стиля, который во второй половине четырнадцатого века стал наиболее распространённым в большинстве стран Европы. В каждой европейской стране этот стиль обладал своими особенностями, сохраняя при этом общие, узнаваемые черты: красочность, изысканность и утончённость, тщательность в проработке деталей и обилие позолоченных украшений.
Важнейшей работой Луиса Боррасы стало ретабло Святой Клары, написанное в 1414-1415 годы темперой по дереву для монастыря Санта-Клара де Вик и находящееся в настоящее время в Епископском музее в Барселоне. Это ретабло, имеющее размеры 610 х 422 см состоит из множества многофигурных композиций, общее иконографические содержание которых подчеркивает важность роли францисканцев и доминиканцев в проповеди Евангелия.
Не ставя перед собой цель описать все изображения ретабло Святой Клары, остановимся на том, которое расположено справа вверху и иллюстрирует чудо, произошедшее по молитве Святого Доминика. Композиция как бы разделена на две части: с одной стороны находится группа людей, тонущих в бурном потоке зеленоватой воды, рядом с которыми можно видеть опрокинутую лодку, а с другой – Святой Доминик, протягивающий им шест и одновременно уделяющий им благословение. Рядом с Домиником – старец и юноша, внимательно наблюдающие за происходящим, а чуть в стороне от Святого некий доминиканец погружён в глубокое созерцание Священного Писания и кажется отстранённым от всего внешнего. Строгий колорит ещё более подчёркивает драматизм события.
Но кто эти люди, почему они потерпели кораблекрушение и как Доминику удалось спасти их? Чтобы ответить на эти вопросы, перенесёмся из Испании XV века во французский город Тулузу на два столетия назад. Издавна Тулуза являлась одним из важнейших пунктов на паломническом пути в Сантьяго-де-Компостела к могиле Святого Апостола Иакова, поэтому в городе всегда было немало паломников , в том числе и из дальних стран. Но в то время Тулуза была охвачена войной, которую граф Симон де Монфор вёл против графа Тулузского, поддерживавшего еретиков-альбигойцев. Военные действия не останавливали паломников, хотя им приходилось сталкиваться не только с опасностью для жизни, но и с проблемой духовного характера: дело в том, что Тулуза находилась тогда под отлучением, и вступить в этот город означало бы оскверниться. И вот, в этой сложной ситуации оказались направлявшиеся в Сантьяго английские паломники. Удивительный случай, произошедший с ними, описан в известной книге Жерара де Фрашет «Жития братьев» («Vitae Fratrum»), являющейся ценным источником о жизни Святого Доминика и становлении Ордена Проповедников. В третьей главе второй части читаем следующее:
Немолодой и достойный житель Кагора по имени Петр де Салваньяк сообщает нам о следующем инциденте, выражая готовность в случае надобности подтвердить рассказ присягой. Когда он с войском графа Симона де Монфора был на осаде Тулузы, компания английских паломников, направлявшихся к святому Иакову решила удалиться из города по той причине, что он был под интердиктом; эти пилигримы сели в легкую лодочку, чтобы переправиться на другой берег. Так как их было слишком много, числом около сорока, переполненное суденышко перевернулось, и все погрузились в воду. Услышав отчаянные крики утопающих и возгласы солдат, собравшихся на берегу, святой Доминик, молившийся в церкви неподалеку, вышел наружу и увидел, что случилось. Он повергся на землю, а потом с распростертыми руками и горькими слезами воззвал ко Господу всем сердцем, устами же молил - нет, в святом дерзновении велел спасти паломников от смерти. И на глазах крестоносцев и прочих свидетелей несчастья все до единого утопавшие поднялись на поверхность - так высоко, будто сидели на твердой земле, каждый - на том месте, где погрузился в воду; тут солдаты с берега стали протягивать паломникам копья и пики и одного за другим вытянули их на сушу невредимыми.
Об этом же чуде повествуется в книге «Жизнь Святого Доминика» Анри Лакордера:
В то время как крестоносцы стояли под Тулузой в 1211 г., несколько английскиих пилигримов, направляясь к месту погребения ап. Иакова в Компостеле и не желая вступать в подвергнутый отлучению город, сели в лодку с намерением переправиться через Гаронну. Но их было около сорока человек, и переполненная лодка опрокинулась. На крик пилигримов и солдат Доминик вышел из соседней церкви и распростерся на земле, вытянув руки крестом, умоляя Бога спасти уже исчезнувших в воде пилигримов. Помолившись, он встал и, обратившись к реке, сказал громким голосом: «Во имя Христа повелеваю вам всем выйти на берег». Тотчас же утопавшие показались на поверхности воды и, схватившись за длинные пики, которые им с берега подавали солдаты, вышли на землю.
Интересно, что среди спасённых паломников был некто по имени Лаврентий, впоследствии ставший одним из первых членов Ордена Проповедников. Так чудо, совершённое по молитве Святого Доминика, не только спасло его от гибели, но и помогло обрести призвание.
Каждое чудо, совершённое по молитве святого – не просто красивая история, поражающая воображение. Чудо – это, прежде всего свидетельство о силе молитвы и о том, что для Бога нет ничего невозможного. Такое свидетельство уже не принадлежит лишь прошлому, а остаётся актуальным во все времена, в том числе и в наши дни.
Юлия Карлова OPs
Отправить комментарий