Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. II,34-35
То же самое, как я думаю, следует сказать о добродетели. Она также имеет внутреннее деяние, а именно – стремление и склонность ко всяческому благу, а также избеганию и сопротивлению всему что плохо и неподобно добру и Богу. А чем более плох поступок, тем более он не подобен Богу, тем сильнейшее вызывает сопротивление. А чем он лучше и более подобен Ему, тем более он легок, мил и для добродетели приятен. Все ее беспокойство и страдания – если они вообще ее касаются – сводятся к тому, что это страдание, принимаемое ради Бога и каждый поступок, совершаемый во времени являются намного меньше того, чтоб она могла в них полностью явиться и показаться, а также обрести в них свое полное выражение. Укрепляет ее практика, обогащает – щедрость. Не хочу уже быть полностью без боли и волнения, хочу и жажду неустанно страдать ради Бога и ради блага других. Все ее счастье заключается в страдании ради Бога, а не в отказе от него. Отсюда эти полные добросердечия слова Христа: «блаженны страждущие ради праведности» (Мф 5,10). Не говорит: «страдавшие». Такой человек ненавидит страдание, которое уже минуло, ибо не любит такое; он ради Бога возлюбил единственно преодоление страдания и понесенный в его результате урон. Поэтому кто-нибудь такой, по-моему, ненавидит также будущего страдания, ибо оно также не настоящее. Будущее ненавидит, однако менее, чем прошедшее, ибо это последнее – более отдалено от страдания и менее ему подобно, поскольку минуло уже полностью. А то, которое должно наступить, не лишает его полностью того страдания, которое он предпочитает.
Св. Павел говорит, что ради Бога, ради умножения Его славы, хотел бы быть отлученным от Него (Рим 9,3). Некоторые утверждают, что эти слова он сказал в то время, когда еще не достиг совершенства. Я же считаю, что истекли они из совершенного сердца. Говорят также, что он жаждал отлучения от Бога только на одно мгновение. По моему же мнению, совершенный не хотел бы отлучения от Бога на один час, так же точно как и на тысячу лет. Но если причиной такого отлучения была бы воля Божья и Его слава, тысячу лет или даже вечность казалась бы ему такой же легкой, как и день или час.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий