Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. II,36-37
А вот еще один довод того, что внутреннее деяние Божественно, Богоподобно и проявляет Его свойства. Так вот, все творения, если бы даже существовало тысячи миров, не смогли бы даже на один волос превысить значением единого Бога, также (о чем уже я говорил выше) внешнее деяние, при всем его охвате, величине, длине и обширности, абсолютно не равно во благе внутреннему. Ибо оно благо своё содержит в самом себе. Поэтому внешнее никогда не сможет быть малым, если внутреннее является большим, и подобно также внешнее никогда не может быть великим и благим, если внутреннее – мало и бесполезно. Внутреннее деяние всегда заключает в себе всяческую величину, обширность и длину. Всем своим бытием только Божьему Сердцу, из него его черпает. В лоне Отца небесного появляется Сын и как Он рождается.
По-другому обстоит с деянием внешним: свою Божественную благость получает оно при посредничестве внутреннего; благость эта вышла и разлилась из Божества, тогда когда Оно снизилось, облачилось в различие, множество и сложность; но все это, как и другие этого вида формы, не исключая даже подобия, Богу далеки и чужды, ибо все они связаны с благами детальными, освещенными и созданными, в них пребывают и находят упокоение, полностью слепы на благо и свет сам в себе, а также на Единство, в котором Бог рождает единого Сына, а в нем всех тех, кто является Божьими детьми и рожденными сыновьями. В Нем (т.е. в Едином) находится источник, из которого истекает и происходит Дух Святой; от Него самого, как Духа Божьего и Бога, получаем Сына. Из этого самого Единого также истекает Дух Святой в тех всех, кто является сынами Божьими, ибо в меньшей или большей степени были рождены самим только Богом и по Его подобию и в Нем были преображены и освобождены от всяческого множества, присутствующего даже в наивысших ангелах, рассматриваемых в их природе. А если хорошо задумаемся, нужно добавить, что они были освобождены даже от блага, истины и всего того, что хотя бы только в мышлении и высказывании – заключает в себе какой-либо след или тень различия, а погрузились в самом Едином, свободным от всяческого множества и разницы, в котором также Бог Отец-Сын-Дух-Святой теряют всяческое различие и свойства, лишаются их и становятся и являются вместе с ними Единым. И это Единство дает нам счастье, а чем дальше от Него мы находимся, тем в меньшей степени мы являемся сынами и Сыном, также с тем меньшей полнотой истекает из нас и в нас Дух Святой. И наоборот: чем ближе мы находимся к Единому, тем правдивей являемся сынами и Сыном Божьим, а также правдивей истекает из нас Бог Дух Святой. Именно такой смысл слов Христа, Сына Божьего в Божестве: «кто пьет воду, которую Я даю, тот сделается источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4,14) – а св. Иоанн говорит, что Его слова относятся к Духу Святому (Ин 7,39).
Согласно своему свойству в Божестве, Сын дает только сыновнее, рожденное от Бога, источник, начало и происхождение Духа Святого – Любви Божьей, а также свойственный, истинный и полный вкус Единого – Отца небесного. Поэтому с неба отозвался голос Отца говорящего Сыну: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3,17). Ибо со всей уверенностью никто не может любить Бога любовью достаточной и чистой, кто не является Сыном Божьим. Ибо любовь, то есть Дух Святой, выплескивается и истекает из Сына, Он же любит Отца ради Него самого и в Нем, а себя самого в Отце. Поэтому какими же истинными являются слова Христа: «Блаженны убогие духом» (Мф 5,3) – что значит: в которых уже ничто не осталось от их человеческого духа, и они приходят к Отцу в полном обнажении. А св. Павел говорит: «Бог нас известил в своем Духе» (ср. Кол 1,8).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий