Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. II,38-41.
Святой Августин говорит, что лучше всего понимает Писание тот, кто, избавившись от всяческого иного духа, ищет его смысл и истину только в нем самом, то есть в том духе, в котором оно было написано и изречено, то есть в Духе Божьем*. Святой Петр говорит, что все святые прорекали в Духе Божьем (2 Петр 1,21). Согласно святому Павлу, то что есть в человеке, может познать и постичь только Дух, который в нем пребывает, а чем является Дух Божий и что есть в Боге, постичь может только тот Дух Божий, который является Богом (1 Кор 2,11). Поэтому комментарий к некоему посланию справедливо говорит, что никто не сможет понять и учить тексты св. Павла, если не имеет тот сам Дух, в котором он говорил и писал. Постоянно я скорблю о том, что простаки полностью лишенные Духа Божьего хотят судить по своему приземленному умыслу, что слышат или читают в Писании изреченным и написанным Духом Святым и в Нем, не памятуя также о следующих словах: «что невозможно человекам, возможно Богу» (Мф 19,26). Также в естественном порядке обязывает всеобщий принцип, согласно которому то, что невозможно для низшей природы, является легким и доступным для высшей.
Можно тут припомнить себе множество мыслей, который я написал выше, а особенно то, что человек благой, сын Божий в Боге рожденный, любит Его ради Него самого и в Нем. Для еще лучшего понимания этой проблемы следует также знать, что – как я это уже часто повторял – человек благой, рожденный Благом и в Боге, приобретает всяческие свойства Божьей природы**. Так вот, одна и них, согласно словам Соломона, заключается в том, что Бог все творит только ради себя самого, это значит, что нет в Нем никакого «зачем»***, вне Его самого не существует для Него никакого другого мотива для действия; все любит и совершает только ради себя самого. Поэтому если человек любит себя самого и все иное, а все что делает, не делает ради награды, славы или мира, но только ради Бога и для Его славы, это верный признак того, что он является Божьим сыном.
Еще больше скажу: Бог любит и творит все ради себя самого, это значит, что любит ради самой любви и творит ради самого творения, ибо несомненно, что если бы Бог не родил своего Сына в вечности, порождение не отождествилось бы с рождением. Поэтому святые говорят, что Сын, таким образом, родился в вечности, что постоянно еще рождается. Так же точно, если бы Бог не сотворил мир, сотворение и творение не являлось бы единым. Поэтому Бог таким образом мир сотворил, что постоянно еще неустанно его творит****. Прошлое и будущее для Бога чуждо и далеко. Поэтому, кто родился из Бога как сын Божий, тот любит Его ради Него самого, что значит ради самой этой любви, подобным образом творит ради самого творения. Любовь и творение никогда Его не утомляют, а все что любит, одной любовью любит. Поэтому истинно, что Бог есть любовь. Поэтому также я сказал выше, что человек благой всегда жаждет страдать ради Бога и никогда бы не хотел, чтобы его страдание уже принадлежало прошлому, ибо страдая, он имеет то, что любит. Наслаждается страданием ради Бога и ради Него страдает. По этой причине и именно в этом он является сыном Божьим, созданным по образу Божьему и в Нем. Ибо Бог любит ради себя самого, что значит, любит ради самой только любви и творит ради самого творения, и поэтому любит и творит неустанно. А Его деяние составляет Его природу, бытие, жизнь и счастье. Это же самое относится к сыну Божьему, то есть к человеку – в той мере, в какой он является сыном Божьим: страдание и деяние ради Бога составляют истинно его природу, бытие, жизнь, действия и счастье. Ибо так говорит Христос: «блаженны страждущие ради праведности» (ср. Мф 5,10).
К тому, что выше сказал, добавлю еще одно, а именно: благой как таковой имеет Божьи признаки не только по той причине, что он любит и действует ради Бога, которого любит и ради которого действует, но также потому, что как любящий и действующий – любит и действует также ради себя самого. Ибо тем, что он любит, является не рожденный Бог, тем же, кто любит, является рожденный Бог Сын. Так Отец есть в Сыне, а Сын в Отце и Сын составляют Одно. А о том, каким образом то что в душе наиболее внутреннее и наивысшее берет и получает Сына Божьего, а также становится Ним из лона и сердца Отца небесного – на эту тему прочитай то, что после окончания этой книги я пишу о «благородном человеке, который отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться» (Лк 19,12).
* De doctrina Christiana (PL 34, 80).
** …ein gutter Mensch von der Gutheit und in Gott geboren, in alle Eigenart göttlicher Natur eintritt. Это предложение подобно своим содержанием тезису, находящемуся в первой части 13 артикула буллы In agro dominico, и осужденному в ней как ересь.
*** Бог в действии своем по отношению к творениям является абсолютно бескорыстный, ничего не совершает для получения чего-либо от них.
**** Можно это понимать двояко: Экхарт говорит здесь о Божьем акте творения (теология называет это «активным творением» - creatio activa), который отождествляется с сущностью Бога и свободен от временной последовательности. Но можно эти слова понимать также со стороны самих творений, которые – даже начав существовать во времени, не имеют этого существования в себе и существуют только потому, что Бог их неустанно поддерживает в существовании (т.н. creatio continua).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий