Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. II,42-45.
Более того следует знать, что в природе воздействие и влияние её наивысшей, наиболее возвышенной части является милее и приятнее для каждого существа чем его собственная природа и сущность. Вода силою своей собственной природы стекает вниз и именно это является ее сущностью. Но под действием и влиянием вращающейся над нею по небу луне, отрекается и забывает о своей собственной природе и течет вверх, и это возношение легче ей дается, чем стекание. Поэтому вот в чем человек должен искать испытание своей праведности: в каждом страдании ниспосланном Богом с наслаждением и радостью он будет перечеркивать и забывать свою собственную волю и полностью отрекаться самого себя. Таким и является смысл слов Христа: «кто хочет придти ко Мне, тот должен отречься и отвергнуть себя, и отложить крест свой»* - это значит: должен отложить и оставить все, что является крестом и страданием. Ибо со всею уверенностью, если бы кто-либо полностью отрекся и отвергнул самого себя, тот ни в чём бы не мог испытать крест, боль и страдания, для того все было бы наслаждением, радостью и веселием сердца, такой воистину пришел бы и следовал за Богом. Ибо как Бога ничто не в состоянии огорчить или причинить Ему боль, так и того человека ничто не сможет огорчать или причинять боль. Поэтому в словах Христа «кто хочет придти ко Мне, пусть отречется себя, отложит крест свой и следует за Мною», следует видеть не только распоряжение, как большинство думает и говорит, но обетование и Божий намек, указывающий нам, каким образом все страдание, деятельность и жизнь человека становится для него наслаждением и радостью, а также скорее наградой, чем заповедью. Ибо такой человек имеет все, что пожелает, и не желает ничего плохого – в этом и заключается счастье. Какими же правдивыми еще раз оказываются слова Христа: «Блаженны, страждущие за правду».
В словах Господа нашего, Сына: «пусть отвергнет самого себя, отложит крест свой и придет ко Мне», еще такая заключается мысль: стань Сыном, как Я ним являюсь, рожденным Богом; стань тем самым Единым, которым Я являюсь и который обретаю в лоне и сердце Отца, месте моего обитания и пребывания. «Отче – говорит Сын – хочу, чтобы тот, кто следует за Мною и приходит ко мне, был там, где Я» (Ин 12,26). К Сыну воистину приходит только тот, кто сам Ним становится и точно также только тот, кто является Сыном, пребывает там, где пребывает тот, кто в лоне и сердце Отца образуют одно в Едином.
«Увлеку их, - говорит Отец – в пустыню, и буду говорить к сердцу их» (Ос 2,14). Сердце к сердцу, одно в Едином – вот что любит Бог; все же, что далеко от этого и чуждо Он ненавидит. Он увлекает и притягивает к Единому. Единого ищут все творения, даже самые низшие. А наивысшие познают его, вознесенные и преображенные сверх их собственной природы, ищут Единого в Едином, Единого в нем самом. Поэтому Сын хочет сказать: кто Мне служит, за Мною следует и ко Мне приходит, тот должен быть там, где я: Сыном в Отце, в Божестве.
Еще одно хочу показать утешение. Следует знать, что природа способна что-либо уничтожать, портить или даже прикасаться к чему-либо исключительно тогда, когда в том к чему она прикасается, собирается совершить что-либо лучшее. Не довольствуется произведением точно такого же блага, всегда стремится к чему-либо лучшему. Как это? Вот мудрый лекарь только тогда ранит чей-либо больной палец, когда может улучшить состояние самого пальца или даже всего человека и принести ему облегчение. Делает это тогда, когда он способен улучшить состояние и человека и пальца. А если нет такой возможности, тогда отрезает палец, для того, чтоб вылечить человека. Намного лучше пожертвовать пальцем, чтоб спасти человека, чем потерять и человека и палец. Лучше понести только один урон, чем два, особенно тогда, когда тот второй был бы несравненно большим. Знать также следует, что палец, рука и любой другой член по самой своей природе намного больше ценит человека, которому принадлежит, чем самого себя, поэтому охотно и с большой радостью терпит ради него боль и страдает. Воистину – это без всяких сомнений – что такой член, если он вообще ценит себя, то только в человеке, которому принадлежит, и ради него. Поэтому было бы верно и согласно с природой, чтобы мы самих себя любили только ради Бога и в Нем. Тогда все, что Он хочет от нас и в нас, было бы для нас легким и приятным, особенно если бы мы были уверены, что Бог тем легче переносит недостаток или урон, чем большей оказывается истекающая из них польза, которую видит и жаждет достичь. Если кто-либо не извлекает отсюда доверия к Богу, верьте мне, совершенно справедливо мучается и страдает.
* Явно не каноническая версия Мф 16,24.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий