Абрахам ван Дипенбек (нидерл. Abraham van Diepenbeeck) – один из видных представителей фламандского барокко XVII века, проявивший свой талант во многих областях изобразительного искусства – от росписи по стеклу до книжной графики. Нам же он интересен, прежде всего, как художник, который в своём творчестве неоднократно обращался к доминиканской тематике, создав ряд произведений, посвящённых Святым нашего Ордена, из которых наиболее известна картина, изображающая восемь доминиканских Святых у подножия Креста.
Дипенбек родился в 1596 году в городке Хертогенбос. Его первым учителем стал отец, который обучил его сложной и трудоёмкой технике росписи по стеклу. В 1629 году Абрахам ван Дипенбек приезжает в Антверпен, где расписывает окна кафедрального собора («Дела милосердия») и создаёт серию росписей по стеклу о жизни Святого Апостола Павла для доминиканского храма Святого Павла.
Впоследствии Дипенбек стал одним из лучших учеников и помощников Рубенса, во многом подражая стилю своего великого учителя.
В 1636 году Дипенбек становится гражданином Антверпена, а в 1638 году его принимают в гильдию Святого Луки, объединявшую художников этого города, известного своей школой живописи.
В 1641 году Абрахам ван Дипенбек получил должность директора Антверпенской Академии искусств.
После путешествия по Италии и знакомства с местными традициями в изобразительном искусстве, художник в своём творчестве начинает отдавать предпочтение живописи маслом и графике. По рисункам и наброскам Дипенбека были созданы многочисленные гравюры по меди, в том числе книжные иллюстрации.
Абрахам ван Дипенбек умер в 1675 году и был похоронен в Антверпене.
Произведения Абрахама ван Дипенбека можно найти в таких знаменитых собраниях произведений искусства как Эрмитаж, Лувр, музей Кембриджского университета и во многих других государственных и частных коллекциях.
Прежде, чем более подробно остановиться на описании картины «Восемь доминиканских Святых у подножия Креста», необходимо хотя бы кратко написать о господствовавшем в то время в европейском искусстве стиле барокко.
Барокко как стиль европейского искусства сформировался в XVI веке и охватывал собой не только живопись, но и архитектуру, музыку, литературу. В переводе с итальянского barocco означает «причудливый», что неудивительно, так как для этого стиля характерна причудливость, необычность форм.
Часто в барокко усматривают лишь светский характер, отход от прежних канонов церковной живописи и архитектуры. В действительности же можно утверждать, что католическое барокко, появившееся в эпоху Контрреформации, было своего рода «Контрреформацией в искусстве», воплощением идеи Торжествующей Церкви. Экспрессивность и чувственность барокко, преисполненного христианского мистицизма и одновременно воспевающего красоту тварного мира, были противоположны показному «аскетизму» протестантов. Не лишним будет напомнить, что, вопреки расхожему мнению, протестантизм явил собой в области культуры и искусства значительный шаг назад в сравнении с тем, что было создано в эпоху, предшествовавшую Реформации. Идеи протестантских вождей нанесли невосполнимый урон искусству тех стран, в которых они находили своих приверженцев, так как на волне ненависти ко всему, что связано с Католической Церковью, уничтожались великолепные алтарные образы мастеров Северного Возрождения, закрашивались фрески, разбивались украшавшие храмы статуи. Такое варварство пытались оправдать стремлением к «простоте». Но едва ли голые стены вели к Богу лучше, чем это и поныне делают чудом уцелевшие произведения искусства «Золотого Века» нидерландской живописи.
Подобно тому, как католические теологи Контрреформации боролись с примитивностью протестантского богословия (а ересь всегда примитивна в сравнении с Истиной), так творения мастеров католического барокко противостояли протестантской примитивизации искусства, утверждая право на существование Прекрасного.
Итак, как уже было сказано выше, одной из наиболее характерных особенностей этого стиля в искусстве была эмоциональность. Если художники Ренессанса лишь приоткрывали завесу чувственного мира человека, барокко стремилось выразить его во всей полноте, используя для этого различные живописные техники и приёмы, многие из которых были совершенно новыми. В искусстве барокко «человек внешний» и «человек внутренний» являет собой единое целое: чувства – восторг, горечь, боль, радость – уже не скрываются под внешней невозмутимостью, но обретают своё выражение в подчёркнуто экспрессивных позах, мимике, в «летящих» складках одежды и даже в состоянии природы, которая на картинах художников той эпохи редко изображалась безмятежной.
Картина «Восемь доминиканских Святых у подножия Креста» является ярким примером искусства барокко. Она была написана Абрахамом ван Дипенбеком в 1652 году как подготовительная работа для последующего создания по ней гравюры, выполненной известным гравером Адрианом Ломмелином (Adriaen Lommelin), и посвящена недавно назначенному Епископом доминиканцу Амвросию Капелло (Ambrosius Capello). Сохранился портрет Епископа, также написанный Дипенбеком.
Епископ Капелло, происходивший из семьи итальянских патрициев, переехавших некогда в Антверпен, был не только ревностным пастырем и великолепным проповедником, но и другом бедняков, которым при жизни оказывал помощь, а после кончины оставил всё своё имущество. До назначения Епископом, Амвросий Капелло был приором доминиканского монастыря в Антверпене. Братья заказали для него гравюру, чтобы таким образом отблагодарить своего бывшего приора и, одновременно, вдохновить его следовать примеру добродетелей наиболее известных доминиканских Святых. На сайте Лувра, в собрании которого находится рассматриваемая нами картина Дипенбека, имеется следующее её описание: «Святые представляют качества, к которым Епископ должен стремиться: доктринальная мудрость, преданность Марии, мужество, нравственность, усердие в пастырской работе и в проповеди, благотворительность, интеллект – и всё под знаком Креста, Verbum Cruci.»
Чтобы облегчить работу граверу, Абрахам ван Дипенбек пишет свою картину в почти монохромной технике гризайли, которая великолепно передаёт все оттенки тонов от тёмно-серого до светлого, почти белого. Впрочем, художник выходит за рамки свойственной гризайли монохромности, внося в картину тонкие оттенки цвета, придающие ей глубину и особую выразительность. Так, изображения Иисуса, Святых и древа креста имеют более тёплую цветовую гамму, тогда как маленькие ангелы по цвету сливаются с серо-голубыми тучами, словно «растворяются» в них, являя тем самым мир горний.
Присмотримся более внимательно к каждому из Святых.
Непосредственно у креста находятся Святой Доминик и Святая Екатерина Сиенская.
Святая Екатерина, получившая мистический дар приобщения к Страстям Христовым, изображена в терновом венце. На её руках, с любовью и преданностью охватывающих древо креста, видны стигматы. Взгляд Святой, погружённой в молитвенное созерцание, направлен на раны Христа.
Святой Доминик, держащий в руке лилию – символ чистоты – обращает свой взор на страдающий лик Иисуса. Он также погружён в созерцание Крестной Жертвы, но в экспрессивной позе Доминика чувствуется его стремление к тому, чтобы делиться плодами созерцания в проповеди. У ног Святого Доминика изображена собака с факелом в зубах – известный символ как самого Святого, связанный с прекрасной легендой о его рождении, так и всего Доминиканского Ордена, призванного нести миру свет Истины.
На переднем плане слева от Распятия можно видеть коленопреклонённого Святого Фому Аквинского. В руке Святого – перо, которым он готов записать то, что ему сообщает Святой Дух, изображённый в виде голубя. Такое изображение весьма характерно для иконографической традиции этого Святого, известного своими фундаментальными трудами по теологии. Книга, лежащая у ног Святого Фомы Аквинского, символизирует его богословский гений, а епископский головной убор напоминает о том, что когда Папа предложил ему стать Архиепископом Неаполя, он отказался, предпочтя остаться простым доминиканским монахом. Фома Аквинский являет собой добродетель теологической мудрости, черпающей вдохновение в Премудрости Божественной.
За Святым Фомой Аквинским стоят Святой Пётр Веронский, известный также как Пётр Мученик, и Святой Гиацинт.
Бесстрашный Святой Пётр Веронский, убитый катарскими наёмниками и до смерти сохранивший верность Христу и католическому исповеданию веры, изображён с кинжалами, которыми была рассечена его голова и проткнута грудь, и с пальмовой ветвью – символом мученичества.
Святой Гиацинт Одровонж держит в руках Пресвятые Дары и статую Богоматери, которые он спас во время пожара в Киеве, чудесным образом перенеся их через Днепр. Святой Гиацинт являет добродетели почитания Пресвятой Евхаристии и верность Пречистой Деве Марии.
Справа на переднем плане в архиепископском облачении изображён Святой Антонин, Архиепископ Флоренции, известный своим милосердием к бедным и нуждающимся. В руках Святого – весы, с которыми связана замечательная легенда. Однажды один из жителей Флоренции принёс Архиепископу Антонину корзину с фруктами, имея тайную надежду получить за это хорошее вознаграждение. Но Святой Антонин просто поблагодарил его и отпустил со словами: «Да вознаградит тебя Бог». Жертвователь, не получивший ожидаемого вознаграждения, отошёл от него недовольным. Но когда Святой Антонин узнал о причине недовольства флорентийца, он попросил, чтобы тот пришёл к нему снова. Когда жертвователь предстал перед Архиепископом, Святой Антонин повелел положить на одну чашу весов корзину с фруктами, а на другую – листок бумаги с надписью «Да вознаградит тебя Бог». Когда это было сделано, оказалось, что листок бумаги намного перевешивает корзину с фруктами.
За Святым Антонином справа от Святого Доминика можно видеть Святого Викентия Феррера, знаменитого своими вдохновенными проповедями, имевшими огромный успех. Указывая жестом на распятого Иисуса, Святой Викентий символизирует ревностность проповедника и призыв к покаянию, за что его нередко сравнивали с Иоанном Крестителем.
Стоящий рядом Святой Раймунд Пеньяфортский, благоговейно склонившийся перед Распятием, изображён пожилым человеком, так как он вступил в Орден Доминиканцев в уже почтенном возрасте, будучи одним из выдающихся знатоков канонического права. Святой Раймунд держит в руке ключ – символ его службы у Папы Римского.
Интересно, что в гравюре Адриана Ломмелина, созданной по этой картине, добавлены ещё двое доминиканских Святых – Святой Людовик Бертран и Святая Роза Лимская.
Абрахам ван Дипенбек посвящает доминиканским Святым и ряд других своих работ.
Одним из таких произведений является полная внутренней динамики «Аллегория победы над ересью»,
выполненная в смешанной технике, сочетающей акварель с тушью, чёрным мелом и белилами. Святой Доминик, держащий факел, попирает крестом фигуры со змеями в руках, изображающие ересь. Над Домиником на колеснице торжествующе восседает аллегория Церкви с Пресвятыми Дарами, над которой в виде голубя парит Святой Дух. По сторонам можно видеть символы Папской власти и Ордена Доминиканцев.
Замечателен легко и виртуозно исполненный рисунок, изображающий Святого Доминика с крестом в руке. В другой руке Доминик держит книгу и лилию. У ног Святого мы снова видим собаку с факелом, озаряющим весь мир, символически показанный в виде сферы.
Не менее интересен набросок «Мадонна, дарующая Розарий Святому Доминику», полный нежности и утончённой красоты, одновременно динамичный, благодаря диагональному построению композиции, и преисполненный внутреннего мира.
С темой этого наброска перекликается другая прекрасная графическая работа, в которой проявился незаурядный талант Абрахама ван Дипенбека как рисовальщика – «Святая Дева Мария, дающая Розарий Святому Доминику и Святому Фоме Аквинскому».
Одухотворённые образы Мадонны и Святых нарисованы с лёгкостью, присущей руке настоящего мастера.
Абрахам ван Дипенбек также создаёт несколько портретов Святого Фомы Аквинского
Итак, на примере творчества Абрахама ван Дипенбека, мы видим, что новые формы и художественные приёмы в изобразительном искусстве, появившиеся в эпоху барокко, помогли выразить извечное стремление к истинному и прекрасному, присущее человеку как творению Бога – Источника Предвечной Истины и Красоты.
Юлия Карлова OPs
Отправить комментарий