Вспоминаем бл. Антония делла Кьеза, пресвитера
Общий религиозный упадок, охвативший Италию в конце XIV века, в значительной степени вызванный Великой Западной Схизмой, расколовшей Церковь, а также ставший следствием непрекращающихся войн и эпидемий, которые все больше истощали общество, затронул также и монашеские ордена. Тем не менее, среди доминиканцев, как и среди представителей других конгрегаций, появлялись воистину светлые личности, которые посвящали всю свою жизнь возвращению Ордена к его славным истокам и строгому соблюдению Устава и монашеских правил отца-основателя святого Доминика. Среди главных «реформаторов» мы вспоминаем прежде всего святую Екатерину Сиенскую, ее верного ученика блаженного Раймонда Капуанского, избранного Генеральным Магистром в 1380 году, Джованни Доминичи, одного из основных его сотрудников. Среди величайших архитекторов этой реформы мы видим также пьемонтца, чье апостольство было поистине выдающимся.
Антонио родился в Сан-Джермано-Верчеллезе около 1394 года в знатной семье маркиза делла Кьеза ди Родди. Поначалу его отец был против желания молодого человека принять доминиканское облачение. Только когда ему исполнилось около двадцати лет, Антонио поступил послушником в монастырь Святого Павла в Верчелли, где он принес свои торжественные обеты и начал изучать философию и теологию. Чтобы получить степень лектора, необходимую для того, чтобы стать квалифицированным преподавателем, его отправили в знаменитый венецианский монастырь Святых Иоанна и Павла, куда он прибыл в самый разгар «реформистского климата». Там он провел годы своего становления, пока не был рукоположен в священники, а затем начал свое пастырское служения, продолжая учиться. Он отличался тем, что умел сочетать созерцательную жизнь со щедрой благотворительностью. Он часто соблюдал пост, и нередко проводил на молитве всю ночь.
монастырь Святых Иоанна и Павла, Венеция
После завершения учебы, когда ему было всего 28 лет, оценив его рвение, настоятели направляют его в Комо, доверив ему задание реформировать тамошний монастырь Сан-Джованни-Педемонте, также называемый «in Alto», который находился у городской стены, у подножия горы Санто-Эустичио, и включал два монастырских здания и прекрасную готическую церковь.
На своей новой родине он не ограничивался «морализаторством» общины, но и оказал благотворное влияние на жизнь всего города, разделенного политическими противостояниями после смерти Джан Галеаццо Висконти. В 1332 году в этой миротворческой миссии ему помогал известный проповедник – святой Бернардин Сиенский. Между Антонио и святым францисканцем завязалась дружба, и оба монаха вместе участвовали в миссиях, проводимых также в соседних селениях.
У отца Антонио была еще одна святая дружба с монахиней – сестрой Маддаленой Альбриччи из монастыря Сан-Андреа в Брунате (провинция Комо), основанного в 1340 году. Его роль была решающей, когда между блаженной и ее братьями возникли разногласия касательно доходов, которые по завещанию их отец оставил для удовлетворения нужд монастырской общины. Кроме того, опять же по совету блаженных, руководство этим монастырем в 1455 году перешло к реформированным августинцам, называемым Отшельниками (Ordo Eremitarum Sancti Augustini). В городе Комо блаженный Антонио оставался более десяти лет и был повторно избран приором, что было необычно.
монастырь Сан-Джованни-Педемонте на старинной карте Комо
Антонио покинул Комо, чтобы выполнить важное поручение, приняв на себя поистине удивительное апостольское обязательство. Весной 1437 года Генеральный Магистр Ордена назначил его викарием реформированной Ломбардской Конгрегации. Он оставил этот пост осенью 1439 года, а в 1440 его избрали настоятелем монастыря Сан-Доменико в Болонье, колыбели Ордена. В следующем году он второй раз был назначен генеральным викарием Ломбардской Конгрегации, а в июле присоединил к ней монастырь Санта-Мария-дельи-Анджели в Ферраре. В 1441 году его избрали настоятелем монастыря в Савоне, при этом он сохранил руководство Ломбардской Конгрегацией, в которую также входили лигурийские общины, к которым были приписаны многие братья из Комо и Павии. Отец Антонио занимал этот важный пост до тех пор, пока не принял на себя руководство монастырем Санта-Мария-ди-Кастелло в Генуе, настоятелем которого он был назначен в 1443 году.
В июне 1441 года папа Евгений IV подверг проверке важную коллегиальную церковь из-за отсутствия «cura animarum» (заботы о душах) и, следовательно, лишил каноников ее управления. Последующее введение реформированных доминиканцев встретило резкое сопротивление со стороны курии, в то время как городской магистрат поддержал братьев. Они вступили в должность 13 ноября 1442 года, за что были отлучены от Церкви. В то же время, часть имущества ректора и церкви была даже украдена, с последующим судебным процессом, который затянулся на весь 1443 год.
Реформаторская деятельность блаженного Антония неустанно продолжалась и в последующие годы: в 1444 году он был в Пьяченце в качестве настоятеля монастыря Сан-Джованни, который всего за три года сумел привести в идеальное состояние. Затем, уже в третий раз, его поставили во главе Ломбардской Конгрегации (несомненно, в марте 1446 года), но в последующие месяцы он был освобожден от своих обязанностей, поскольку достоверно известно, что 7 мая 1447 года он был настоятелем монастыря Санта-Анастасия в Верона.
Антипапа Феликс V
Посреднический опыт блаженного Антония убедил папу Евгения IV поручить ему деликатную миссию примирения с Римской Церковью последователей антипапы Феликса V, которого некоторые отцы Собора избрали в Базеле 5 ноября 1439 года, объявив законного понтифика низложенным. Антипапой был герцог Амадей VIII Савойский, который мудро управляя своим герцогством, удалился на Женевское озеро в монастырь Рипалья. Доминиканская реформа решительно поддерживала Евгения IV, и отец Антонио был ее верным защитником. Папа направил ему важное письмо, датированное 17 ноября 1446 года, когда он покинул пост приора в Пьяченце, с предложением потрудится чтобы положить конец расколу. В помощь Блаженному, который находился в то время в Савоне, понтифик назначил прославленного францисканца – отца Николо да Озимо. Это свидетельствует о весьма высоком уважении, с которым относились к отцу Антонио, хорошо известному в тех краях, где сторонники Феликса V были наиболее многочисленны. Раскол продолжался до 1449 года, даже в первые годы понтификата Николая V.
Затем отец Антонио был послан во Флоренцию, в знаменитый монастырь Сан-Марко, который был важным центр наук и сокровищницей искусства, благодаря блестящему таланту Фра Анджелико. С возведением в сан архиепископа святого Антонина Пьероцци в Сан-Марко не хватало духовного наставника. Некоторые братья также умерли от чумы, которая началась в конце 1448 года. На помощь пришла Ломбардская Конгрегация, пославшая в качестве настоятеля отца Антонио, а также группу выдающихся студентов, среди которых стоит упомянуть блаженного Андрея Пескьерского.
Сан-Марко, Флоренция
Блаженный Антоний, которого его предшественник описывал как «человека преклонного возраста, зерцало святости и монашеской жизни», стал настоятелем в 1454 году. Находим свидетельства его высокой культуре – во время его каденции монастырская библиотека пополнилась несколькими томами, а у него самого наконец появилось время посвятить себя учебе, которой ранее пренебрегал из-за постоянных и многочисленных обязанностей. С этих лет до нас доходят известия о некоторых его чудесах, в частности об исцелении ребенка, немого от рождения, которого принесли его родители.
Флорентийский период его жизни продлился недолго, и 5 сентября 1455 года Антонио вновь, в качестве генерального викария, принял на себе руководство ломбардскими реформаторами. Во время своей четвертой каденции ему удалось добиться от Генерального Магистра некоторых положений, на которых основывалась конституция новой доминиканской конгрегации: право выдвигать кандидата на викария, прежде чем приступать к выборам в соответствии с уставом. Несмотря на то, что он был уже в преклонном возрасте, в 1458 году, Блаженный был назначен реформировать монастырь в Кремоне, а в следующем году он возвращается в Комо в качестве приора. Так, в возрасте шестидесяти лет он вернулся в ларианские земли (terre lariane – провинция Комо), где память о нем все еще была жива.
Великий проповедник, неутомимый прежде всего в осуждении ростовщичества, на протяжении всей своей жизни он заботился также и о больных. Он привел к Богу бесчисленное количество душ, и никто после общения с ним не уходил, не став лучше. С юных лет он был предан Пресвятой Деве Марии, веря, что благодать призвания он получил благодаря Ее заступничеству.
озеро Комо
Одно необычайное событие относится ко времени его повторного пребывания в Комо. Однажды в его келье Богородица явилась ему вместе со Своим Сыном, которого держала на руках. Свидетелем этого был некий брат Антонио делла Вилла, который пришел к нему на исповедь и, привлеченный ярким великолепием, исходившим из приоткрытой двери кельи, увидел Мадонну, беседующую с нашим блаженным. Когда тот пришел в себя, Антонио приказал ему ничего не рассказывать о случившемся, и только после его смерти, он дал официальные показания об этом чуде. В приходской церкви Сан-Джермано (на родине блаженного) находится образ семнадцатого века, изображающий это событие.
Еще одно необычное событие относится к лигурийскому периоду: отец Антонио был вынужден постоянно переезжать из Савоны в Геную, путешествуя по морю, так как это был более короткий, но небезопасный маршрут. Однажды ночью, пираты, заметив его маленькую лодку, напали на него и схватили вместе с его товарищем. Блаженный совершенно безмятежно вверил себя судьбе, будет ли он убит или продан в рабство. Однако, на рассвете, корсары, пораженные спокойствием пленников, освободили их. Еще одно памятное событие произошло однажды, когда Антонио с товарищем ехал в Павию на осле. Часто им приходилось путешествовать ночью, а принять их на ночлег они просили только в доминиканских или францисканских монастырях. Однажды ночью, измученные холодом и снегопадом, им предложили пищу. Блаженный позаботился о том, чтобы его спутник принял ее, но сам отказался, чтобы соблюсти пост.
Сорок лет неутомимого апостольства, покаянных практик, долгих и изнурительных странствий ослабили здоровье блаженного Антония. Говорят, что, когда он вернулся в Комо в последний раз, он получил предзнаменование своей близкой смерти. Перед смертью он еще успел встретится с блаженной монахиней Маддаленой Альбричи в Брунате.
Антонио почил 22 января 1459 года. Тело его, выставленное в монастырской церкви, источало сладостный аромат, так что многие приходили почтить его, даже из ближайших сёл. Его облачения, разорванные на небольшие кусочки, раздавали верующим. Прежде чем его похоронить, его левая рука была отделена и помещена в серебряную раку и отправлена в его родно селение Сан-Джермано, чтобы дать возможность верующим почтить его реликвии. Затем его останки были помещены в ковчег в часовне Святых Апостолов, которая в последствии была посвящена ему.
Церковь Сан-Джермано, Сан-Джермано-Верчеллезе
Монастырь был закрыт в 1810 году с приходом Наполеона, и использовался как приют для бедных. В этом же году тело блаженного было перенесено в Сан-Джермано-Верчеллезе. Между 1814 и 1815 годами монастырь был окончательно снесен из-за ветхости (сейчас на его месте находится железнодорожная станция «Комо-Сан-Джованни»).
В 1819 году папа Пий VII признал культ ab immemorabili (юридический термин, используемый в каноническом праве. Применяется к привилегиям, для которых нет документальных подтверждений, но которые были действительны «с незапамятных времен» и для которых, следовательно, предполагается легитимность: «Столетнее или незапамятное владение порождает правовую презумпцию того, что привилегия была предоставлена» Канон 76 § 2). Воспоминание блаженного отмечается также 28 июля, в день перенесения его реликвий. В 1913 году на месте его рождения в Сан-Джермано была установлена мемориальная доска.
Блаженному Антонио делла Кьеза приписывают сборник проповедей Sermones varii de sanctis, de tempore, de festis, хранящиеся в Национальной библиотеке Турина.
Даниэле Болоньини
Отправить комментарий