19 января

1/19/2011, No Comment

Вспоминаем бл. Андрея Грего Пескьерского, пресвитера

Жизнь одних святых наполнена драматическими событиями, в то время как жизнь других почти не интересной для обычных людей. Совершенство добродетели, которое может достичь человек, при помощи Божьей благодати, становится итогом их земной жизни. Но от каждого святого, читая его житие, мы можем получить какой-нибудь священный урок или запечатлеть в своем сознании какую-то безупречную истину.

В житии блаженного Андрея Пескьерского мало интересного, тем не менее, его жизнь учит нас золотой истине, что человек, который посвящает все способности своего разума и энергию своей души благу своих ближних, ценен в очах Божьих, и что его наградой будет великое непостижимое.

Андрей Грего родился в начале XV века. Его родиной была Пескьера, деревня на берегу озера Гарда, на севере Италии. Родители его были бедны, но благочестивы и жизнь их была поучительной. В доказательство истинности поговорки: «дитя – отец человека», маленький Андрей был святым мальчиком, и многие предсказывали, что его последующая жизнь будет отмечена святостью.

В очень раннем возрасте он подражал святым в их самоотречении и молитве. Он не желал присоединяться к детям своего возраста в их простых забавах, а предпочитал отойти в сторону, чтобы помолиться в тишине и уединении. Во время трапезы он довольствовался самой грубой и простой пищей. Весь Великий пост он постился на хлебе и воде, и этот обычай он соблюдал до самой смерти. По мере того, как он становился старше, красота его черт и духовная краса его души возрастали. Мир предлагал ему множество соблазнительных удовольствий, он отверг их всех, чтобы всецело отдать свое сердце Богу. Ему предложили очень выгодный брак, но он отказался, поскольку уже решил жить в совершенном целомудрии.

Его отец умер, вверив ему заботу о семье. Братья жестоко обращались с ним и часто заставляли спать под открытым небом. Он же безропотно переносил их жестокое обращение, никогда не жаловался и не выказывал обиды. Его благочестивая мать, нежно любившая его, жалела его, но была бессильна защитить его от жестокости братьев.

В конце концов он осознал божественное призвание вступить в Доминиканский Орден и, получив благословение матери, отправился в Брешию, где надеялся поступить в Орден. Братья проводили его до городских ворот, чтобы попрощаться. Когда пришло время расставания, он, забыв об их недоброжелательности, преклонил перед ними колени и смиренно попросил благословить его, и отдал им свой посох, единственную вещь, которую он взял с собой из отцовского дома. Он сохранился, и в последующие времена был наделен чудодейственной силой.

Его приняли в Орден в Брешии, а оттуда направили учиться в знаменитый монастырь Сан-Марко во Флоренции.

Это было в то время, когда блаженный Антоний делла Кьеза формировал конгрегацию, в которой соблюдался Устав Ордена в его первоначальной строгости, и которая в последствии была преобразована в провинцию. Воспитанный в этой школе святости, он достиг совершенства и отличался особым духом послушания. Он никогда не терял этой добродетели, и часто можно было услышать, как он говорил, что быть послушным – то же самое, что быть святым. Не менее замечателен он был в своих занятиях и, как все истинные доминиканцы, чрезвычайно любил изучать Святое Писание.

Возведенный в сан священства, он полностью воспылал любовью к Богу и пламенным стремлением спасения душ. Блаженный Андрей начал проповедовать и сразу же стал известен своими успехами в борьбе с заблуждениями и пороками. Послушание вскоре открыло перед ним будущее поле его апостольской деятельности. Несколько братьев-доминиканцев, под руководством отца Доминика Пизанского для евангелизации Валтеллины, плодородной долины, окруженной Альпами и орошаемой рекой Адда. За два столетия до этого святой Доминик проповедовал по всей этой долине. Теперь же она стала добычей манихейской ереси и нуждалась в таких людях, как небольшая группа святых отцов, которые по приглашению Бениньо Медичи, отправились спасать народ от вечной погибели.

Блаженный Андрей был одним из отцов, избранных для этого труда настоятелями Доминиканского Ордена. Он отдал этой миссии душу и сердце. Он посвящал себя бедным, посещал их жилища, часто ночевал под крышей их скромных хижин, делил с ними скудные трапезы из грубого хлеба, каштанов и воды, спал на подстилке из хвороста. Почитаемый как святой, он приобрел огромное влияние на людей. Одного его слова было достаточно, чтобы утихомирить те народные волнения, которые время от времени возбуждают человеческие страсти. Ему передавали все споры и всегда подчинялись его решению.

Еретики смиряли свою гордыню и оставляли свои ложные воззрения, склоняясь перед его учением, побежденные скорее сладостным милосердием и непреодолимым очарованием святости, чем аргументами. Все любили этого священника, столь сурового к себе, но столь кроткого к другим. Все именовали его святым, «отцом бедных».

Дополнительным свидетельством истинности религии, которую он проповедовал, а также распространению мнения о его святости, служили совершенные им чудеса. Однажды, когда он спорил с какими-то еретиками, ему подали книгу, полную заблуждений против католической веры, особенно против почитания святых. Когда он открыл ее, о чудо! Смертоносная гадюка выползла из ее страниц, как бы свидетельствуя о яде ложных учений.

Подобно благоразумному труженику в Господнем винограднике, блаженный Андрей заботился о будущем вверенного ему народа. Зная людскую слабость, их природную склонность впадать в грех и заблуждения, он построил много церквей, основал новые приходы и несколько монастырей в Валтеллине. Среди них был знаменитый доминиканский монастырь Морбеньо, который он наполнил ревностными и образованными священниками, чтобы они служили вечным бастионом против коварных наступлений ереси и порока. Этот монастырь был его любимым домом, и когда он уставал от апостольских странствий, удалялся туда, чтобы обрести отдых и покой, в которых он так нуждался.

Его никогда нельзя было склонить к принятию какой-либо должности в Ордене. В своем сердце он питал очень нежную преданность страстям нашего Божественного Господа, каждую пятницу носил на голове венец с острыми шипами, скрытый под капюшоном своего монашеского облачения. На старинных картинах он изображен с распятием в руке, что, как предполагается, имеет отношение к какой-то чудесной милости, полученной им от Бога.

Он прожил в Валтеллине более сорока пяти лет, евангелизируя народ, путешествуя с места на место, несмотря на обильные снегопады, пока, узнав из Божественного откровения о своей приближающейся смерти, не вернулся в монастырь Морбеньо, где, приняв последние таинства, предал свою душу в руки своего Создателя 18 января 1485 года.

Его тело, источавшее благоухание, было погребено без особых церемоний, и над его могилой не был воздвигнут памятник. Но когда у его гробницы стали происходить чудеса, его реликвии, в 1497 году, были торжественно перенесены в часовню св. Роха и помещены в дорогой саркофаг. Над алтарем был помещен образ святого, окруженный лучами света, со следующей надписью: «Блаженный Андрей Пескьерский, молись о нас».

Полтора века спустя, в 1630 году, в Валтеллине вспыхнула эпидемия чумы. Члены городского магистрата Морбеньо от имени всех жителей, прося заступничества блаженного Андрея, дали обет оплатить все расходы по перенесению его реликвий в еще более прекрасную гробницу. Чума совершенно утихла, и, исполняя данный обет, епископ в торжественной процессии пронес реликвии по городу, богато украшенному по этому случаю, после чего они были снова положены в доминиканской церкви. Его культ был одобрен папой Пием VII в 1820 году.

Из книги Томаса Остина Дайсона, «Звезды в короне Святого Доминика»

No Comment

Отправить комментарий