О святой Маргарите Венгерской

1/18/2011, No Comment

Из канонизационной буллы Папы Пия XII (AAS 36,1944, рр.33-40).

Маргарита принадлежала к венгерскому королевскому роду Арпадов, который только в одном XIII веке дал Церкви Божьей четырёх иных жён прославившихся святостью жизни: святую Елизавету, её двоюродную сестру бл. Агнессу Пражскую и дочерей короля Белы IV – Кунегунду и Иоланту, чей культ был утверждён Апостольским Престолом.

Маргарита была ребёнком набожных родителей: Белы IV, короля Венгрии и королевы Марии Ласкарис. Зачатое дитя родители посвятили Богу, как жертву умилостивления ради спасения и освобождения королевства. Их молитвы и обеты были услышаны. Благая мать, памятуя об обещании, отдала дочь, которой не было еще и четырёх лет, в монастырь сестёр Ордена святого Доминика в Веспрем, чтобы с самого детства она привыкала к монастырскому уставу и тем лучше служила Богу.

Здесь, забыв о том, что она родом из королевской семьи, Маргарита от всего своего сердца соделалась ученицей Креста. Она была столь преисполнена покорности и послушания, что все сёстры окружали её самой нежной любовью. Не смотря на молодость, она отличалась ангельским почитанием Иисуса Христа и Матери Божией. Сияла благородством нрава и чистотой души.

Король, её отец, построил на Дунае монастырь во славу Пресвятой Девы Марии, чтобы спокойней и с большей уверенностью испрашивать помощи Божией для себя и своего королевства. Он позаботился о том, чтобы среди других дев, посвящённых Богу, там оказалась и его дочь, Маргарита, которую он любил более других своих детей, усматривая в ней душу святую и угодную Богу.

В ту пору Маргарита отказалась выйти замуж за некого благородного польского князя и в возрасте двенадцати лет принесла свои торжественные монашеские обеты достопочтенному Магистру Ордена Гумберту. Кроме того, когда король Богемии, усиленно просил её руки, она пожелала публично обручиться со Христом, чтобы всеми силами сохранить свою верность Божественному Жениху и навсегда пресечь все домогательства её руки. Она обратилась с настойчивой просьбой к епископу Эштергома и из его рук получила священный покров.

Обручившись, таким образом, с Женихом дев, она всеми силами старалась уподобиться Царю мучеников, отрёкшись от мира и себя самой и умерщвляя плоть. Она всегда ходила в самом плохом платье и просила дать ей самую неблагодарную работу, а самой большой радостью считала уборку, приготовление пищи и частое ношение тяжестей. Она служила больным сёстрам и служанкам, к которым другие боялись приближаться из боязни заразиться, с такой большой любовью и жертвенностью, что в одиночестве делала для них всю самую чёрную и неприятную работу.

Со слезами размышляла она над тайнами страстей Господних и всё сильнее жаждала мученичества. И хотя охотнее всего она раскрывала своё сердце перед Христом, сокрытым в Пресвятых Дарах или изображённым на кресте, всё же молилась везде и почти без перерыва. Часто к обязательным молитвам она присоединяла всю псалтирь, молитвы к Богу Отцу или Святому Духу или же к любимой ею Богородице.

Чтобы угасить гнев Всемогущего и вымолить для своего народа Божье милосердие, она «плакала ещё сильнее и умерщвляла плоть свою постами и власяницей, каясь как бы за грехи всех людей, которые недостойно ведут себя по отношению к Богу и сострадая притесняемым. Она всецело предавалась усиленной молитве, прося о том, чтобы Иисус Христос своей десницей защищал невинных и святую Матерь Церковь, которую Он Своею кровью собрал воедино».

Однако Маргарита не ограничивалась лишь тем, что возносила горячие мольбы к Богу или сурово умерщвляла плоть. Пылая апостольским рвением и укреплённая геройским мужеством, она не боялась порицать несправедливость, совершаемую кем-либо, даже если это был человек, обладавший самой большой властью или достоинством.

Маргарита в третий раз отвергла предложение замужества, открыто заявив, что хочет сохранить свою девственность для Господа Иисуса Христа. А Божественный Жених, всегда верный и великодушный, нашёл Себе достойную обитель в сердце рабы Своей, и в изобилии преисполнил её Своими сверхъестественными дарами, соделав её товарищем Своих страданий и соучастницей утешения, как при жизни, так и после смерти.

Перевод: о. Юрий Дорогин ОР

No Comment

Отправить комментарий