18 января

1/18/2011, No Comment

Вспоминаем святую Маргариту Венгерскую, деву

Тревожное было время… Свинцовое небо каменным грузом повисло над землёй. А на земле: голод, боль, кровь и смерть. Сожженные селения и разграбленные города, стон и вопль измученных людей — такой была картина середины XIII века в Венгрии. Да и Хорватию подобная беда не прошла стороной: полчища монголов устремились на эти земли, все уничтожая на своём пути. И простые, и знатные люди пытались бежать из захваченных поселений в безопасные места. Вот и королю Венгрии, Беле, его детям и супруге пришлось бежать из родных краёв в замок Клиш, который находился в одном из регионов Хорватии — Далмации.

Сложнее всего приходилось несчастной королеве Венгрии — Марии Ласкарис (дочери византийского императора). В те нелегкие времена Мария носила под сердцем ребёнка и желала, чтобы он родился здоровым.

Жизнь короля, его семьи была под угрозой, как и судьба всей Венгрии.

Во время пребывания королевской семьи в Клише скончались двое детей Белы и Марии — Маргарита, а после Каталин, что стало немалым ударом по эмоциональному состоянию венценосных супругов. Однако Мария скоро должна была родить ребёнка, который стал для королевской семьи, да и всей Венгрии, надеждой на спасение. Здесь, в мрачном замке Клиш, одним холодным зимним вечером родители ещё не увидевшей свет малышки торжественно обещали Господу: если Милосердный Христос спасёт Венгрию от нашествия монголов, то жизнь ребёнка будет посвящена Богу. Спустя немного времени, 27 января 1242 года, появилась на свет милая девочка, которой дали имя Маргарита.

Венгрия в опасности

Прежде чем продолжить увлекательную историю Маргариты, поговорим немного о истории Венгрии и какие события привели страну к подобным состоянию.

В 1000 году племенной князь Вайк, который правил венгерскими землями, принял католичество, имя Иштван (Стефан) при крещении и титул короля. Иштван I (1000—1038) окончательно превратил мадьярский союз племён, существовавший до то того времени, в средневековое европейское королевство, разделил страну на комитаты, во главе их стояли королевские чиновники — ишпаны.

Он ревностно насаждал католичество, подавил мятеж в Трансильвании, ввёл свод законов, отменил рабовладение.

Долгие годы Венгерское королевство шло к своей славе и процветанию, пока эти земли не посетила беда.

Венгерское королевство на карте 1097 года

К концу 1240 года монгольские войска, обладавшие огромной военной мощью, достигли восточных границ страны с целью захватить Венгрию.

Король заранее знал о предстоящем нападении татар: в 1237 году вождь татарских войск направил письмо королю Беле с подобными словами: «…Я знаю, что ты богатый и могущественный король, что у тебя много солдат и что ты управляешь большой страной один. Поэтому трудно тебе добровольно подчиниться мне: все же для тебя было бы лучше и целесообразнее, если бы ты добровольно подчинился мне». Однако король не обратил внимания на угрозы монголов, так как был занят другими делами.

Король Бела

Страна не была должным образом подготовлена к нападению врагов. Хотя Бела пытался отстоять границы своих владений: король отправил войска на защиту перевалов Карпат и загородил большую часть перевалов деревянными укреплениями, однако монголы легко преодолели эти препятствия.

Татарское нашествие на Венгрию началось весной 1241 года, в ходе которого монгольские войска ворвались в страну с трёх направлений.

Бела собрал довольно большую и мощную армию: около 80 000 человек, в основном наемников. 9 апреля Бела выступил из Пешта (в те времена Буда и Пешт были отдельными городами) против монголов и несколько дней следовал за отступающими монголами, которые остановились в одном из селений — Мухи и скрылись в лесу.

Монгольское нашествие на Венгрию

По приказу короля венгры разбили лагерь на берегу реки Шайо, совершенно незащищенной равнинной местности, что отражено в словах летописца: «… они расположились так, как будто все находились в узком загоне, расставив свои колесницы и щиты все вокруг, как бы для защиты лагеря… Это венгры считали сильной защитой, хотя это и было главной причиной их поражения».

На следующий день, 11 апреля, рано утром вся армия противника атаковала венгров, большая часть которых еще спала. Монголы одержали победу, а многие воины короля погибли в сражении.

Через несколько дней после битвы при Мухи противники венгров заняли Пешт, устроив жестокую резню. Зимой монголы благодаря холодам смогли переправиться через замерзший Дунай и, по татарскому обычаю, приложили усилия, чтобы схватить короля и предать смерти.

Буда и Пешт на старинной гравюре

Король Бела, опасаясь за свою жизнь и судьбу семьи, сначала бежал в Австрию, а затем в Хорватию. В 1242 Жители Сплита (города, где вначале поселилась королевская семья) посоветовали королеве с детьми удалиться в укрепленный замок Клиш, где было более безопасно.

Бегство короля Белы с семьёй

Бела не сразу последовал за семьёй, однако вскоре прибыл в Клиш, а оттуда бежал в замок Трогир (Трау), который в то время еще находился на острове. Именно в Клише произошла та самая удивительная история, где король и его супруга посвятили жизнь новорождённой дочери Богу. И Господь принял их жертву.

Замок Клиш (на холме)

Весной 1242 года монгольская армия неожиданно отступила из земель Венгрии, оставив после себя разоренную страну. Причина вывода войск до сих пор является предметом споров среди историков. Не исключено, что из-за смерти великого монгольского хана Угедея, Батый и татары поспешили на выборы нового правителя. Вполне возможно также, что монголы, как обычно для кочевых этносов, всего лишь хотели подготовиться к последующему завоеванию, потому осада 1241–1242 годов была лишь нагнетанием страха на венгров. Согласно третьей точке зрения, несмотря на потери, сопротивление страны заставило бы татар отступить, ведь они не смогли укрепить свою власть на этих землях. Так или иначе Бог услышал молитвы королевской семьи: Венгрия была избавлена от врагов, а Бела с супругой и детьми вернулись домой.

Жертва Богу

Поначалу венценосные супруги не забывали о своём обещании Господу, и потому с младенчества готовили Маргариту к монашеской жизни, рассказывая девочке о Боге и её великом предназначении.

До трёхлетнего возраста малышка росла дома, но после родители решили исполнить обещание: отдать дочь на воспитание в монастырь, чтобы она там, в смирении и послушании, всю свою жизнь служила Богу.

Однако перед супругами встал важный выбор: в какую именно обитель определить юную Маргариту? И выбор королевской семьи пал на доминиканский монастырь сент-Каталин в Весперме.

Прежде чем подробнее описать эту обитель, обратимся к истории ордена проповедников на территории Венгрии.

Доминиканцы в Венгрии

Неизвестно, как бы скоро пришли братья из ордена проповедников на венгерские земли, если бы не случилось некому Палу Болдогу (Блаженный Павел, официально не был беатифицирован) или на латыни Паулюсу Хунгарусу (Павел Венгерский) поехать в далёкую Болонью из родной Венгрии. По мнению некоторых историков, Пал происходил из богатой семьи, что и позволило ему в молодом возрасте учиться в университете Болоньи. Пал был способным студентом, после окончания университета некоторое время преподавал в этом же учебном заведении каноническое право. Так бы и оставался Пал талантливым преподавателем, если бы как-то раз не услышал проповедь святого Доминика в одной из церквей Болоньи.

Пламенные слова Доминика настолько впечатлили Пала, что он решил отречься от мира и вступить в Орден Проповедников.

Спустя несколько лет, святой Доминик разглядел в новом собрате немалый талант к проповеди слова Христа. И потому основатель ордена принял решение отправить Пала в родную Венгрию, чтобы он основал там несколько монастырей. В 1221 году фра Пал в сопровождении других четырех братьев прибыл в родные края.

Здесь монахи принялись проповедовать слово Божие, обращать язычников и еретиков к истинному христианскому учению. За необыкновенный ораторский талант последователи присвоили фра Палу почетное звание мастера слова (dux verbi).

Проповедники учения Господа основали монастыри сначала в Дьере, затем в Веспреме, а позже в ряде других городов.

Прибытие фра Пала в Венгрию

Орден вскоре приобрел такую большую популярность на территории королевства, что многие благочестивые христиане устремились в новооснованные обители.

К сожалению, жизнь брата Пала закончилась мученичеством. Во время монгольского нашествия проповедника жестоко убили, пронзив копьем. Однако наследие фра Пала осталось живо, в том числе и женский доминиканский монастырь в Весперме.

Принцесса в монастыре

Итак, король Бела и его супруга Мария отдали свою дочь Маргариту в четырехлетнем возрасте на воспитание сёстрам доминиканского монастыря сент-Каталина города Весперм. Обитель была основана в 1240 году епископом Берталаном в живописном месте на берегу реки Сед. Церковь монастыря XIII века имела длинный неф и прямозамкнутый алтарь. Перед западными воротами церкви находился притвор. Принадлежащая монастырю церковь была перестроена в стиле поздней готики на рубеже XV и XVI веков; следы некоторых стилевых особенностей, таких как остроконечные арки, все еще можно наблюдать на руинах обители сегодня.

Монастырь, вероятно, был разрушен во время первой оккупации Веспрема турками в 1552 году. Южная часть строительного комплекса полностью исчезла, и на ее месте были построены дома; северная часть, хотя и находится в руинах, к счастью, уцелела.

Руины монастыря Сан-Каталина в Весперме

Неизвестно, как юная Маргарита отреагировала на вступление в обитель. Безусловно, малышка вначале скучала по дому, родителям, братьям и сёстрам. Однако девочке нужно было привыкать к новой жизни вдали от роскоши и шумного мира, посвятив себя Господу. За юной принцессой пошла в монастырь её кормилица, Олимпиада, дабы заботиться о Маргарите пока девочка маленькая. Позже и Олимпиада примет монашеский постриг, последовав примеру воспитанницы.

Безусловно, только попав за высокие стены обители, Маргарита многого ещё не знала о религии. Согласно житию святой, однажды юная принцесса в четырёхлетнем возрасте, увидев в церкви обители распятье, спросила монахинь: кто это изображён на кресте? Сестры с благоговением ответили маленькой воспитаннице: «Это изображение креста, на котором Бог Сын Божий ради нашего искупления пролил кровь Свою». Услышав подобные слова, девочка была настолько впечатлена, что со слезами на глазах стала обнимать и лобызать окровавленные ноги распятого Христа, а после громко произнесла: «Господи, вверяюсь Тебе!» И с тех пор принцесса обрела большое почтение ко кресту Христову: где бы она ни увидела распятье, несмотря на различные обстоятельства, девочка простиралась ниц перед крестом и поклонялась ему. Позже Маргарита сделала себе маленький крестик из веточек дерева и всегда носила его с собой, время от времени целовав и прижимав к своему нежному детскому сердечку.

Остров Маргариты

Король чувствовал себя в долге перед дочерью, хотя юная Маргарита быстро адаптировалась к новой жизни в обители среди монахинь, непрестанно пребывая в молитве и послушании. Однако Бела желал сделать непростую судьбу девочки более счастливой. Потому король решил построить для дочери новый монастырь на острове Нюлак, недалеко от современного Будапешта, который позже, в XIV веке, назвали в честь принцессы-монахини Маргариты. Руководил основанием обители монах Доминиканского Ордена Михай под покровительством короля. В 1252 году, когда Маргарите исполнилось 10 лет, монастырские здания были почти достроены, и юная принцесса с другими некоторыми сёстрами смогла переехать в новую обитель. Монастырская церковь была посвящена Деве Марии.

Остров Маргариты

Вообще сама обитель очень напоминала настоящий замок за высокими каменными стенами, с несколькими башнями и готической церковью посреди комплекса, которая перестраивалась в течение нескольких столетий. Король щедро пожертвовал монастырю несколько больших владений для пользования сестрами. А Мария, супруга монарха, настояла, чтобы муж построил королевскую усадьбу рядом с обителью, дабы любящие родители могли чаще посещать свою дочь.

После окончания строительства монастыря, различные знатные семьи стали отдавать на воспитание в обитель своих дочерей, которые там обучались наукам. Некоторые девушки оставались в обители; были и те, кто возвращался к мирской жизни.

К сожалению, на сегодняшний день от обители остались лишь руины, а монахини покинули её стены во время турецкого нашествия несколькими столетиями позже.

Руины доминиканского монастыря на острове Маргариты

Девочка в хабите

В 1254 году в жизни двенадцатилетней Маргариты произошло важное событие, которое навсегда предопределило судьбу принцессы: девочка приняла постриг в новооснованной обители на острове Нюлак. Процессия была яркой и прекрасной: король повёл свою дорогую дочь к алтарю, вверяя её судьбу в руки Господа. Девочка была одета в белоснежное платье, подобное свадебному, на её золотисто-русых волосах лежал венок из душистых цветов, а в руке ярко горела свеча, как и маленькое сердечко принцессы, пылавшее любовью ко Христу, готовое всю жизнь самоотверженно служить Богу.

И вот юная принцесса произнесла наконец торжественные обеты перед Господом, её облачили в доминиканский хабит, а девочка плакала от радости, что может послужить Христу всей душой, о чём она давно мечтала, зная свое великое предназначение. Двери монастырской клаузуры закрылись, и принцесса навсегда отделилась от бренного мира тяжёлой железной решёткой. Однако сердце девочки не исполнилось горести: Маргарита была счастлива, как и её семья: и вся страна восхваляла Бога за дарованную милость.

Прибытие Маргариты на остров Нюлак, старинная гравюра

Жизнь в монастыре

После принятия пострига юная Маргарита ещё более усилила свои подвиги ради Христа, пребывая в непрестанной молитве и трудах. Поначалу более старшие сестры относились к Маргарите снисходительно, стараясь не возлагать на девушку лишних послушаний, не мучить суровыми постами и предоставить ей лучшие жилищные условия, одежду из более дорогих тканей, чем у остальных насельниц.

Однако Маргарита отвергла подобное отношение к себе: принцесса не желала, дабы её считали какой-то особенной в обители. Она часто говорила сестрам во Христе: «О, если бы Бог оказал мне такую милость, чтобы я была не королевской дочерью, а крестьянской; не дворянкой, а нищей служанкой! Насколько бы тогда легче мне было Богу служить!»

Потому девушка жила в такой же бедной, холодной келье, как и другие сёстры, облачалась в хабит из грубой ткани, а когда одежда совсем изорвалась, принцесса лишь зашивала образовавшиеся дыры.

Весь день после утренних молитв и богослужения Маргарита пребывала в трудах, не избегая самой тяжёлой работы: стирала одежду, подметала и мыла пол, готовила пищу. А в ночи девушка искренне молилась, стоя на коленях у распятья на холодном каменном полу. Также Маргарита имела обыкновение несколько раз в неделю бичевать себя плетью для умерщвления греховных помыслов, после чего на теле девушки оставались глубокие ссадины.

В трудах и молитвах тихо проходила жизнь принцессы, однако девушку ждало испытание, которого она не ожидала…

Молитва св. Маргариты, фрагмент фрески

Нарушение обещания

В течение земного пути Маргарита старалась сохранить хорошие отношения с родителями, которых она любила от всей души, несмотря на то что девушка рано была лишена их присутствия в своей жизни.

Хотя принцесса не часто желала видеться с близкими, дабы другие сёстры не обращали особого внимания на то, что она дочь короля и не превозносили девушку над иными насельницами. Потому монахиня общалась с родителями нечасто и лишь через решётку клаузуры, не желая переступать через её границу даже ради встречи с близкими.

За многие подвиги ради Христа, Господь наградил юную Маргариту даром предвидения: принцесса могла знать о каких-либо событиях задолго до их осуществления. Потому сам король Бела, её отец, нередко во время посещения монастыря советовался с дочерью по некоторым дипломатическим вопросам, пользуясь великим даром юной монахини.

Принцесса сыграла большую роль в примирении Белы с его сыном и братом Маргариты Стефаном, который был недоволен политикой отца и решил восстать против него с частью армии с целью захватить трон. Принцесса уговорами и горячей молитвой смогла примирить Белу с сыном, а Венгрия избежала междоусобной войны.

Однако, несмотря на данное Богу обещание до рождения Маргариты, на желание девушки оставаться в стенах обители, выполняя свое предназначение, король Бела решил выдать дочь замуж, дабы с её помощью установить выгодные дипломатические отношения с другими странами. Вначале король Богемии Оттокар просил руки юной прекрасной принцессы.

Однажды, посещая Венгрию, последний увидел через решётку клаузуры на службе в монастыре необыкновенной красоты монахиню с огромными голубыми глазами, тонкими чертами лица. Узнав, что монахиня — дочь короля Белы, Оттокар немедленно стал просить выдать за него замуж Маргариту. Позже на подобный шаг решился и король Польши, который также был поражен красотой принцессы.

Однако мужественная Маргарита отказала предложению королей и отца, который уверял девушку, что Папа освободит принцессу от монашеских обетов, если это необходимо для благополучия страны.

Принцесса же смело ответила Беле, что не откажется от монашеской жизни даже за все блага мира.

Слова Маргариты по этому поводу известны из её жития: «Зачем вы утомляете себя?... Я хочу, чтобы вы со стойкостью знали, что мой обет, моя вера, которую я имею, и чистота моего девства, которую мне дал Господь мой Иисус Христос, когда я был еще ребенком, так же, как и вы сами знаете, я от сердца и души посвятила себя Господу Богу и чистоте монастыря моего, не только во славу мира сего, но и выше что ни за свою жизнь, ни за свою смерть, ни хотя бы на немного, я не могу нарушить его или запятнать его».

Король не был удовлетворен ответом дочери, но насильно уводить её из монастыря не решился. После отказа принцессы выйти замуж, Бела охладел к доминиканцам, не оказывая Ордену более прежней поддержки и покровительства.

Святая Маргарита

Подвиги святой

Всю жизнь в обители сестер-доминиканок принцесса Маргарита провела в трудах, молитвах и подвигах ради Христа. Кроме того, что девушка не избегала выполнять тяжёлую работу по хозяйству, она всегда ухаживала за больными: если кто-то из сестёр захворал, Маргарита была первой у постели страждущей, стараясь облегчить боль, накормить и утешить несчастную насельницу.

Сама же принцесса часто и подолгу болела, однако старалась скрывать недуг от других сестёр обители, дабы её не положили в местный лазарет. В те далёкие времена монахи не ели мяса, но подобное послабление разрешалось во время болезни.

Маргарита же настолько желала соблюдать пост (кроме мяса она старалась реже вкушать вообще всякую скоромную пищу), что подолгу скрывала от насельниц свои недуги.

Однажды Маргарита тяжело заболела, несколько месяцев страдав кровотечением, но принцесса не сказала об этом никому, кроме одной сестры, которую попросила держать это в тайне.

Болезни с каждым годом все больше преследовали монахиню, ведь кроме сурового поста девушка нередко истязала себя, дабы умертвить греховные помыслы. С ранних лет Маргарита носила на своём теле под изорванной монашеской одеждой грубую власяницу. Также, в более сознательном возрасте, принцесса надела на хрупкое тело тяжёлую цепь, которая изранила кожу девушки и приносила большие неудобства. Однако юная монахиня, несмотря на многие болезни, посетившие её, не желала отказываться от подвигов ради спасения своей души.

Чудеса по молитвам Маргариты

Многие чудеса совершились по молитвам принцессы, однако мы поговорим лишь о нескольких из них. Самым ярким чудесным событием было воскрешение девочки — одной из воспитанниц монастыря. В пасхальную ночь Маргарита после богослужения забыла свою мантию в церкви, за которой она послала некую девочку, обучавшуюся в обители. Поскольку ночь была тёмная и очень дождливой, девочка споткнулась и упала в глубокий колодец, стоявший на территории монастыря. Несчастную долго искали насельницы и не могли найти, пока святая принцесса не принялась за молитву. Тогда девочка, вернее её хрупкое тело, показалось на поверхности воды колодца. Сестры поспешили вытащить утопленницу наружу. Однако надежды на спасение девочки уже не было: все части её тела были изломаны и покрыты гематомами. Сестры с гневом и осуждением набросились на Маргариту, ведь она косвенно стала причиной кончины девочки. Монахиня же со слезами стала молиться Господу о воскрешении несчастной. Спустя немного времени девочка восстала из мертвых, а многочисленные увечья совершенно исчезли с ее тела. После этого события девочка прожила ещё долгие годы.

Другое чудо произошло по молитвам Маргариты с одной из сестёр монастыря, которая страдала четырехдневной лихорадкой. Это заболевание — разновидность малярии. Последняя же вызывается маленькими простейшими организмами — малярийными плазмодиями, которые переносятся с помощью особых комаров, а они через укусы заражают человека. Обычно данное заболевание распространено в странах с тропическим климатом. Однако и в других местностях болезнь также может поражать людей. Симптомы малярии быстро истощают силы заболевших: высокая температура, боль в суставах, слабость и увеличение печени, потеря аппетита. Четырехдневная малярия отличается тем, что подобные приступы болезни возникают каждые четыре дня и сильно изматывают человека. Так и в нашем случае несчастная сестра страдала подобной тяжёлой хворью, лечить которую тогда не умели. От слабости, высокой температуры и боли женщина не могла подняться с кровати.

Милосердная Маргарита несколько дней ухаживала за измученной монахиней и молилась Господу о её выздоровлении. И случилось чудо: несчастная сестра быстро выздоровела и возблагодарила Бога за то, что услышал молитвы смиренной принцессы.

На пороге Вечности

Монахиня Маргарита прожила яркую, насыщенную, сложную и, к сожалению, короткую жизнь. Многочисленные подвиги ради Христа быстро истощили здоровье принцессы, и к 27 годам она была ослабленной, больной девушкой. Однако в декабре 1269 года монахиня чувствовала себя хорошо. На удивление сестёр обители, принцесса в это время стала все чаще пророчески говорить о своей смерти, девушка даже заповедовала насельницам похоронить свое тело в определённом месте на территории монастыря. Спустя немного времени, в начале января 1270 года, Маргарита тяжело заболела: принцесса мучилась от высокой лихорадки и болей. Однако монахиня, уже прикованная к постели, непрестанно молилась Господу, ожидая встречи с Тем, Кому посвятила всю жизнь.

18 января 1270 года, причастившись Святых Христовых Таин, со словами на устах «В руки Твои Господи предаю дух мой», принцесса-монахиня Маргарита скончалась, не дожив несколько дней до своего 28-летия.

На похороны подвижницы собралось множество народа, ведь Маргариту ещё при жизни почитали за святую.

После кончины принцессы, спустя несколько лет, её духовный отец — тогдашний провинциал доминиканского ордена в Венгрии фра Марцелл — написал о своей духовной дочери замечательное произведение: «Легенду о святой Маргарите».

По мнению историков, вначале легенда увидела свет в 1300 году на латыни, а лишь позднее была переведена на венгерский. Так или иначе данное произведение послужило источником прославления личности скромной принцессы-монахини.

Йожеф Молнар, картина «Смерть святой Маргариты»

Канонизация

В память о святой принцессе в 1271 году ломбардские скульпторы Альберт и Петер изваяли для тела монахини надгробье из красного мрамора. Однако, несмотря на всеобщее почитание почившей принцессы, её останки недолго находились на острове Нюлак.

Надгробье на месте захоронения св. Маргариты

После разорения обители доминиканок турками в XVI веке, мощи монахини Маргариты были перенесены в монастырь Бедных Кларис города Братиславы, а после, в 1782 году, перешли во владение графа Игнаца Баттяни, тогдашнего епископа Трансильвании, который на этом основании просил Папу издать апостольский документ, позволивший официальное почитание принцессы Маргариты.

Наконец, в 1943 году, а именно 19 ноября, Папа Пий XII канонизировал монахиню, признав её святой после долгого процесса.

На деле о канонизации были рассмотрены истории о чудесах, совершенных по молитвам Маргариты после её кончины, мы расскажем подробнее лишь о некоторые из них.

Скульптора Святой на острове Маргариты

Одна девочка пятнадцати лет была слепа от рождения, что очень огорчало ее близких, которые тратили немалые средства на лечение дитя. Как-то родители девицы услышали о почившей праведной монахине Маргарите, и три раза приводили девочку к могиле святой, прося исцеления. На третий раз отец девицы пообещал, что если дочь прозреет, то он будет поститься каждую субботу до самой смерти. Девочка чудесным образом немедленно исцелилась и смогла видеть.

Второе же из множества чудес было таким: некий язычник из города Туры (на территории Венгрии тогда существовало немало язычников), услыхав о чудесах, происходящих по молитвам почившей монахини Маргариты, пообещал, что станет христианином, если она восстановит потерянный глаз его одноглазому коню. Глаз был немедля исцелён, а он со всем семейство своим принял крещение. И многие другие чудеса произошли по заступничеству пред Богом святой Маргариты, однако о всем написать невозможно.

Фрагмент фрески, св. Маргарита

Заключение

Святая Маргарита для каждого христианина является образцом кротости, смирения и скромности.

Однако и самоотверженность не была чужда юной принцессе, ведь она, несмотря на возможность вернуться к пышному королевскому двору отца, осталась верной своему призванию.

Какими же были основные идеалы жизни принцессы-монахини? Об этом святая часто любила повторять сёстрам во Христе: «Главное любить Бога, презирать себя, никого не ненавидеть, никого не судить».

Следуя подобным четырем правилам, монахиня и прошла свой нелегкий земной путь, удостоившись вечного блаженства в Царстве Небесном со всеми святыми… Помолимся же и мы святой Маргарите, дабы она молила Господа о нас грешных в нынешнее тяжёлое время…

Молитва

Боже, Ты восхотел, чтобы по действию Святого Духа святая дева Маргарита прославилась добродетелью самоотречения. Соделай так, чтобы мы никогда не противились Твоей воле и верно исполняли угодное Тебе. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Читай также:

«Житие св. Маргариты Венгерской»

о св. Маргарите Венгерской

No Comment

Отправить комментарий