В этот день вспоминаем блаженных мучеников времен Гражданской войны в Испании: Бонавентуру Гарсия Паредеса, Гиацинта Серрано Лопеса, пресвитеров и их сподвижников.
Гражданская война в Испании в 30-х годах ХХ века, была отмечена небывалыми по своим масштабам религиозными преследованиями. В этой кровавой бойне, охватившей всю Испанию, число жертв превысило миллион, затронув людей всех возрастов и социальных классов: епископов, священников, монашествующих и мирян обоего пола. Историки установили, что в этой ужасной резне анархисты и социал-коммунисты задались целью полностью уничтожить Католическую Церковь в Испании.
11 марта 2001 года, на площади Святого Петра в Риме, папа Иоанн Павел II причислил к лику блаженных 233 испанских мучеников. Это была самая большая группа свидетелей веры, возведенных на алтари за время его понтификата. Среди этих многочисленных свидетелей веры, было 18 доминиканцев и 2 епархиальных священников, разделивших с ними венец мученичества (Гиацинт Серрано Лопес и сподвижники).
28 октября 2007 года, папа Бенедикт XVI, причислил к лику блаженных 498 мучеников, из которых 74 были представителями семьи Святого Доминика: 40 священников, 18 братьев-кооператоров, 3 брата-студента, послушница и созерцательная монахиня Второго Ордена, 7 сестер из Конгрегации Благовещенья (основанной бл. Франсиско Колл Гитартом), 2 сестры из Конгрегации Непорочного Зачатия, 2 доминиканца-мирянина. Первое место в этом списке занял Бонавентура Гарсия Паредес, бывший Магистр Ордена.
В 2013 году, на этот раз в Таррагоне, были причислены к лику блаженных еще 522 мученика, в том числе два доминиканца, брат Хосе Мария Гонсалес Солис и брат Раймундо Хоакин Кастаньо Гонсалес.
18 июня 2022 года в Кафедральном соборе Севильи были причислены к лику блаженных 27 доминиканских мучеников ХХ века в Испании. Святейший Отец Франциск одобрил беатификацию этих мучеников в декабре 2019 года. Это двадцать пять доминиканцев, преданных мученической смери в Альмагро (Сьюдад-Реаль) и Альмерии, а также доминиканец-мирянин, известный журналист, принявшему мученическую смерть в Альмерии, и монахиня из Уэскара, которая стала второй испанской доминиканской созерцательной монахиней, причисленной к лику блаженных в истории Ордена.
О каждом из этих свидетелей веры мы постараемся сказать несколько слов.
Бонавентура Гарсия Паредес родился и был крещен 19 апреля 1866 года в Кастаньедо-де-Вальдес, недалеко от Луарки в Астурии. В детстве он пас овец, мечтая о стезе своего старшего брата, который стал священником.
Начальное образование Паредес получил в родном городе и по настоянию доминиканца Эстебана Сакреста, поступил в Малую семинарию в Кориаса (в Астурии), где продолжал обучение в течение двух лет, но его слабое здоровье вынудило его вернуться домой и отдохнуть. Позже Паредес учился в Апостольской школе в Оканье (провинция Толедо), которая относилась к миссионерской Провинции Святого Розария.
30 августа 1883 года, в праздник св. Розы Лимской, он принял доминиканское облачение. Свои первые обеты он принес 31 августа следующего года, а торжественные обеты – 8 сентября 1887 года. Изучив философию и теологию в Оканье, он был направлен в Университет Саламанки для изучения гражданского права, которое он и дальше изучал, наряду с философией и литературой в университетах Валенсии и Мадрида. 25 июля 1891 года он был рукоположен в священники.
30 июня 1897 года он получил степень доктора философии в Мадридском Университете. Его диссертация носила титул: «Святой Фома Аквинский и современная эстетика. Необходимость восстановления эстетической мысли Ангельского Доктора в учении о прекрасном». В следующем году ему была присуждена степень доктора гражданского права. Диссертация также опиралась на мысль Аквината: «Церковь и государство в юридико-социальной теории св. Фомы в сравнении с современными теориями на ту де тему».
В 1899 году он был направлен в Манилу, где вскоре стал преподавателем в Университете Св. Фомы, а также директором католической газеты «Libertas», в которой также публиковал свои статьи.
В 1901 году он был избран приором монастыря Св. Фомы в Авиле, а также преподавал каноническое право в епархиальной семинарии. Также он основал среднюю школу в Сеговии, а в 1910 году его избрали приором в монастыре Св. Доминика в Оканье, но вскоре, 14 мая 1910 года, капитул, собравшийся в Маниле, избрал его провинциалом Провинции Св. Розария. В те годы это была самая большая провинция Ордена, насчитывавшая около шестисот братьев. Он приложил немало усилий, чтобы поощрить миссионерскую деятельность, посещал обширные регионы Китая, Японии и Вьетнама, знакомился с миссионерами, искал средства для строительства больниц и школ в этих регионах. Некоторые миссионерские территории в Китае и Вьетнаме он уступил другим провинциям. Также монастырь в Валенсии был отдан возрождающейся провинции Арагона. В Маниле он основал журнал «Misiones Dominicanas» и приобрел земельные участки для строительства нового кампуса Университета Св. Фомы. Он также расширил деятельность своей провинции на территорию Соединенных Штатов.
После окончания четырехлетней каденции провинциала, по настоятельной просьбе папы Пия Х, он продолжал исполнять свои обязанности. После окончания срока своих полномочий, в 1917 году он стал настоятелем монастыря Пресвятого Розария в Мадриде, а также руководил его строительством.
В течение следующих девяти лет он посвятил себя апостольству и духовному руководству. Среди его подопечных были как монахи, так и миряне, доминиканцы или представители других конгрегаций. Его советами пользовался также Антонио Маура, пятикратный президент испанского правительства.
22 мая 1926 года он был избран Магистром Ордена. Четверо членов Генерального Капитула в тот же день выехали из Оканьи в Мадрид, чтобы объявить ему о выборах и сопроводить на Капитул. Прибыв в монастырь Оканьи в тот же день, он пал ниц на землю и умолял братьев не вверять ему этот пост. Тогда брат Луис Алонсо Гетино, провинциал Испании, от имени всего капитула призвал его поверить в Божье Провидение и помощь Пресвятой Девы Розария, Святого Доминика и мучеников Провинции Святого Розария. Паредес принял этот выбор и дал клятву верно служить своим собратьям.
Прошедшая Первая Мировая Война (1914-1918) опустошила и обескровила многие европейские страны, и структуры Ордена в этих странах требовали восстановления и реорганизации. Магистр Паредес посчитал эту проблему своим первоочередным делом, о чем написал в своем первом послании к Ордену, прося об искреннем сотрудничестве и молитвенной помощи. Но мир на кануне Второй Мировой Войны не отличался стабильностью. В некоторых странах вспыхивали новые религиозные гонения. Паредес был рядом с братьями и сестрами из Мексики, во время разыгравшихся там жестоких преследований, когда некоторые сестры были вынуждены искать убежище на Кубе. То же самое он сделал для гонимых в Китае, когда в январе 1927 года была опустошена миссия в Фучжоу. Он также восстановил Провинцию Святого Гиацинта в возрожденной Польше (2 июля 1927 г.).
С большим интересом Паредес следил за работой учебных центов. Он назначил брата Поля Дорме директором Библейской Школы в Иерусалиме и лично присутствовал на его лекции о мудрости древних.
В 1927 году Паредес приобрел у итальянского правительства давний монастырь святых Доминика и Сикста в Риме, вернув его в распоряжение Ордена. Таким образом, Паредес воплотил в жизнь планы Гиацинта Кормье по созданию в этом месте Pontificium Institutum Internationale Angelicum, будущего Папского университета Святого Фомы Аквинского, Angelicum. Монастырь, который ранее (в 1575 году) был основан папой Пием V как монастырь для доминиканских монахинь, в 1873 году перешел во владение итальянского правительства в силу закона о роспуске монашеских орденов. Паредес отслужил инаугурационную мессу в начале 1928-1929 учебного года в церкви Святых Доминика и Сикста, а торжественную инаугурационную лекцию прочитал Реджинальд Гарригу-Лагранж. Паредес добросовестно выполнял свои обязанности до 1929 году, когда, по состоянию здоровья, подал прошение об отставке.
Выйдя в отставку, Паредес вернулся в монастырь Санто-Доминго в Оканье, где когда-то начинал свой монашеский путь, но при этом не прекращал активную деятельность в Ордене. Он побывал во Франции, присутствовал на Генеральном Капитуле в Риме, на выборах нового Магистра Ордена.
В середине июля 1936 года Паредес находился в Мадриде, в монастыре Святого Розария. Этот монастырь подвергся нападению в воскресенье, 19 июля 1936 года; В общине насчитывалось 15 братьев, из которых 11 были причислены к лику блаженных 28 октября 2007 года. Бонавентура покинул монастырь накануне штурма по приглашению дона Педро Эрраскина, который предлагал убежище также и другим монахам.
За месяц до этого в своем письме знакомой семье на Филиппинах он написал: «Я больше не могу преодолеть непреодолимую реальность, от которой мы страдаем. Только надеясь на милосердие Божие, можно обрести хоть какую-то надежду». Эта семья предложила ему выехать на Филиппины, но он, старый и больной, столкнулся с непреодолимыми трудностями в путешествии и заявил, что сделает это только в том случае, если его начальство в Риме позволит ему это. Он написал письмо в Рим и получил такое разрешение; его друг Педро Эрраскин подал заявление на получение паспорта, но в этом документе ему было отказано, потому что он был духовной особой.
Он был арестован 11 августа и уведен вооруженными людьми. Он признал, что является монахом и священником и полон мужества заявил: «У меня нет другого преступления, кроме того, что я священник и монах. Так хочет Божественное Провидение». Его отвезли в место пыток, называемое чека, расположенное на улице Гарсия-де-Паредес в Мадриде. На следующий день, 12 августа 1936 года, его доставили в город Фуэнкарраль и около 10 часов утра расстреляли в местечке под названием Вальдесендерин-дель-Энсинар, между Фуэнкарралем и Алькобендасом. Возле его тела были найдены его Розарий и бревиарий, которые он хранил до последнего момента. Он был похоронен на кладбище Фуэнкарраля, города, где на протяжении веков существовал монастырь Ордена.
Его останки были эксгумированы 24 октября 1940 года и перенесены в склеп церкви Святого Розария в Мадриде. В 1967 году они снова были перенесены в часовню-пантеон монастыря Св. Фомы в Авиле, где покоятся до сих пор.
Отправить комментарий