Об искушениях новициев

5/02/2016, No Comment

Из книги брата Жерара де Фрашет «ЖИТИЯ БРАТЬЕВ», Часть IV. Развитие Ордена, Глава XVI.

Диего Веласкес, Искушение св. Фомы Аквинского

Когда брат Эгидий Испанский, в миру ведший беспечальную жизнь, был еще новицием, твердая кровать и жесткий хабит служили для него тяжелым испытанием. Покаявшись в этом, он получил такой ответ от исповедника: «Брат, выноси воспоминания о своей богатой мирской жизни терпеливо и радостно - во отпущение грехов, и будь уверен, что Господь пошлет тебе утешение». Слова священника так глубоко запали ему в душу, что с того часа искушения совершенно прекратились – более того, самые вещи, прежде казавшиеся тяжкими, становились легче легкого, стоило ему вспомнить, что через них обретается отпущение грехов.

В миру брат Эгидий обладал веселым и легким нравом, но когда вступил в Орден, ему пришлось хранить молчание и воздерживаться от шутливых реплик; от этого все его существо словно бы воспламенялось изнутри, так что почти невозможным казалось сдерживать свой жизнерадостный дух. Стоило ему провести в молчании хотя бы некоторое время, у него тут же пересыхали рот и горло. Однажды благодатью Духа Святого брат Эгидий заподозрил, что, возможно, это всего только дьявольское наваждение, и принял твердое решение с того часа сохранять молчание и не выходить из кельи, даже если будет умирать от этого. В награду за сей подвиг Господь совершенно избавил брата Эгидия от прежнего легкомыслия и сделал так, что теперь молчание стало для него радостью, и он начал предпочитать уединение в келье всему остальному, совершенно от этого не утомляясь – напротив, в любви к уединению даже превзойдя остальных. Магистр Ордена узнал вышеизложенное из его собственных уст, когда они вместе лежали в лазарете в Париже; воистину, с тех пор от брата Эгидия никто более не слышал праздного слова до конца его дней – он всегда хранил святое молчание, нарушая его, только если хотел развеселить угнетенных или поговорить о небесном.

Когда брат Иоанн Тевтонский, четвертый Генеральный Магистр Ордена, препровождал знатного юного новиция из Римской провинции, по имени Фома Аквинский, в Париж ради продолжения учения, родичи юноши напали на них и похитили новиция*, надеясь на поддержку императора Фридриха, у которого состояли на службе. Они отвезли его в уединенный замок и держали там в заключении около года, предприняв все меры, чтобы никто из братьев, ни даже письма от таковых не могли достичь юноши, и в то же время пытались любым способом заставить его забыть свое святое намерение. Однако им, по благодати Божией, не удалось заставить его ни снять хабит, ни совершить что-либо противное уставу Ордена, так что, в конце концов, отчаявшись изменить его решение, родичи отпустили юношу на свободу. По возвращении к братьям новиций снова был отправлен в Париж, где стал магистром богословия и могущественным столпом премудрости в Ордене.

Новиция из Безансона** искушало вернуться в мир желание унаследовать состояние родителей – а потом он собирался сразу вернуться в Орден, принеся с собой полученные деньги. Однажды, когда он обдумывал этот план, подошел его друг, также новиций, и попросил выслушать его без обид. Получив от искушаемого заверение, что тот не обидится, друг рассказал ему следующую историю: «Прошлой ночью я увидел во сне, что явился с большим отрядом жестокий судья, по его приказу тебе накинули на шею веревку, сорвали с тебя хабит и нагим потащили на казнь, а я стоял в ужасе, не смея вмешаться из страха перед судьей и его слугами, и мог только плакать. Поэтому прошу, дорогой брат, тщательно испытай свою совесть и не позволь одолеть тебя никакому искушению». Новиций тут же связал этот сон со своим намерением и в тревоге воскликнул: «Бога ради, брат, скажи – видел ли ты, что они и впрямь меня повесили?» «Нет, - отвечал друг, - я видел только то, о чем рассказал тебе». Тогда новиций понял, что дьявол, искушая его возвращением в мир, на самом деле тащил его на адскую виселицу. Он немедленно поклялся вечно служить в Ордене Господу и Пресвятой Деве и полностью отверг мирские блага, которые только лишали его небесного наследия.

Другой новиций из того же монастыря увидел во сне Господа, который гневался на одного из его братьев, говоря: «Уходи, ибо ты нечист и не можешь жить среди чистых»! Новиций же, к которому были обращены эти слова, начал отдаляться и наконец исчез из виду. Эта загадка разрешилась на следующий день: поутру брат, так прогневивший Господа, оделся в мирскую одежду, которую ему тайно передали снаружи, и сбежал из монастыря через окно.

Еще один новиций, постоянно одолеваемый искушениями против веры, получил от наставника совет больше молиться и однажды ночью во сне услышал следующую молитву: «Боже, оправдывающий нечестивого и не желающий смерти грешника, соизволь защитить Своей небесной помощью слугу Твоего, уповающего на Твое милосердие, чтобы никакое искушение вовек не отделило его от Тебя; через Иисуса Христа, Господа нашего». Искушаемый никогда доселе не слыхал этой молитвы и не надеялся встретить ее в книгах, так что стал повторять ее про себя, пока не запомнил наизусть. Наутро он рассказал о случившемся наставнику новициата и услышал в ответ, что это молитва против искушений, предписанная миссалом. Ежедневно повторяя ее, новиций на время получил облегчение, но вскоре вражьи нападки на его веру начались снова. В это время в монастырь прибыл брат, имевший при себе несколько льняных лоскутков со следами крови, которой была пропитана туника святого Петра Веронского, бывшая на нем, когда он пострадал за веру Христову. Многие богатые горожане, прослышав, что в монастырь прибыла реликвия, приходили и просили наполнить вином сосуд, в котором хранилась ткань. Те, кто пил это вино, исцелялись от недугов. Однако помянутый новиций не мог заставить себя уверовать в чудеса. Однажды утром, когда он служил мессу, в монастырь явилась некая женщина и попросила его дать ей немного чудотворного вина. Когда он наклонил сосуд над подставленной бутылью, несколько капель пролилось на алтарный покров, а одна осталась на стенке сосуда – и так прочно пристала к нему, что позже приор не мог стереть ее кусочком ткани. Тогда новиций уверовал, что Бог сотворил это чудо, чтобы укрепить веру в нем и в других, и, сердечно возблагодарив Его, был навсегда избавлен от прежних искушений.

Новиций по имени Балдуин из монастыря в Генте, что во Фландрии***, был тяжко искушаем желанием оставить Орден, и подвигали его к тому следующие соображения. В миру он получал средства с большого прихода, которым верно управлял, а кроме того, подавал обильную милостыню; теперь же он вынужден сам питаться подаянием и не может ничего дать взамен или же помочь нуждающимся. Кроме того, здесь ему отказано в проповеди, посещении больных и выслушивании исповедей, в то время как в миру он все это делал в свое удовольствие****. Хотя братья пытались переубедить его, Балдуин все больше утверждался в намерении вернуться в свое мирское состояние. Однажды утром он заснул у алтаря Пресвятой Девы, и тут она явилась перед ним, неся в ладонях два кубка, и позвала: «Балдуин, о чем ты скорбишь? Ты жаждешь, иди же сюда и пей». Когда он отпил из предложенного кубка, преблаженная Матерь спросила: «Как тебе показалось это вино?» «Оно кисло, и на дне его осадок», - был ответ. Тогда Царица протянула ему второй кубок: «А что ты скажешь об этом вине?» «Оно прекрасно, - отозвался брат, - сладко и ароматно, и без всякого осадка». «Верно, - сказала благословенная Дева; - знай же, что как это вино превосходит предыдущее, так и нынешний твой образ жизни в Ордене превосходнее того, который ты вел в миру. Не страшись, будь мужествен; я помогу тебе». После чего видение исчезло, и брат, преодолев искушение, впоследствии стал красноречивым проповедником и много послужил Ордену.

Новиций из Санса***** страдал от подобного же искушения, и когда решил, что больше не может этого вынести, наметил поспешное бегство. Но прежде он открылся другу-новицию, который сперва пытался его отговорить, но под конец отчаялся и воскликнул: «Бедная душа, неужто ты и впрямь променяешь добро на худо? Накинь на шею свой монашеский пояс и силком оттащи себя к алтарю пресвятой Девы! И воззови к ней от всего сердца: «Госпожа, услышь твоего слугу, сохрани меня во благе и не посрами меня в надежде моей!» (Пс 118:116) Искушаемый так и поступил – и совершенно освободился.

Кто исчислит все ухищрения врага, которыми тот соблазняет новициев, чтобы те оставили святое монашество! То он искушает их непомерным рвением и строжайшим воздержанием, как было с Магистром Иорданом; то прельщает ленью и небрежением, как было с изнеженным братом, который из-за летней жары не мог спать в хабите, из-за чего Пресвятая Дева отказала ему в благословении. Враг то пытается смутить их разум чрезмерной любовью к родственникам, то подстрекает к непослушанию, отлично зная, сколь великий духовный вред это причиняет душам. Порой лукавый нарушает их душевный покой злыми мыслями и грязными сновидениями, посылает кошмары или тревожит память о плотских удовольствиях; а то обращает против новициев их же товарищей. Иногда он вводит в грехи против нищеты и искушает недолжной привязанностью к книгам и безделушкам. Я лично знавал новиция, коего - странно сказать - более всего тревожила память о собачке, которую он сам вырастил и после оставил в миру; и это мучило его больше, чем воспоминания о куда больших жертвах, принесенных им ради Ордена. Воистину, сатана всячески испытывает мужество новициев – с помощью болезней, уныния, лести, клеветы и всевозможных других уловок. Мы смело можем назвать его мастером на все руки, когда речь идет о хитростях, губящих неосторожные души. Поэтому новиции должны непрестанно бдеть – и, самое главное, искренне рассказывать обо всех своих искушениях в частых исповедях, более доверяя суждениям наставников, чем собственному мнению.

* Похищение состоялось в 1243 г, освободили Фому в 1244 г.

** Монастырь основан в 1224 г.

*** Основан в 1221 г.

**** Отсюда мы делаем вывод, что во время новициата братьям, даже имевшим священнический сан, запрещалось обычным образом совершать таинства, связанные с душпастырством (cura animarum), и проповедовать; однако, как мы видим из предыдущей истории, новициям-священникам позволялось совершать мессу частным образом согласно правилам, установленным для клира в целом.

***** Монастырь основан в 1224 г.

Перевод: Антон А. Дубинин ОPs.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий