Святая Екатерина Сиенская, жившая в Италии в 1347-1380 годы, является одной из величайших Святых, оставивших след не только в истории и духовности Ордена Доминиканцев, но и всей Церкви. Будучи простой и неграмотной девушкой, она обрела от Бога дар премудрости и сумела сделать то, что не под силу было даже учёным мужам и правителям её времени.
К образу Святой Екатерины Сиенской обращались многие художники разных времён. Однако среди всех их творений особое место занимает серия из десяти сюжетов, написанных сиенским живописцем Джованни ди Паоло, являющаяся первым циклом картин о жизни великой Святой.
Джованни ди Паоло (итал. Giovanni di Paolo di Grazia) был одним из наиболее значительных сиенских художников XV века. При этом сведений о его жизни сохранилось мало. Во многом виной тому, что художник оказался на долгое время как бы «забыт» ценителями живописи, было предвзятое отношение Джорджо Вазари, чей авторитет в области искусства казался непререкаемым на протяжении нескольких столетий. Как известно, Вазари, будучи художником-маньеристом, считал вершиной и идеалом искусство Рафаэля, Микеланджело и их последователей, тогда как творчество некоторых художников более ранних времён полагал примитивным и недостойным внимания. Несомненно, такое отношение Вазари было ошибочным и полным предубеждений во многом из-за того, что он опирался на созданные им же самим стереотипы об искусстве. Но как часто и мы сами оказываемся в «ловушке» собственных стереотипов, пытаясь понять искусство Средневековья, при этом игнорируя духовные идеи, которыми жило сообщество тех времён – идеи, без которых такое искусство предстаёт перед нами лишь яркой и красивой оболочкой, не имеющей «души». Однако без осознания всего духовного богатства религиозной жизни позднего Средневековья, вдохновлявшей не только Святых, но и художников, их искусство может вызывать восхищение, но едва ли окажется по-настоящему понято. Поэтому при взгляде на искусство тех времён важно воспринимать не только его внешнюю красоту, но и внутреннюю суть – то, чем оно было вдохновлено и ради чего оно было создано.
Но вернёмся к биографии Джованни ди Паоло. Он родился в Сиене около 1403 года, однако точный год его рождения неизвестен. Вероятно, учителем Джованни ди Паоло был Таддео ди Бартоло. К сожалению, первые работы молодого художника не сохранились. Самое раннее из сохранившихся его произведений датировано 1426 годом – это так называемый «Полиптих Печчи»,
в центре которого находилась картина «Мадонна с ангелами»,
а по бокам – створки с изображениями Святого Доминика и Святого Иоанна Крестителя; в нижнем ряду располагались евангельские сцены пределлы – «Воскрешение Лазаря», «Несение креста», «Распятие» и «Снятие с креста».
Джованни ди Паоло написал множество различных произведений как станковой живописи, так и книжной миниатюры (в частности, миниатюры к «Божественной комедии» Данте). Но в основном он работал над алтарными образами – полиптихами, состоявшими из нескольких живописных панелей, в центре которых обычно изображались сцены из жизни Иисуса Христа или Пресвятой Девы Марии, а на боковых створках – Святые. Наиболее известные его работы: «Христос в Гефсиманском саду» (Ватикан), «Мадонна «Умиление»» (Национальная Пинакотека, Сиена), «Рай» и «Изгнание из рая» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Полиптих» (Галерея Уффици, Флоренция), «Святой Николай» (Национальная Пинакотека, Сиена), «Святой Иероним» (Музей сиенского собора).
На протяжении всей своей жизни Джованни ди Паоло не покидал свой родной город, которому отдал все свои силы и таланты. Он умер в Сиене в 1482 году, не оставив после себя последователей, хотя влияние его творчества прослеживается в искусстве Пеллегрино ди Марьяно.
Джованни ди Паоло был типичным представителем сиенской школы живописи, которую почти не коснулись нововведения, свойственные флорентийскому искусству тех лет. В Сиене начала XV века ещё оставались сильны традиции, берущие начало от византийского искусства. Тем не менее, Джованни ди Паоло не следует византийским иконописным канонам в точности, а видоизменяет их, внося в свою живопись необычайное изящество, характерное для искусства итальянского Раннего Возрождения. Во многих его алтарных композициях ещё остаётся типичный для византийского искусства золотой фон как символ сияния Божественной славы, но образы Святых, благодаря мягкой игре светотеней и тщательной проработке складок одежды, обретают большую реалистичность и утончённость и кажутся пребывающими одновременно и в мире горнем, и в мире земном, осязаемом. Некоторые искусствоведы считают, что творчество Джованни ди Паоло – удивительное, сложнопостижимое, полное символов и завораживающее своей неотмирной красотой – было, в некотором смысле, предтечей сюрреализма. Но не стоит забывать, что, в отличие от сюрреалистов, Джованни ди Паоло совсем не стремился создать нечто «необычное», эпатажное – напротив, он писал то, что было близким и понятным людям того времени, воспринимавшим всё в свете Божественного.
Сцены из жизни Святой Екатерины Сиенской являются одним из наиболее значимых произведений Джованни ди Паоло. Эти сцены, написанные на деревянных панелях темперой и золотом, были заказаны для пределлы алтаря капеллы госпиталя Санта-Мария-делла-Скала в Сиене и созданы на основе первого жизнеописания Святой Екатерины Legenda Major, составленного её духовником и биографом Блаженным Раймондом Капуанским.
В центре алтарного полиптиха, написанного Джованни ди Паоло в 1447 году по заказу гильдии Pizzicaiuoli, находилась панель «Принесение во храм» (Национальная Пинакотека, Сиена).
Пределла со сценами из жизни Святой Екатерины Сиенской, как предполагается, была добавлена в алтарный полиптих позднее, в преддверии канонизации Екатерины в 1461 году. В настоящее время панели алтаря разрознены и находятся в различных музеях мира.
Цикл, посвящённый Святой Екатерине Сиенской, состоит из десяти панелей, описывающих основные моменты её жизни:
- Святая Екатерина получает доминиканский хабит.
- Святая Екатерина отдаёт свою одежду нищему.
- Чудесное причащение Святой Екатерины.
- Мистическое обручение Святой Екатерины.
- Святая Екатерина обменивается сердцем со Христом.
- Молитва Святой Екатерины о воскрешении её матери.
- Святая Екатерина диктует свои «Диалоги».
- Святая Екатерина получает стигматы.
- Святая Екатерина перед Папой Римским в Авиньоне.
- Смерть Святой Екатерины.
Рассмотрим каждую из этих сцен.
Святая Екатерина получает доминиканский хабит (Кливлендский Музей Искусств)
С самого раннего детства Святая Екатерина, бывшая 24 ребёнком в семье красильщика сукон Иакова Бенинказа, желала посвятить свою жизнь служению Богу и ближним по примеру Святого Доминика. Она постоянно молилась Богу через заступничество этого Святого, который всегда проявлял пламенную ревность о спасении душ. Однажды, как пишет Блаженный Раймонд Капуанский, Господь удостоил Екатерину удивительного видения. Она увидела во сне основателей различных Орденов, среди которых был и Святой Доминик, которого Екатерина узнала по сияющей лилии, которую он держал в руке и которая горела, но не сгорала. Все Святые основатели предлагали Екатерине избрать Орден, в котором она смогла бы более совершенно служить Богу. Она повернулась к Святому Доминику, который приблизился к ней и даровал ей хабит (то есть одеяние) Сестёр Покаяния Святого Доминика, которых было немало в Сиене. Доминик обратился к ней с такими утешающими словами: «Дочь моя, имей доброе сердце, не бойся никаких препятствий, будь мужественной; однажды наступит счастливый день, когда ты будешь одета в благочестивый хабит, которого так желаешь». Это обещание наполнило сердце Екатерины счастьем. Она благодарила Святого Доминика и проснулась от слёз радости.
Со временем это обещание исполнилось, и, несмотря на препятствие, которым был молодой возраст Екатерины, она была принята в общину Сестёр Покаяния, бывшую одной из ветвей Третьего Ордена Святого Доминика, то есть доминиканцев-мирян.
Джованни ди Паоло изобразил Святую Екатерину стоящей на коленях перед алтарём, над которым ей в сияющем свете и в окружении ангелов являются Святой Доминик, Святой Августин и Святой Франциск Ассизский, каждый из которых держит в руках одеяние своего Ордена. Екатерина протягивает руку Святому Доминику. Во всей этой сцене ощущается необычайное сочетание экспрессии и, одновременно, внутреннего мира, которым преисполнен каждый, кто обрёл своё призвание.
Святая Екатерина отдаёт свою одежду нищему (Кливлендский Музей Искусств)
Святая Екатерина всегда старалась прийти на помощь бедным и страдающим. Однажды к Екатерине обратился нищий и попросил одежду. Она отдала ему свою нижнюю шерстяную рубашку, но нищий просил, чтобы к шерстяному одеянию она дала ему полотняное бельё. Екатерина отдала ему бельё отца и братьев, а затем и рукава к полученной шерстяной рубашке. Но нищий не унимался, и попросил также одежду для своего больного товарища, после чего Екатерина сняла последнюю рубашку с себя самой. Как говорится в жизнеописании, этим нищим был Сам Иисус, испытывавший её. За это Екатерина была вознаграждена небесным одеянием, которое ей принёс Христос, после чего она, несмотря ни на какой холод, обходилась зимой, как и летом, одним единственным платьем, так как не считала себя вправе носить верхнюю одежду, пока на свете есть нуждающиеся люди.
На картине мы видим двойное изображение Святой Екатерины: справа она дарует одежду нищему, тогда как слева Сам Иисус в небесном сиянии протягивает ей одежду, являя истину о том, что на каждое милосердие, совершённое человеком, Бог отвечает ещё большим милосердием.
Чудесное причащение Святой Екатерины (Музей Метрополитен, Нью-Йорк)
Святая Екатерина Сиенская отличалась особым благоговением к Пресвятой Евхаристии. Нередко её причащение сопровождалось экстазами и чудесами. Как описывает Блаженный Раймонд Капуанский, однажды Хостия чудесным образом переместилась через весь храм к устам Святой Екатерины.
Джованни ди Паоло изображает этот момент чудесного причащения: Святая Екатерина получает Причастие из рук Самого Иисуса, в то время как священник, в изумлении смотрит на освящённую Хостию, часть которой исчезла. Золотистый свет, окружающий Христа и сопровождающих Его ангелов, перекликается с золотыми облачением священника и убранством алтаря.
Мистическое обручение Святой Екатерины (Музей Метрополитен, Нью-Йорк)
2 марта 1367 года, в последний день сиенского карнавала Святая Екатерина Сиенская удостоилась мистического обручения со Христом – её Небесным Женихом, Которого любила всем сердцем. Блаженный Раймонд Капуанский так рассказывает об этом событии:
Приближался Великий пост. Народ в эти дни устраивал глупые празднества, как бы в угоду чреву. А святая дева, уединилась в своей келье, и в постах и молитвах искала лица Возлюбленного, предаваясь молитве с великим рвением. Тогда Господь так сказал ей: «Поскольку ради Меня ты отвергаешь всякую суету и не ищешь плотских наслаждений, но всю усладу обретаешь только во Мне, Я решил торжественно обручиться с тобой, в то время как твои близкие ищут удовольствий в пирах и устраивают плотские празднества».
Господь еще говорил это, когда явилась Пресвятая Дева, Его Матерь, блаженный евангелист Иоанн, славный апостол Павел, а также Святой Доминик, отец ее Ордена, а вместе с ними пророк Давид с арфой в руках. Дева Богородица под невыразимо сладостные звуки музыки Давида, взяла своей пресвятой дланью десницу девы и протянула ее Сыну, прося Его, чтобы Он соблаговолил духовно обручиться с нею. Единородный Бог милостиво выразил Свое согласие и подал Екатерине золотой перстень, украшенный великолепным бриллиантом, который сиял среди четырех жемчужин. Надев перстень на безымянный палец девы, Господь сказал: «Се Я, твой Творец и Искупитель, заключаю с тобой духовный брак в вере. Храни ее незапятнанной до той поры, когда вовеки возрадуешься со Мной на брачном пиру на небесах. Отныне будь мужественна, дочь Моя; без промедления исполняй все, что повелит тебе Мой Промысел. Теперь ты вооружена силой веры, поэтому победишь всех врагов».
Видение исчезло, но перстень на ее пальце остался навсегда. Однако никому другому он не был видим, одна лишь святая дева видела его. Она призналась мне со смущением, что всегда видит его у себя на пальце, и ни разу не случилось так, чтобы она не видела его. (цитата приводится по книге отца Яцека Салия ОР «Доминиканские Легенды» в переводе отца Юрия Дорогина ОР)
Художнику удалось мастерски передать тожественную атмосферу мистического обручения Святой Екатерины. Картина словно залита великолепным, кажущимся неземным сиянием. В золотых лучах света мы видим основных персонажей действия: Иисуса, надевающего перстень на руку Святой Екатерины, с благоговением принимающей его от Божественного Жениха; Пресвятую Деву Марию, склонившуюся в благословляющем жесте. Справа изображены Святой Доминик, Святой Евангелист Иоанн и Святой Апостол Павел. Слева от Иисуса находятся царь Давид с арфой, Иоанн Креститель и другие Святые и ангелы.
Святая Екатерина обменивается сердцем со Христом (Музей Метрополитен, Нью-Йорк)
Однажды Святая Екатерина усердно молилась словами псалма: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс 51, 12), прося, чтобы Господь забрал её сердце и волю. Тогда ей явился Иисус, и, обняв, вынул из её груди сердце и удалился, унося её сердце с Собой. Ощущение было столь явственным, что после произошедшего Святая Екатерина не чувствовала сердца в своём теле. Через некоторое время, когда Екатерина находилась одна в часовне, Христос вновь явился ей в лучах яркого света, держа в руке лучезарное сердце, которое Он даровал ей взамен прежнего.
На картине Екатерина изображена как бы парящей над зеленовато-серебристым монастырём с розовыми крышами; её левая рука прижата к груди, тогда как в правой она протягивает своё сердце Христу. Над полуоткрытой дверью церкви можно увидеть образ Христа Страдающего - Ecce Homo.
Молитва Святой Екатерины о воскрешении её матери (Музей Метрополитен, Нью-Йорк)
Несмотря на то, что мать Святой Екатерины, Лапа Пянгенти, была простой и доброй женщиной, она не интересовалась вопросами духовной жизни. Как-то раз, когда Лапа тяжело заболела, Екатерина молила Бога о том, чтобы Он вернул ей здоровье. Но Господь сказал Екатерине, что для блага души Лапы ей было бы лучше умереть, чтобы она избавилась от предстоящих испытаний. Когда Екатерина рассказала об этом своей матери, та пришла в ужас, так как сама мысль о смерти пугала её, и упросила дочь молиться о том, чтобы Господь во что бы то ни стало сохранил ей жизнь. Иисус ответил Екатерине: «Скажи своей матери, которая не хочет покидать своё тело сейчас, что придет время, когда она будет просить о смерти с большим желанием, но не будет в состоянии получить просимое». Однако мать Екатерины не заботилась о спасении своей души и продолжала упорствовать в неповиновении Божьей воле, поэтому Господь отнял у неё жизнь, несмотря на то, что она не успела исповедаться. Тогда Святая Екатерина взмолилась ко Христу, напоминая Ему об обещании, которое Он некогда дал ей о том, что никто из её ближних не погибнет, и сказала, что не сдвинется с места, пока её мать не оживёт. Бог милости и утешения услышал её, и жизнь вернулась в тело Лапы. Она прожила до глубокой старости и умерла в возрасте восьмидесяти девяти лет, пережив многих своих сыновей и дочерей.
Джованни ди Паоло изобразил это событие, разделив композицию сцены на две части: слева Святая Екатерина молится перед распятием, над которым можно видеть являющегося ей Христа; в правой части картины видно, как мать Екатерины приподнимается с постели в окружении изумлённых родственников. Контрастные цвета – красный, чёрный, белый, золотой и серебристо-синий – подчёркивают драматизм происходящего.
Святая Екатерина диктует свои «Диалоги» (Детройтский Институт Искусств)
«Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» является основным богословским трудом, созданным Святой Екатериной на основе её мистических переживаний и откровений. Так как сама Екатерина не умела писать, она диктовала книгу своим ученикам, среди которых был её духовник Блаженный Раймонд Капуанский. Её биограф так описывает это: «Святая раба Божья сделала чудесное дело, то есть написала Книгу величиной с миссал, и написала она её в состоянии экстаза, утратив все чувства, кроме способности говорить. Бог Отец говорил, а она отвечала и сама повторяла слово Бога Отца, сказанное ей, и то, что сама она говорила или спрашивала у Него…» (из книги Антонио Сикари «Портреты Святых»)
На картине Джованни ди Паоло запечатлён момент, когда Святая Екатерина диктует «Диалоги» одному из своих учеников. Взгляд Екатерины, с любовью обращённый к Господу, её руки, в благоговении сложенные на груди – всё в её образе выражает стремление и готовность внимать Божественной Истине и передавать её людям.
Святая Екатерина получает стигматы (Музей Метрополитен, Нью-Йорк)
Во время пребывания в Пизе, в одно из воскресений после Святой Мессы, которую Блаженный Раймонд Капуанский отслужил в церкви Святой Кристины, Екатерина после причастия погрузилась в экстатическое состояние. Неожиданно она поднялась на колени и распростёрла руки. Лицо её сияло. Через некоторое время она пошатнулась, словно пораженная смертельным ударом, а ещё через какое-то время пришла в себя. Духовнику она рассказала, что удостоилась принять раны Иисуса Христа. Блаженный Раймонд Капуанский так передаёт её слова: Я спросил ее, как Господь это сделал. Она отвечала: «Я увидела Господа распятого на кресте, нисходящего ко мне в сиянии яркого света. Душа, желавшая выйти навстречу своему Творцу, приподняла тело. Тогда я увидела, что от Его пресвятых ран исходят пять кровавых лучей и устремляются к моим рукам, ногам и сердцу. Поняв смысл этой тайны, я сразу закричала: «Молю Тебя, Господи, Боже мой, чтобы эти раны не были видны на моем теле!» Когда я еще говорила это, лучи, еще не коснувшись меня, изменили свой цвет с кровавого на блестящий, и в виде чистого света, вонзились в пять мест на моем теле, то есть в руки, ноги и в сердце…».(цитата приводится по книге отца Яцека Салия ОР «Доминиканские Легенды» в переводе отца Юрия Дорогина ОР)
Святая Екатерина изображена в момент получения стигматов. Её экспрессивная поза с воздетыми ко Христу руками выражает духовный экстаз, в который погрузилась Святая и совершенное единение с Иисусом, взирающим на Екатерину с распятия. Мягкая серебристая гамма картины усиливает ощущение глубокой духовной интимности момента.
Святая Екатерина перед Папой Римским в Авиньоне (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид)
Святая Екатерина Сиенская известна не только мистическими откровениями и помощью, в том числе духовной, которую она оказывала больным и обездоленным, но и своей активной политической и миротворческой деятельностью. Одной из наиболее важных её заслуг является то, что она способствовала возвращению Пап из Авиньона в Рим. Несмотря на недовольство курии, Екатерина смогла убедить Папу Григория XI перенести Святой Престол из Франции, где Папы находились около 70 лет, обратно в Италию, утверждая, что власть Пап неотделима от их преемственности Апостолу Петру, как первому Римскому Епископу. 3 сентября 1376 г. Григорий XI навсегда покинул свой авиньонский дворец и 17 января 1377 совершил свой торжественный въезд в Рим, положив конец так называемому «Авиньонскому пленению».
Джованни ди Паоло поместил сцену в выразительный интерьер, в котором Святая и её спутница предстают перед сидящим на троне Папой Григорием XI и окружающей его свитой: тремя кардиналами и двумя секретарями. Небольшие, утончённые фигуры преисполненных внутреннего достоинства женщин в строгих чёрно-белых доминиканских одеяниях контрастируют с яркими и более крупными фигурами членов курии и декоративными мотивами, которые передают богатство папского двора в Авиньоне.
Смерть Святой Екатерины (Частная коллекция)
Святая Екатерина Сиенская скончалась в Риме в воскресенье перед Вознесением 29 апреля 1380 года в возрасте 33 лет – равном возрасту Христа, Которому беззаветно и ревностно служила всю Свою жизнь. Перед кончиной она молилась о Церкви и о своих духовных чадах, поручая их Богу и благословив знаком Креста.
Джованни ди Паоло написал сцену оплакивания Екатерины её учениками, собравшимися вокруг ложа, где Святая отошла к Господу. Тогда как её духовные братья изображены глубоко скорбящими, лицо Святой Екатерины выражает спокойствие и мир, который она обрела в Вечности.
Народное почитание Екатерины началось сразу после её кончины. Однако официально причислена к лику Святых она была только в 1461 году Папой Пием II, другим уроженцем Сиены. В 1970 году Папа Павел VI провозгласил Святую Екатерину Сиенскую Учителем Церкви.
Юлия Карлова OPs
Отправить комментарий