О тех, кого привлекла в Орден любовь к Матери Божией

4/04/2016, No Comment

Из книги брата Жерара де Фрашет «ЖИТИЯ БРАТЬЕВ», Часть IV. Развитие Ордена, Глава XIII.

Брат Танкред*, бывший приором в Риме – мы уже упоминали о нем в легенде о святом Доминике – рассказывает, как, будучи солдатом при императорском дворе в Болонье, он однажды задумался о погибельном состоянии своей души и стал молиться Пресвятой Деве, прося позаботиться о его спасении. Она же явилась ему во сне и приказала следовать за ней, говоря: «Идем отсюда в мой Орден». Пробудившись, он преклонил колени и возобновил свои молитвы – и снова заснул; во сне явились ему два мужа в одежде Братьев Проповедников; один из них, человек вида благородного, сказал: «Не ты ли просил Пресвятую Деву указать тебе путь ко спасению? Идем с нами, и ты его найдешь». Проснувшись во второй раз, он не смог вспомнить, видел ли когда-нибудь доселе такой монашеский хабит, и заключил, что все это – не более чем пустой сон. С утра он хотел прослушать мессу и попросил хозяина дома, где останавливался, указать, где здесь ближайший храм; так что поутру оба они отправились в церковь святого Николая, куда совсем недавно прибыли Братья Проповедники. Войдя в клуатр, они немедленно встретили двоих братьев, одним из которых был брат Николай, достопочтенный приор, и в нем солдат узнал наставника, явившегося ему предыдущей ночью. Это убедило его, что произошедшее – не что иное, как призвание свыше, и он, поспешно приведя свои мирские дела в порядок, вступил в Орден в том же самом монастыре.

Некий бургундский юноша часто обращался к Матери Божией с просьбой быть его наставницей и даровать ему благодать вступить в тот Орден, который она предпочитает прочим, что бы это ни было; в этом намерении юноша каждый день читал следующую молитву: «Укажи мне, о Царица, путь, по которому мне идти, ибо к тебе возношу я душу мою». Он уже было собрался в другой Орден, когда в ежедневной молитве Помощнице христиан ему открылось, что нужно вступать в Орден Проповедников. Кроме того, ученый и святой наставник сказал ему, что прежнее намерение следует позабыть и стать Проповедником, потому что этот Орден лучше всех иных на нынешний день служит нуждам Церкви. Следуя наставлению Марии, юноша отдал себя Ордену, к которому и до того был более всего привязан; и там его благочестие возрастало под действием особой благодати Ордена. Как-то ночью он лежал без сна, размышляя о счастье, которое ныне обрел; и тут ему явилась Матерь Божия в сопровождении двух дев, и облачения их испускали неземное благоухание. Юноша сел в постели, желая убедиться, что видит нечто истинное, а не фантом, порожденный его же разумом, и ясно услышал слова Пресвятой Девы: «Ты хорошо начал, сын мой, не останавливайся и будь мужествен». Душа его получила от этих слов великое утешение, и он укрепился в намерении всегда хранить верность Ордену.

Блаженной памяти брата Генриха**, первого приора Кельнского монастыря, уговаривал вступить в Орден его лучший друг, Иордан Саксонский, который сам принес такой обет. Генрих отправился искать наставления в соборе Богоматери, что в Париже. Не ощущая после молитвы в себе никакой особой перемены, что он приписал собственному жестокосердию, брат Генрих стал сетовать на свой удел подобным образом: «О, вечно прославленная Дева Мария, теперь я вижу, что ты не хочешь принять меня в число твоих слуг; я обречен остаться в стороне от Христовых бедняков». Эта жажда евангельской нищеты овладела его сердцем с давних пор, когда он понял, как много бедность дает добровольно принимающим ее в час, когда они предстают пред лицом неколебимого Судии; до того ему однажды снилось, что он вместе с прочими стоит перед судом Христовым. Будучи уверен в своей невинности и не имея на совести никакого преступления, Генрих думал избежать осуждения; но некто, стоявший по правую руку Судии, вопросил: «Чем в своей жизни ты пожертвовал ради Христа?» Он пробудился, дрожа от страха, и с того часа принял решение принять святую нищету – но ему помешала врожденная тяга к легкой жизни.

Когда он уже собрался покинуть собор Богоматери, печальный и потерянный после ночного бдения и молитв, внезапно сердце его посетил Тот, кто «восставляет всех низверженных» (Пс 145,14). Проливая потоки слез, он предал душу свою Господу, сердце его растаяло, и то, что прежде казалось невыносимым, стало желанным и сладостным. Обновленный духовно, он восстал с колен и поспешил к брату Реджинальду, перед которым целиком посвятил себя служению Господню. Через несколько дней он подтвердил свой обет, вступив в Орден и приведя с собой товарища. Речь о том самом брате Генрихе, который с первых же дней в Ордене стал прекрасным проповедником, несмотря на свою юность, и которого после его смерти Магистр Иордан, его лучший друг, видел в окружении ангелов и просил у него благословения на плодотворную проповедь слова Божьего.

Один парижский школяр имел обыкновение каждый день посещать собор Богоматери и там ревностно посвящать себя покровительству Матери Божией, неустанно прося указать ему жизненный путь, наиболее угодный в ее глазах. Однако же на беду дурные товарищи совратили этого студента на путь порока. Однажды ночью он собирался отправиться с ними в дом разврата, но наш милостивый и милосердный Спаситель по молитвам Своей святой Матери возложил руку на него, чтобы спасти; юноша самолично рассказывал мне, что по прибытии на место он прирос к земле у дверей и не мог сдвинуться, словно окаменел. Ужас привел его в себя, и школяр вскричал: «Попрошу пристанища у Пресвятой Девы, ведь, как видно, мое пребывание здесь неугодно Богу!» Едва он произнес этот обет, ноги его снова обрели способность двигаться; тут же отправившись в церковь, юноша возблагодарил милосердную Деву за то, что она сохранила его телесную и душевную чистоту, и через несколько дней под ее водительством нашел блаженное пристанище в Ордене.

Другой школяр, закончив свое обучение свободным искусствам, вернулся домой, чтобы повидаться с друзьями, прежде чем начать курс богословия. По пути домой юноша вспоминал о кротости некоего аббата, чьим молитвам он себя посвятил, и тут им овладел дух раскаяния – настолько сильного, что он не мог более держаться в седле, но упал на землю и так лежал на дороге, рыдая и стеная. Через некоторое время школяр почувствовал стремление вернуться в Париж и там вступить в Орден Проповедников, лишь недавно появившийся на свет; и вот, снова поднявшись в седло, он поскакал обратно в город. Но позже, когда юноша поразмыслил о тяжкой жизни в Ордене и наслушался от товарищей дурных слухов, ходивших в те дни о братьях, решимость его поугасла; и со слезами он просил Небеса наставить его и просветить. После долгих молитв школяру явилась во сне Пресвятая Дева и поведала о том, как живут братья, как принимают новициев, показала ему их капитул и монашеский хабит, а также открыла, кто и каким образом даровал его Ордену. Это видение побудило юношу поутру немедля отправиться в монастырь братьев, где он был принят в Орден и обнаружил, что там и впрямь все обстоит в точности как явила ему во сне святая Божия Матерь.

* Вступил в Орден в 1218, умер в 1230. Брата Танкреда, приора доминиканцев в Риме часто упоминает сестра Цецилия в книге Miracula Beati Dominici, как свидетеля чудес св. Доминика.

** Брат Генрих, именуемый Младшим; вступил в Орден 12 февраля 1220 г., был избран приором в Кельне в 1221, умер 25 октября 1221 г. Его историю описывает бл. Иордан в Libellus de principiis.

Перевод: Антон А. Дубинин ОPs.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий